Принцип добровольного и свободного участия в голосовании

 

Исходные начала данного принципа избирательного права сформулированы в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), в

соответствии, с которым гражданин имеет право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (п. б ст. 25). В Российской Федерации конституционно закреплен принцип свободных выборов, который означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без какого бы то ни было государственного принуждения. В
соответствии с рамочным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданам предоставляется возможность самостоятельно принимать решение - использовать или не использовать на выборах свое активное и пассивное избирательное право. Федеральный закон закрепляет положение о том, что выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:                                                        

а)        в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. При этом законом указанный минимальный процент может быть повышен для - выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Вместе с тем, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представитель органов местного самоуправления состоявшимися может вообще не устанавливаться;

б)          в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

в)          менее чем два списка кандидатов при  голосовании за списком при голосовании за списки кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;

г) за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении
мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов;

д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

е) законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень
на общих выборах включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.

При этом особо закреплено положение о том, что законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися кроме закрепленных в федеральном избирательном законодательстве.

Соответствующая комиссия признаёт итоги голосования, результаты выборов недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе; в) по решению суда. В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными назначаются повторные выборы.

Неучастие избирателей в выборах принято называть абсентеизмом. Различают политический, экономический, социальный, аполитичный и прочие виды абсентеизма. В частности, при политическом абсентеизме избиратель, уклоняясь от участия в выборах выражает тем самым политический протест против предвыборных программ и платформ кандидатов, считая, что ни одна из них не отвечает в достаточной степени его взглядам и представлениям, а иногда, что данные выборы ничего не меняя в сложившейся ситуации, не могут быть свободными. Федеральное избирательное законодательство содержит гарантии реализации принципа свободных выборов, в виде характеристики избирательного права гражданина права, а не обязанности и на этой основе добровольного участия или неучастия гражданина в выборах, и неучастие имеет определенные юридические последствия в части признания выборов несостоявшимися и последующего назначения повторных выборов. Вместе с тем избирательное законодательство содержит и такой инструмент, который также юридически значим для выражения политических предпочтений избирателей, а наличие в избирательном бюллетене позиции «Против всех кандидатов» и «Против всех списков кандидатов». Избиратель, приняв участие в голосовании, может на основе своего волеизъявления более ясно выразить отношение к включенным в бюллетень конкретным кандидатам, их предвыборным программам (платформам). В этом случае, выборы признаются соответствующей избирательной комиссии несостоявшимися, поскольку в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за депутата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Ряд положений, обеспечивающих принцип свободы выборов, гарантируется также нормами уголовного и административного права. Так, в целях обеспечения свободного характера народного волеизъявления в федеральном законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме гражданами Российской Федерации, нарушение тайны их голосования (статья 141 УК РФ). Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются деяния, перечисленные в диспозиции указанной статьи, соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершенные лицом с использованием своего служебного положения, либо совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Административная ответственность установлена за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума), либо отказ выдать гражданину

письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ), отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума (статья 5.7 КоАП РФ) и другие деяния, прямо или косвенно нарушающие права граждан свободно изъявлять свою волю на выборах и на референдуме




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: