Основополагающим принципом проведения выборов в России является то, что все они организуются и проводятся специальными органами - избирательными комиссиями. Этот факт действительно принципиален для российских выборов и имеет далеко идущие последствия. Принцип означает, что никакие другие властные структуры, будь то органы государственной власти или органы местного самоуправления, не вправе заниматься организацией и проведением выборов и референдумов. ФЗ «О гарантиях...» специально запрещает законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям, должностным лицам, иным гражданам вмешиваться в деятельность комиссий. Когда речь идет об «иных гражданах», имеются в виду граждане, не уполномоченные на законное «вмешательство». Наблюдатели, доверенные лица и другие, указанные в законах лица вправе в определенных случаях обращаться к комиссии с замечаниями и предложениями,
В федеральном избирательном законодательстве, а также в соответствующих других отраслях законодательства под вмешательством понимается, в частности, воспрепятствование работе избирательных комиссий, а также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, установленных законодательством о выборах с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции указанных комиссий (части 1 и 3 статьи 141 УК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, главенствующую позицию в системе федеральных источников избирательного права занимает Конституция Российской Федерации. В ней находит закрепление основополагающие принципы избирательного права, признание свободных выборов как непосредственного выражения власти народа (ст. 3). В Конституции закрепляется право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32); регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента Российской Федерации (ст. 81) и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст.95-97); оговаривается необходимость муниципальных выборов в системе местного самоуправления в России (ст. 130). Эти положения Конституции оказывают прямое воздействие на формирование избирательного права, являются базисными элементами законодательства о выборах.
Избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации. Они закреплены, прежде всего, в Конституции и в Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав...». Но, как таковая глава «Принципы избирательного права» отсутствует в Конституции. Это является пробелом в конституционном регулировании основных институтов избирательного права.
В данной работе были выделены следующие принципы избирательного права:
1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и
психически здоровыми гражданами).
2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему
в избирательном процессе и если да, то в какой мере).
3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек -
один голос").
4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность).
5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом).
6) Периодичность (Выборы проводятся в сроки, установленные Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований).
7) Альтернативность (Составляет исходную предпосылку организации и
проведения демократического конкурентного избирательного процесса).
8) Добровольность (Означает, что запрещается оказывать воздействие на свободное волеизъявление гражданина).
На современном этапе именно эти принципы российского избирательного права, лежащие в основе организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов можно выделить путём анализа избирательного законодательства в своем развитии и исследования практики его применения.