Отражение выпуска продукции и ее реализация при позаказном калькулировании

Как правило, выпускаемая предприятием продукция приходуется на склады.

Для учета готовой продукции предназначен счет 43 "Готовая продукция", к которому в случае позаказной калькуляции открываются субсчета и аналитические счета в том же порядке, что и к счету 20.

Пример 9. Предприятие "ЮГОКОМ" (см. пример 1) оказывает услуги по тиражированию бланков, изготовлению визитных карточек, изготовлению плакатов, печати книг. Бухгалтер предприятия открывает следующие субсчета к счету 43 "Готовая продукция":

- 43-1 "Ксерокопии";

- 43-2 "Визитные карточки";

- 43-3 "Плакаты";

- 43-4 "Книги".

При выпуске продукции по заказам (см. пример 3) будут открыты следующие аналитические счета:

- 43-2-001 "Визитные карточки по заказу N 2/001 для ООО "АСТ";

- 43-2-002 "Визитные карточки по заказу N 2/002 для ЗАО "Сити";

- 43-1-001 "Копии по заказу N 1/001 для ЗАО "ЮГОКАМА";

- 43-1-002 "Копии по заказу N 1/002 для ОАО "Арго";

- 43-1-003 "Копии по заказу N 1/003 для ООО "ИВС".

При позаказном методе калькулирования продукция приходуется на счет 43 по мере ее готовности исходя из фактической себестоимости, определенной в карточке заказа (на аналитическом счете к счету 20).

Пример 10. В соответствии с условиями примера 4 бухгалтер "ЮГОКОМ" должен оприходовать выпущенную готовую продукцию, фактическая производственная себестоимость которой составляет:

- заказ 2/001 для ООО "АСТ" -1 913,90 руб.;

- заказ 2/002 для ЗАО "Сити" - 812 руб.;

- заказ 1/001 для ЗАО "ЮГОКАМА" - 415,80 руб.;

- заказ 1/002 для ОАО "Арго" - 2 081,00 руб.;

- заказ 1/003 для ООО "ИВС" - 4 162,00 руб.

При этом бухгалтер составит следующие проводки:

· Дт 43-2-001 "Визитные карточки по заказу N 2/001 для ООО "АСТ",

 Кт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ"-1 913,90 руб. - оприходованы визитные карточки, изготовленные для ООО "АСТ";

·  Дт 43-2-002 "Визитные карточки по заказу N 2/002 для ЗАО "Сити",

 Кт 20-2-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити" – 812,00 руб. - оприходованы визитные карточки, изготовленные для ЗАО "Сити";

· Дт 43-1-001 "Копии по заказу N 1/001 для ЗАО "ЮГОКАМА",

 Кт 20-1-001 "Ксерокопирование бланков для ЗАО "ЮГОКАМА" -415,80 руб.

- оприходованы копии, сделанные для ЗАО "ЮГОКАМА";

· - Дт 43-1-002 "Копии по заказу N 1/002 для ОАО "Арго",

Кт 20-1-002 "Ксерокопирование бланков для ОАО "Арго" - 2 081,00 руб.

- оприходованы копии, сделанные для ОАО "Арго";

· Дт 43-1-003 "Копии по заказу N 1/003 для ООО "ИВС",

 Кт 20-1-003 "Ксерокопирование бланков для ООО "ИВС" - 4 162,00 руб.

- оприходованы копии, сделанные для ООО "ИВС".

Расчет себестоимости единицы продукции при позаказном методе производят по мере выпуска продукции (сдачи работ, услуг) по данному заказу при закрытии карточки заказа (т.е. при списании продукции со счета 20 на счет 43) путем деления суммы затрат, собранных при выполнении данного заказа, на количество продукции, выпущенной по данному заказу.

Пример 11. По данным примеров 3 и 10 исчислим себестоимость единицы продукции по каждому из заказов:

- заказ 2/001 на изготовление ламинированных визитных карточек для ООО "АСТ" - сумма расходов 1 913,90 руб., количество визитных карточек 300 шт., следовательно, себестоимость одной карточки:

1 913,90 руб.: 300 = 6,38 руб.;

- заказ 2/002 на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити" - сумма расходов 812,40 руб., количество визитных карточек 200 шт., следовательно, себестоимость одной карточки:

 812,40 руб.: 200 = 4,07 руб.;

- заказ 1/001 на ксерокопирование бланков для ЗАО "ЮГОКАМА" - 415,80 руб., количество копий 1 000 шт., следовательно, себестоимость одной копии:

415,80 руб.: 1 000 = 0,42 руб.;

- заказ 1/002 на ксерокопирование бланков для ОАО "Арго" - 2 081,00 руб. количество копий 5000 шт., следовательно, себестоимость одной копии:

2 081,00 руб.: 5 000 = 0,42 руб.;

- заказ 1/003 на ксерокопирование бланков для ООО "ИВС"-4 162,00 руб. количество копий 10 000 шт., следовательно, себестоимость одной копии:

составит 4 162,00 руб.: 10 000 = 0,42 руб.

Реализация продукции (работ, услуг) при позаказном методе отражается в общем порядке с использованием счета 90 "Продажи", при этом целесообразно открыть к счету 90 субсчета и аналитические счета, аналогичные субсчетам и аналитическим счетам счета 43, поскольку это позволит выявлять прибыль от выполнения каждого из заказов. Планом счетов предусмотрено выделение таких субсчетов счета 90, как 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж" и т.д., что вполне оправданно при составлении формы N 2 бухгалтерской отчетности (Отчета о прибылях и убытках). Поэтому возможно построение системы комбинированного аналитического учета, удовлетворяющего и требованиям составления финансовой отчетности, и потребностям внутреннего управления организации.

Пример 12. В предприятии "ЮГОКОМ" (см. примеры 1 - 4, 10 - 11) рекомендуется за субсчета первого порядка взять те, которые рекомендованы в Плане счетов ("Выручка", "Себестоимость продаж" и т.д.) и открыть следующие субсчета второго порядка к счету 90 "Продажи":

- 90-1,2,3,... -1 "Продажа изготовленных ксерокопий";

- 90-1,2,3,... -2 "Продажа изготовленных визитных карточек";

- 90-1,2,3,... -3 "Продажа изготовленных плакатов";

- 90-1,2,3,... -4 "Продажа отпечатанных книг".

При выпуске продукции по заказам (см. пример 3) будут открыты следующие аналитические счета:

- 90-1,2,3,... -2-001 "Продажа визитных карточек по заказу N 2/001 для ООО "АСТ";

- 90-1,2,3,... -2-002 "Продажа визитных карточек по заказу N 2/002 для ЗАО "Сити";

- 90-1,2,3,... -1-001 "Продажа копий, изготовленных по заказу N 1/001 для ЗАО "ЮГОКАМА";

- 90-1,2,3,... -1-002 "Продажа копий, изготовленных по заказу N 1/002 для ОАО "Арго";

- 90-1,2,3,... -1-003 "Продажа копий, изготовленных по заказу N 1/003 для ООО "ИВС".

Выручка, получаемая от реализации выполненных заказов, отражается по кредиту счета 90 на субсчете 1 и соответствующем аналитическом счете, производственная себестоимость заказа - по дебету счета 90 на субсчете 2, налоги, связанные с реализацией, - также по дебету счета 90 на соответствующих субсчетах. Кроме того, по дебету счета 90 могут быть отражены общехозяйственные расходы (если организация приняла решение не включать их в производственную себестоимость, а списывать как периодические на уменьшение финансового результата), расходы на продажу и иные расходы. Финансовый результат (прибыль или убыток) списывается с субсчета 90-9 на счет 99.

Пример 13. Продолжим рассмотрение сквозного примера (см. примеры 3 - 4, 10 - 11), дополнив его следующими условиями:

- цена изготовления 1 ламинированной визитной карточки (с разработкой макета дизайнером "ЮГОКОМ") составляет 10 руб.;

- цена изготовления 1 неламинированной визитной карточки (с разработкой макета дизайнером "ЮГОКОМ") составляет 5 руб.;

- стоимость тиражирования бланков составляет 50 коп. за одну копию.

Для упрощения предположим, что никакие налоги уплачивать не нужно и общепроизводственных расходов, как и расходов на продажу, предприятие в отчетном периоде не понесло, а оплата за выполнение заказов была внесена наличными в кассу "ЮГОКОМ".

В этом случае при отражении реализации выполненных заказов клиентам бухгалтер "ЮГОКОМ" составит следующие бухгалтерские проводки:

·  Дт 62 Кт 90-1-2-001 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N2/001 для ООО "АСТ" визитных карточек" - 3 000 руб. (10 руб. х 300)

- отражена выручка от исполнения заказа на изготовление визитных карточек для ООО "АСТ" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

·  Дт 90-2-2-001 "Себестоимость изготовленных по заказу N 2/001 для ООО "АСТ" визитных карточек",

Кт 43-2-001 "Визитные карточки по заказу N 2/001 - 1 913,90 руб.

- списана производственная себестоимость визитных карточек, изготовленных для ООО "АСТ", при их передаче заказчику;

·  Дт 62 Кт 90-1-2-002 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N2/002 для ЗАО "Сити" визитных карточек" - 1 000 руб. (5 руб. х 200)

- отражена выручка от исполнения заказа на изготовление визитных карточек ЗАО "Сити" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

·  Дт 90-2-2-001 "Себестоимость изготовленных по заказу N 2/001 для ЗАО "Сити" визитных карточек",

Кт 43-2-002 "Визитные карточки по заказу N 2/002 – 812,00 руб.

- списана производственная себестоимость визитных карточек, изготовленных для ЗАО "Сити", при их передаче заказчику;

·  Дт 62 Кт 90-1-1-001 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N1/001 для ЗАО "ЮГОКАМА" копий " - 500 руб. (0,50 руб. х 1 000)

- отражена выручка от исполнения заказа на ксерокопирование материалов для ЗАО "ЮГОКАМА" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

· Дт 90-2-1-001 "Себестоимость изготовленных по заказу N 1/001 для ЗАО "ЮГОКАМА" копий,

 Кт 43-1-001 "Копии по заказу N 1/001 для ЗАО "ЮГОКАМА" – 415,80 руб.

- списана производственная себестоимость копий, сделанных для ЗАО "ЮГОКАМА";

· Дт 62 Кт 90-1-1-002 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N1/002 для ОАО "Арго" копий - 2 500 руб. (0,50 руб. х 5 000)

- отражена выручка от исполнения заказа на ксерокопирование материалов для ОАО "Арго" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

· Дт 90-2-1-002 "Себестоимость изготовленных по заказу N 1/002 для ОАО "Арго" копий ",

Кт 43-1-002 "Копии по заказу N 1/002 для ОАО "Арго" - 2 081,00 руб.

- списана производственная себестоимость копий, сделанных для ОАО "Арго";

· Дт 62 Кт 90-1-1-003 "Выручка от продажи изготовленных по заказу N1/003 для ООО "ИВС" копий " - 5 000 руб. (0,50 руб. х 10 000)

- отражена выручка от исполнения заказа на ксерокопирование материалов для ООО "ИВС" при их передаче заказчику (с одновременным отражением задолженности заказчика);

· Дт 90-2-1-003 "Себестоимость изготовленных по заказу N 1/003 для ООО "ИВС" копий ",

Кт 43-1-003 "Копии по заказу N 1/003 для ООО "ИВС" - 4 162,00 руб.

- списана производственная себестоимость копий, сделанных для ООО "ИВС";

·  Дт 50 Кт 62 - 12 000 руб.

- получена в кассу наличная выручка от заказчиков (в общей сумме);

· Дт 90-9-2-001 "Прибыль по заказу N 2/001 на изготовление визитных карточек для ООО "АСТ" Кт 99 - 1 086,10 руб. (исчисляется как разница между кредитовыми оборотами по аналитическим счетам к счету 90, оканчивающимся на 2-001 и дебетовыми оборотами по аналитическим счетам к счету 90, также оканчивающимся на 2-001)

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 2/001 на изготовление ламинированных визитных карточек для ООО "АСТ";

· Дт 90-9-2-002 "Прибыль по заказу N 2/002 на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити" Кт 99 – 188,00 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 2/002 на изготовление неламинированых визитных карточек для ЗАО "Сити";

·  Дт 90-9-1-001 "Прибыль по заказу N 1/001 на изготовление копий для ЗАО "ЮГОКАМА" Кт 99 – 84,20 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 1/001 на изготовление копий для ЗАО "ЮГОКАМА";

·  Дт 90-9-1-002 "Прибыль по заказу N 1/002 на изготовление визитных карточек для ОАО "Арго" Кт 99 - 419,00 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 1/002 на изготовление копий для ОАО "Арго";

·  Дт 90-9-1-003 "Прибыль по заказу N 1/003 на изготовление визитных карточек для ООО "ИВС" Кт 99 - 838,00 руб.

- выявлена прибыль от исполнения заказа N 1/003 на изготовление копий для ООО "ИВС".

Таким образом, получаем следующую информацию:

1. Суммарная выручка от реализации за период может быть исчислена как сумма по субсчетам 90-1, в нашем случае она составляет 12 000 руб.

2. Суммарная производственная себестоимость по всем заказам, выполненным и реализованным за отчетный период, исчисляется как сумма по субсчетам 90-2, в нашем случае получаем 9 384,70 руб.

3. Общий финансовый результат от реализации за отчетный период может быть получен суммированием оборотов по субсчету 90-9. Получаем 2615,30 руб. Аналогичная сумма должна быть получена при вычитании из выручки производственной себестоимости.

Проверим: 12 000 руб. - 9 384,70 руб. = 2 615,30 руб.;

4. Информация о финансовом результате от реализации продукции по каждому заказу может быть получена при рассмотрении оборотов по аналитическим счетам к субсчету 90-9. В частности, можно сделать вывод, что наибольшая прибыль в нашем примере была получена от выполнения заказа на изготовление ламинированных визитных карточек.

Кроме того, Планом счетов предусмотрена возможность применения счета 40 для учета выпуска продукции. При этом в течение отчетного периода продукция приходуется на счет 43 по нормативной (плановой) себестоимости проводкой Дт 43 Кт 40, ее реализация отражается также по нормативной (плановой) себестоимости проводкой Дт 90 Кт 43 с одновременным признанием выручки на кредите счета 90. В конце отчетного периода, после распределения косвенных расходов, производится списание фактической себестоимости продукции с кредита счета 20 в дебет счета 40, после чего возникающая на счете 40 разница списывается непосредственно в дебет счета 90 дополнительной или сторнировочной записью.

Применение счета 40 целесообразно в том случае, если организация наряду с применением позаказного метода учета затрат желает использовать нормативный метод учета (такая комбинация вполне возможна и способствует еще большему повышению контроля за затратами). Субсчета и аналитические счета к счету 40 в таком случае открываются аналогично субсчетам и аналитическим счетам к счету 43.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управленческий учет — это система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.

Главная задача при использовании позаказного метода – повышение оперативности контроля за прямыми затратами, что возможно при внедрении основных элементов нормативного метода учета затрат по всем операциям и работам осуществляемым при выполнении заказов.

В ходе выполнения данной курсовой работы были изучены вопросы, касающиеся позаказного метода учета затрат и калькуляции себестоимости продукции. В курсовой работе приведены понятие позаказного метода учета затрат, их подробная классификация организация учета накладных и прямых расходов при позаказном методе учета затрат.

Позаказный учет производственных затрат аккумулирует затраты по отдельным работам, подрядам и заказам, используется при изготовлении уникальных либо выполняемых по специальному заказу изделий. Такой метод калькуляции применяется тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями или, когда она изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчиками. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости дает представление об информации о себестоимости индивидуального продукта, которая может базироваться как на фактических, так и плановых данных (нормативный подход к учету затрат). Кроме того, она может сочетать в себе оба подхода в зависимости от степени использования данных. Однако основная характеристика этого метода заключается в том, что вся информация относится к конкретному заказу, а не к отчетному периоду и не является полученной в результате усреднения, кроме случаев, когда необходимо установить стоимость единицы продукции для заказа, состоящего из нескольких идентичных единиц.

Учетные записи при позаказном методе показывают материальные, трудовые и косвенные затраты, а также распределение косвенных затрат, производимое на требуемом уровне детализации, но этот процесс всегда будет ограничиваться конкретным заказом.

Принципиальные преимущества метода позаказного калькулирования заключаются в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах более дорогостоящие, а какие более эффективные. Позаказный метод обеспечивает базу для планирования затрат и продажных цен по будущим заказам. Метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам путем расчета отклонений между плановыми и фактическими данными. Следовательно, такой метод при применении счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" дает возможность формировать в рамках системного бухгалтерского учета информацию о плановой и фактической себестоимости выпускаемой продукции.

К основным недостаткам использования данного метода учета следует отнести:

- отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат - на определенную дату выполнения заказа рассчитать сумму произведенных затрат и оценить их размер и значимость не представляется возможным;

- нечеткое распределение отдельных видов затрат между заказами - существуют такие затраты, которые трудно точно распределить между заказами в связи с отсутствием учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности;

- невозможность проведения инвентаризации незавершенного производства - сложность и громоздкость производства приводит к тому, что те заказы, которые не закрылись в отчетном периоде, переходят на следующий период без учета их фактической степени готовности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: