Поведенческая концепция личности

В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социоло-гического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непо-средственные контакты между индивидами). Существенным элементом его социологии стала теория социального поведения. Мы уже упоми-нали выше некоторые аспекты данной теории, теперь рассмотрим ее более подробно.

Новое понимание природы и сущности социального поведения объ-ясняется Хомансом таким образом: “Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от них, и люди, которые получа-ют многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направ-ленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Та-кой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равнове-сия или баланса между обменами” Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984, С.90..

Хоманс сформулировал тезис о двух уровнях поведения, назван-ных им субинституциональным (парные непосредственно-личностные от-ношения) и институциональным. Первый - основа второго. При этом со-циальное поведение как обмен присуще обоим уровням. Некоторое раз-личие между ними, по Хомансу, состоит в том, что в сложных органи-зациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями, и в том, что сами процессы обмена “вознаграждающей” деятельностью становятся более опосредо-ванными. Все большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные социальные организации образуют равновес-ные системы, стабилизирующиеся путем институционализации общей нормативной структуры Новые направления в социологической теории. - М., 1978, с.84..

Объяснение социального поведения через обмен в версии Хоманса оказалось недостаточно корректным по ряду параметров. Как отмечалось в ряде критических работ История социологии (Под ред. А.Н.Елсукова и др. - Мн.,1997, с.240-241., осталось непонятным, как действу-ющий индивид использует “внешние символы” (в том числе структурную информацию о профессии, возрасте, доходе) в ходе прямых обменов с другими. Точно так же Хоманс не объясняет, каким же образом в ходе взаимодействия индивид делает заключение о том, что проис-ходит. Не смотря на это, в целом в современной западной социологии учение Хоманса по-нимается и трактуется для исследования традиционных социологических проб-лем и пользуется определенным влиянием.

Выделим пять основных положений, которые объясняют, как счи-тает Хоманс процесс обмена между индивидами.

Первое положение - положение успеха - состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится произво-дить это действие.

Второе положение - положение стимула - описывает отношение между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, кото-рое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула, или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.

Третье положение - положение ценности - заключается в том, что чем более пенно для личности достижение определенного резуль-тата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направ-ленное на его достижение.

Четвертое положение - положение “насыщения-голодания” - ис-ходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее пенным будет для нее повторение подоб-ной награды.

Пятое положение - положение “агрессии-одобрения” - характери-зуется тем, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результа-ты такого поведения становятся для него более пенными. И наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказа-ние, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одоб-ряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более пенными.

Этот набор из пяти положений, которые Хоманс предпочитает рас-сматривать как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так или иначе в любой ситуации. Он пытался экстраполи-ровать эти положения на объяснение всех социальных процессов и считал, что отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от непосредственного взаимодействия между индивидами.

Иными словами, рассматривая проблему личности, Дж.Хоманс, его предшественник (Б.Скиннер) главную роль отводят системе “стимулов”, “подкреплений”, проводя прямую анало-гию между поведением человека и животных. Изменения личностного по-ведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция “хороших”, т.е. желаемых действий.

Одновременно, как и Хоманс, П.Блау постулировал, что при рас-смотрении ассоциаций, включающих явный или скрытый, выгодный или дорогостоящий обмен деятельностью между двумя липами, используется элементарная экономическая модель. По сути социальная жизнь трак-туется им в качестве своеобразного “базара”, где “акторы” торгуют-ся между собой с целью извлечения наибольшей выгоды История социологии (Под общ. ред. А.Н.Елсукова. с.242..

“Принципы” и “законы” Блау можно сформулировать следующим образом: Тернер Дж. Структура социологической теории. -М.,1985, С.347-373.

Принцип 1, Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осу-ществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он бу-дет осуществлять эту деятельность.

Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждений человек об-менялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последую-щих актов обмена благодаря возникшим и направляющим их взаимным обязательствам.

Принцип 3. Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязатель-ства, тем меньшей властью располагают партии, склонные к негатив-ному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности.

Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющего-ся результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается,

Принцип 5. Чем больше установилось отношений обмена, тем бо-лее вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы “справед-ливого обмена”.

и другие, Предложив весьма оригинальную концепцию сущности общества, Блау, пожалуй, поставил больше проблем, нежели разрешил их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: