Глава 2. Действующая практика организации позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

2.1. Организация аналитического учета при позаказном методе учета затрат

Поскольку при позаказном методе калькулирования ставится цель исчислить себестоимость конкретного вида продукции, работ, услуг, выполняемых на заказ, аналитический учет к счету 20 "Основное производство" целесообразнее всего организовать по видам выпускаемой продукции, т.е. открыть субсчета по однородным типам продукции (работ, услуг), и в дальнейшем открывать аналитические счета по конкретным заказам (партиям) продукции.

Пример 1. Предприятие "ЮГОКОМ" оказывает услуги по тиражированию бланков, изготовлению визитных карточек, изготовлению плакатов, печати книг. Бухгалтер предприятия открывает следующие субсчета к счету 20 "Основное производство":

- 20-1 "Ксерокопирование";

- 20-2 "Изготовление визитных карточек";

- 20-3 "Изготовление плакатов";

- 20-4 "Печать книг".

По мере поступления конкретных заказов бухгалтер кодирует их, открывая аналитические счета к соответствующему субсчету. Например, при поступлении первого заказа на изготовление визитных карточек для ООО "АСТ" он может открыть аналитический счет 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ" по заказу N 001".

Таким образом, сбор затрат по каждому заказу осуществляется в карточках аналитического учета, открываемых на каждый заказ. Карточки нумеруются исходя из кодировки заказов, и в дальнейшем код, присвоенный данному заказу, проставляется на всех первичных документах по операциям, связанным с исполнением данного заказа (например, на лимитно-заборных картах, в нарядах на сдельную работу и т.д.). Это позволяет относить расходы, зафиксированные в первичных документах, непосредственно на выполнение того или иного заказа.

Поскольку зачастую для каждого вида продукции требуются специфические виды материалов, аналитический учет к счету 10-1 "Сырье и материалы" также можно организовать, выделив подгруппы материалов для выполнения каждого типа заказов.

Пример 2. Бухгалтер предприятия "ЮГОКОМ" (см. пример 1) решил открыть следующие аналитические счета к счету 10-1 "Сырье и материалы":

- 10-11 "Бумага для ксерокопирования";

- 10-12 "Бумага для изготовления визитных карточек":

- 10-13 "Материал для ламинирования визитных карточек" и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: