Ролевая игра «Устройство компьютера»

Тема: «Устройство компьютера»

Цели:

- образовательные: обобщить и систематизировать знания об устройстве компьютера, о составляющих системного блока, их характеристиках, назначении, взаимодействии между собой;

- воспитательные: воспитывать информационную культуру, поддерживать познавательный интерес;

- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Вид: Ролевая игра.

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, маркерная доска.

Дополнительные материалы: 2 белых халата, 4 белых шапочки или косынки, амбулаторная карта (Приложение 1), оценочные листы (Приложение 2).

Подготовительный этап:

1. На перемене перед уроком предупредить одного ученика о том, что ему нужно сыграть роль Системного Блока (СБ). Его роль: войти в класс по приглашению, отдать амбулаторную карту (Приложение 2) регистратору, отвечать на вопросы следующим образом: фамилия – Системный, имя – Блок. После операции сказать, что чувствует себя очень плохо, чего-то не хватает. После присоединения монитора и клавиатуры сказать, что чувствует себя очень хорошо, поблагодарить всех.

2. На магнитной доске приготовить таблицу (таблица 1)

Таблица 1. Результаты выполнения заданий

ФИ ученика Выбор хирургов Выбор медсестер История болезни Общее кол-во баллов
Ученик 1        
Ученик 2        
       
Ученик n        

 

3. Подготовить слайд с ответами на задание «Выбор хирургов» (Приложение 3).

4. Подготовить слайд с ответами на задание «Выбор медсестёр» (Приложение 4).

5. Подготовить файл для мультимедийной доски с изображениями устройств системного блока (Приложение 5).

План урока:

1. Мотивационное начало урока (2 мин).

2. Ролевая игра (40 мин).

3. Итог урока (3 мин).

Ход урока.

1. Мы закончили изучение темы «Архитектура компьютера», и на следующем уроке проверим ваши знания с помощью контрольной работы. Чтобы лучше с ней справиться мы сегодня на уроке повторим изученную информацию по этой теме.

Этот урок будет проходить в виде игры, и каждому из вас достанется определённая роль. Какая именно – зависит от ваших знаний.

Вы сегодня будете сотрудниками больницы. Ваша задача – сделать сложную операцию пациенту и вернуть ему здоровье. Руководить операцией будут два хирурга, помогать им будут 4 медсестры, остальным достанутся роли студентов-практикантов, которые ещё не умеют оперировать и будут тренироваться на манекене.

2. Сейчас мы пригласим нашего пациента (входит ученик – СБ).

Он описал свои жалобы в амбулаторной карте, так как во время операции он будет без сознания и не сможет сказать, что у него болит. Эта карта пока будет храниться в регистратуре. Кто желает быть регистратором? (выбирается ученик по желанию или по указанию учителя. Ему выдается амбулаторная карта (Приложение 1). Регистратор должен заполнить амбулаторную карту, и тогда мы все узнаем, как зовут нашего пациента. Пациент, скажите, как ваше имя?

СБ: Блок (регистратор записывает).

Ваша фамилия?

СБ: Системный (регистратор записывает).

Скажите, медицинский персонал (учитель обращается к классу), знаком ли вам такой пациент?

Ученики: Да.

Какое у вас распространённое имя! Таких пациентов в нашей больнице было очень много. Медицинский персонал в таких вопросах очень грамотный, мы вас быстро вылечим. Вас будут оперировать самые умные хирурги, а ассистировать им будут самые лучшие медсестры.

А двух самых умных хирургов мы сейчас выберем из тех, кто лучше всех знает внутренние органы пациента (раздать всем ученикам оценочные листы). Итак, задание для медицинского персонала: запишите как можно больше устройств, входящих в состав системного блока.

Через 3 минуты ученики меняются листами и подсчитывают друг у друга баллы, за каждое правильное устройство – 1 балл, ответы на мультимедийной доске (Приложение 3). По результатам задания на магнитной доске заполняется заранее подготовленная таблица (Таблица 1)

Два ученика, набравшие наибольшее количество баллов становятся хирургами. При спорном результате, если ученики набрали равное количество баллов, среди них проводится дополнительный конкурс: называть по очереди периферийные устройства компьютера, кто не может ответить в течение 10 секунд – выбывает, оставшийся выигрывает.

Итак, хирургами становятся ____________ и __________ (они надевают белые халаты).

Теперь выберем медсестер, которые лучше всех разбираются в характеристиках внутренних органов пациента.

Перечислите основные характеристики указанных устройств:

Процессор –

Память –

Видеокарта –

Системная шина –

Хирурги в конкурсе не участвуют, но на вопросы отвечают и оценивают друг друга.

Через 3 минуты ученики меняются листами, проверяют друг друга (1 балл за каждую правильную характеристику, ответы на доске – Приложение 4). По результатам задания заполняется таблица на магнитной доске, выбираются 4 медсестры (или медбрата), набравшие наибольшее количество баллов во втором конкурсе. При спорном результате среди учеников, набравших равное количество баллов, проводится дополнительный конкурс: по очереди называть устройства ввода или вывода информации (указывать конкретно – ввода или вывода). После 10-секундной заминки участник выбывает, побеждает оставшийся (или несколько оставшихся, необходимых для выбора медсестер).

Итак, медсестрами (медбратьями) становятся _______, _______, _______ и _______ (они надевают белые шапочки или косынки). Остальные становятся студентами-практикантами.

Теперь, когда лучший персонал подобран, начинаем подготовку к операции. Подобные пациенты у нас уже были, поэтому мы должны ознакомиться с их историями болезни, чтобы знать, как обращаться с нашим больным.

Я буду задавать вопросы, отвечает первый поднявший руку, за правильный ответ в таблицу заносится 1 балл.

Вопросы: Какой внутренний орган поврежден при следующих симптомах? (назвать устройство системного блока, работа которого нарушена)

1. Пациент потерял память (жёсткий диск);

2. Пациент забывает всё через 10 минут (оперативная память);

3. Пациент ослеп (видеокарта);

4. Пациент оглох (звуковая карта);

5. Нарушено кровообращение между внутренними органами (материнская плата);

6. Сошёл с ума, не соображает (процессор);

7. Хроническая усталость, сонливость (блок питания);

8. Аутизм, не может не с кем общаться (сетевая карта);

9. Высокая температура (кулер).

Итак, медицинский персонал готов к операции. На мультимедийной доске расположены устройства системного блока (Приложение 5).

Системный Блок, когда был в сознании, написал в амбулаторной карте все свои жалобы (Приложение 1).

Регистратор отдает эту карту хирургам. Хирурги, читая жалобу, принимают решение о действиях, которые необходимо выполнить. Свои команды они говорят медсестрам, которые стоят у мультимедийной доски и их выполняют. Студенты-практиканты садятся за компьютеры и повторяют все действия за медсестрами.

Учитель контролирует выполнение заданий всеми учениками.

Ответы:

1. Заменить процессор.

2. Установить дисковод.

3. Добавить жесткий диск.

4. Заменить материнскую плату.

5. Заменить видеокарту

После окончания операции необходимо проверить результат. Включаем системный блок (Нажать кнопку Power, которая изображена на мультимедийной доске). Пациент очнулся, значит он работает, операция прошла успешно! Скажите, пациент, как вы себя чувствуете?

СБ: Я чувствую себя плохо, как будто мне чего-то не хватает.

Чего не хватает Системному Блоку? (вопрос ученикам)

Ученики: Монитора, клавиатуры и мыши.

Подключаем монитор, клавиатуру, мышь, снова включаем.

А теперь как вы себя чувствуете?

СБ: Теперь я здоров! Спасибо всем сотрудникам больницы.

3. Итак, из каких основных блоков состоит компьютер? (спросить ученика)

Назовите основные устройства системного блока (отвечает другой ученик).

Оценки за урок выставляются по результатам таблицы.

Домашнее задание – описать в тетради принцип открытой архитектуры компьютера.

Проведение такого занятия позволяет оценить реальные знания учащихся, воспитывать информационную культуру, поддерживать познавательный интерес, развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание.

Выводы по II главе

Воспитательная среда двух элементов взаимодействия – семьи и колледжа способствует усиленному формированию социального опыта учащихся, адаптации подростков в коллективе, устойчивому эмоционально-психологическому настрою на обучение учащихся.

Тематический классный час дает возможность преподавателю создать достаточно благоприятную обстановку для формирования у учащихся потребности в прекрасном и реализации положительного процесса социализации в семье.

Анкетирование, в свою очередь, дает нам конкретное представление о существующих, либо несуществующих проблемам семей учащихся.

Создание таких форм определения или формирования процесса социализации является эффективным методом познания личности самих учащихся и их родителей.

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели тему курсовой работы с точки зрения исследований основных ее аспектов. Здесь, конечно, невозможно было рассказать о всех направлениях исследования ролевой игры, тем более что и тема курсовой работы значительно уже. В частности, можно было рассмотреть мою тему в следующих направлениях: анализ ролевого поведения как фактора интенсификации учебного процесса, ознакомление с опытом использования ролевых игр на уроках информатики, выявление значения ролевой игры для становления нравственного поведения детей.

Приведенные в данной работе положения дают нам основание утверждать, что ролевая игра как форма организации учебной ситуации является средством интенсификации обучения групповому общению.

Нам известно, какое большое значение в организации учебного процесса имеет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучение способствует закреплению явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Процесс обучения становится более продуктивным и успешным, если объединять учебную ситуацию с реальной коммуникацией с использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов изучаемой дисциплины. Вышесказанное подтверждает выдвинутую гипотезу.

Ролевая игра – условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

В курсовой работе разработаны занятия, которые позволили добиться максимальной отдачи, а создание преподавателем оптимальных условий проведения ролевых игр на уроках информатики формированию социального поведения учащихся и развитие их общей коммуникации

 

Список использованных источников

1.. Гиркин, И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. Информационные технологии. И.В. Гиркин, – № 6, 1998. ISBN 5-7805-1345-3

2. Глушко, А.И. Компьютерный класс в школе. Информатика и образование. – А.И. Глушко, – 1994, №4. ISBN 978-01-5612-5

3. Занько, С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М. Игра и учение. С.Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. – Москва, Логос, 1992. с – 125 ISBN 985-06-0294-5

4.  Выготский, Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский // Вопросы психологии, – 1997. №6. с – 164 ISBN 9-1206-05-5

5. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.Ф. Стронин, – М., Просвещение, 1984.с – 112 ISBN 7-3400-214-96. Эльконин, Д.Б. Психология игры. Д.Б. Эльконин, – М., Просвещение, 1987. с – 350 ISBN 8-2541-250-9

7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Н.П. Аникеев, – М., 1987. ISBN 25-254-0110-5

8. Гриценко, В.И. Применение компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. – В.И. Гриценко, – К., 1997. ISBN 25-254-0110-5

9. Гузеев, В. Работа группами с компьютерной поддержкой. // Информатика и образование. – В. Гузеев, – № 1, 1991. ISBN 2-666-8710-21

10. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – К.М. Гуревич,– М., 1988. ISBN 978-24-0211-1

11. Жилкина, Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения. – Д.Н. Жилкина, – М., 1992. ISBN 9-0154-15-1

12. Заничковский, Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. №2. ISBN 25-2502-523

13. Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении. – О.А. Колесникова, – М., 1989. ISBN 4-2335-250-23

14. Маргулис, Е.Д. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения. – Е.Д. Маргулис, – К., 1997. ISBN 5-88682-156-215. Маргулис, Е. Д. Компьютерная игра в учебном процессе //Педагогика – 1989. №4. ISBN 79-254-30541-254

16. Мильруд, Р.П. Организация ролевых игр на уроке. Р.П. Мильруд, – М., 1987. ISBN 985-06-0294-5

17. Петрусинского, В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. В.В. Петрусинкого, – М., 1994. ISBN 7-42-2340-55

18. Филатов, В.М. Методическая типология ролевых игр. – В.М. Филатов, – М., 1988. №2 ISBN 7-654-2012-5

19. Шмелев, А. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. – А. Шмелев, – 1988, №3. ISBN 5-45-1062-46

20. Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. – М.,1992. ISBN 10-156-0102-6

21. Арефьева, Г.И. Групповая форма работы на уроках. – Г.И. Арефьева, – М., 1988. ISBN 8-0216-5874-352

22. Ариян, М.А. Варианты ситуативных ролей для средней школы. – М.А. Ариян, – М., 1985. ISBN 5-8297-0007-7

23. Ариян, М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе. Автореф. канд. дис. М., 1982г.

24. Гребенев, И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. И.В. Гребенев, – 1994. №5. ISBN 5-354-0120-56

25. Спенсер, А. Образование умственное, моральное и физическое. – А. Спенсер, – СПБ.: ВЕИП, 1999. с – 270 ISBN 5-8297-0007-726. Мухина, В.С. Детская психология. – В.С. Мухина, – М.: Просвещение, 1985.с – 250 ISBN 7-873-2514-927. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга. – А.Ф. Воловик, – М.: Флинта, 1998. с – 232 ISBN 7-54-3056-345

Приложение А

(справочное)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: