Реализация Программы будет осуществляться в три этапа – 3, 5 и 10 лет.
На первом этапе (2008-2010 гг.) планируется снизить смертность трудоспособного населения, обусловленную производственными факторами, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость как минимум на 8-10%.
Будет прекращен рост количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также остановлен рост численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
На этом этапе планируется создание системы управления профессиональными рисками, в которую будут интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по улучшению условий и охраны труда. В итоге проведения пилотных проектов, к 2011 году будет создана нормативно-правовая база и организационная инфраструктура для проведения сплошной аттестации рабочих мест по условиям труда.
На втором этапе (2011-2015 гг.) предполагается снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18-20%.
|
|
Для достижения этой цели предусматривается приступить к полномасштабному внедрению системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и проведению регулярных, не реже раза в год аттестаций рабочих мест по условиям труда, включая мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
Особое внимание будет уделено подготовке и реализации региональных и корпоративных программ нулевого травматизма, распространению передового опыта и лучшей практики организации охраны труда на всех уровнях социального партнерства.
На третьем этапе (2016-2025 гг.) планируется выйти на показатели стран Евросоюза – снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3-5% и достичь коэффициента травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05-0,08. Высокая ответственность работодателей и работников за поддержание международных стандартов условий и охраны труда, культура безопасного и здорового труда станет нормой, а эффективное управление профессиональными рисками на каждом рабочем месте – повседневной практикой сторон социального партнерства.
Программные интервенции,
технология реализация политики
На протяжении всего периода 2008-2025 гг. Программа будет реализована путем одновременного проведения целенаправленных интервенций:
1. Законодательной – приведение норм охраны труда в соответствие с европейскими и международными стандартами;
|
|
2. Информационной – внедрение культуры безопасного труда в общественное сознание через СМИ и собственные каналы коммуникаций, распространение лучшей практики;
3. Исследовательской – ориентирование НИОКР на создание инноваций в области управления профрисками, технологий безопасного труда и мониторинга здоровья на работе;
4. Административной – непосредственное влияние на организации государственного сектора и бюджетной сферы с целью создания образцов безопасного труда в пример частному сектору;
5. Управленческой – встраивание системы управления профрисками в систему менеджмента корпораций и стандарты корпоративной социальной ответственности;
6. Прямое вмешательство – воздействие на работодателя через инспекции труда (в т.ч. проведение консультаций по профилактике);
7. Политикой партнёрства – создание партнёрских отношений с работодательскими и профсоюзными организациями, а также с региональными и местными органами власти для повышения эффективности организации охраны труда.
Реализация стратегии будет организована через посредство «горизонтальной» вертикали путем выстраивания эффективных партнерских отношений с основными участниками системы управления профессиональными рисками. В этих целях должны быть в полной мере задействованы нормы новой статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда».
Правительство Российской Федерации будет контролировать результативность Программы через соответствующие показатели (целевые индикаторы) региональных, отраслевых и корпоративных её компонентов – аналогичных программ в субъектах Российской Федерации, секторах экономики и в самих предприятиях на соответствующих уровнях социального партнёрства, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Таким образом будут обеспечены распределение ответственности ключевых участников Программы и сквозной (сплошной) характер внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте, а в итоге – доведение политики до главной цели, которая служит стратегическим ориентиром Программы.