2.1. Организация аналитического учета при позаказном методе учета затрат
Поскольку при позаказном методе калькулирования ставится цель исчислить себестоимость конкретного вида продукции, работ, услуг, выполняемых на заказ, аналитический учет к счету 20 "Основное производство" целесообразнее всего организовать по видам выпускаемой продукции, т.е. открыть субсчета по однородным типам продукции (работ, услуг), и в дальнейшем открывать аналитические счета по конкретным заказам (партиям) продукции.
Пример 1. Предприятие "ЮГОКОМ" оказывает услуги по тиражированию бланков, изготовлению визитных карточек, изготовлению плакатов, печати книг. Бухгалтер предприятия открывает следующие субсчета к счету 20 "Основное производство":
- 20-1 "Ксерокопирование";
- 20-2 "Изготовление визитных карточек";
- 20-3 "Изготовление плакатов";
- 20-4 "Печать книг".
По мере поступления конкретных заказов бухгалтер кодирует их, открывая аналитические счета к соответствующему субсчету. Например, при поступлении первого заказа на изготовление визитных карточек для ООО "АСТ" он может открыть аналитический счет 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ" по заказу N 001".
Таким образом, сбор затрат по каждому заказу осуществляется в карточках аналитического учета, открываемых на каждый заказ. Карточки нумеруются исходя из кодировки заказов, и в дальнейшем код, присвоенный данному заказу, проставляется на всех первичных документах по операциям, связанным с исполнением данного заказа (например, на лимитно-заборных картах, в нарядах на сдельную работу и т.д.). Это позволяет относить расходы, зафиксированные в первичных документах, непосредственно на выполнение того или иного заказа.
Поскольку зачастую для каждого вида продукции требуются специфические виды материалов, аналитический учет к счету 10-1 "Сырье и материалы" также можно организовать, выделив подгруппы материалов для выполнения каждого типа заказов.
Пример 2. Бухгалтер предприятия "ЮГОКОМ" (см. пример 1) решил открыть следующие аналитические счета к счету 10-1 "Сырье и материалы":
- 10-11 "Бумага для ксерокопирования";
- 10-12 "Бумага для изготовления визитных карточек":
- 10-13 "Материал для ламинирования визитных карточек" и т.д.