Проблема развития человеческого потенциала

 

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное — их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой — необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач.

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования — это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Глобальные проблемы мировой экономики отличаются общепланетарным характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран, независимо от их социального строя, уровня экономического развития, географического положения, и могут быть решены путем взаимодействия всех государств.

По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы делятся на три основные группы:

первая группа включает проблемы, связанные с взаимоотношениями развитых и развивающихся стран (вопросы войны и мира, разоружения и развития);

вторая группа охватывает проблемы, выражающие отношения в системе «человек - общество» (рост народонаселения, борьба с нищетой, голодом, болезнями, развитие самого человека в условиях НТП);

третья группа включает проблемы отношений в системе «общество - природа» (защита окружающей среды, ресурсы, энергетику).

Обострение общих для всего человечества глобальных проблем усиливает рост сознания необходимости согласованных действий по их решению. Возникший и уже необратимый глобализм мировых экономических процессов, означает необходимость создания союза цивилизованных народов на базе общечеловеческих ценностей, современной выработки оптимальных вариантов развития, сочетание интересов личности, общества, государства, высокой эффективности труда и качества жизни.

Центром и связующим звеном всего комплекса общемировых проблем является человек и его будущее. Глобальные мировые проблемы жизненно важны для человечества. Их нерешенность порождает угрозу для будущего всех людей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Роскова, О.А. Мировая экономика: методические указания для студентов заочной формы обучения / О.А. Роскова. - Вологда: ВоГТУ, 2008. - 48 с.

 

2. Якобсон, А.Я. Лекции по мировой экономике: учебное пособие / А.Я. Якобсон, И.М. Максимов. – Иркутск: ИрГУПС, 2006. – 87 с.

 

3. Материалы сайта «Природное наследие» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prinas.org/node/117

 

4. Сариева, Я.С. Демографическая проблема в современной мировой экономике: статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://varkentin.info/

 

5. Горная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mining-enc.ru/p/prirodnye-resursy/

 

6. Библиофонд [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=45298

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: