Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие компоненты:
1. Картина моделируемого мира;
2. Правила игры;
3. Командные и (или) индивидуальные вводные.
От того, насколько продуман этот этап подготовки игры, зависит весь ход игры.
1. Картина моделируемого мира. Необходимо описать условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче они будут описаны, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Схема описания такова: место действия; время действия; действующие лица и занимаемое ими положение; важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени; ситуация, сложившаяся на начало игры.
2. Правила игры являются основным законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований.
3. Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организаторами игры либо самими игроками по согласованию с организаторами. Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения,
|
|
4. Для того чтобы создать хорошую ролевую игру, нужно иметь четкое представление о составляющих частях игры:
- ролевое моделирование;
- алгоритм ролевой игры;
- деятельностный фон ролевой игры;
- этика мастера игры;
- стандарты правил и использование их в игре.
Первые два блока являются фундаментом игры. Они обеспечивают динамику и интерес участников.
При проведении игры необходим постоянный контроль за соблюдением правил. Любое их нарушение должно немедленно и действенно караться. Естественно, необходимо соразмерять допущенное нарушение и налагаемое наказание.[22, 19]
При проведении даже хорошо организованной ролевой игры могут возникать нештатные ситуации. Игроки могут обнаружить несоответствия в правилах, придумать неординарный ход или нарушить правила. В любом случае, прежде всего, необходимо восстановить контроль над ситуацией. Зачастую игроки пытаются оказать давление на ведущих и перехватить инициативу. Этого нельзя допускать. Ведущие должны детально разобраться в сложившейся ситуации и проверить ее на соответствие правилам и картине мира.[23, 71]
Последним этапом ролевой игры является ее анализ. Желательно, чтобы в нем приняли участие все игроки и ведущие. Если это невозможно, ведущие должны сами детально проанализировать все этапы организации и проведения игры, учесть все удачи и неудачи, разобраться в их причинах. Лучше всего проводить полный анализ спустя некоторое время после окончания игры, когда улягутся эмоции. Ведущие должны рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, предпринятые ими, дать свою оценку прошедшей игры. Игроки, в свою очередь, должны проанализировать ход игры в целом и свои действия в ней, а также организацию игры.[24, 68]
|
|
Все это способствует накоплению опыта у игроков и повышению уровня и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась, нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к разбору взаимных обид или просто к критике действий ведущих.[25, 10]
Выводы по I главе:
Таким образом, можно выделить преимущества ролевой игры:
1. максимальная активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;
2. речевые партнеры определяются в игре не только по желанию преподавателя, но и произвольно;
3. на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.[26, 15]
Недостатки использования ролевой игры:
1) до сих пор не существует разработанных комплексов упражнений, которые бы четко определяли:
- целевое назначение игр;
- их количество и качество;
2) использование ролевой игры в процессе обучения информатике нецеленаправленно и бессистемно;
3) игра используется в основном как развлекательный момент на уроке.[27, 35]
Вышеизложенное подчеркивает сложность и многогранность рассматриваемой проблемы, ее актуальность.
Практическая реализация взаимодействия колледжа и родителей