Качественный (ординалистский) подход в теории поведения потребителя

Тема 6. Поведение потребителя в рыночной экономике.

Количественный (кардиналистский) подход в теории поведения потребителя.

Качественный (ординалистский) подход в теории поведения потребителя.

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых людьми, каждый из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования.

Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным поведением.

Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товара или услуги, в экономической теории используют термин «полезность блага».

Однако существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят: это цены на товары и размеры потребительского бюджета.

Выделяют два основных подхода к определению полезности блага:

1) количественный (кардиналистский);

2) порядковый (ординалистский).

1.

Большинство случаев выбора потребителей сводится к принятию решений, имеющих приростной характер (например, решение съесть на одно яблоко больше, чем обычно).

Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU).

Сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU).     

Тогда предельная полезность в этом понимании - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.

Экономистами был установлен принцип убывающей предельной полезности: чем больше потребление некоторого блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага.

Пример:

Человека, пришедшего из бани, мучает жажда. Первый стакан чая, который он выпивает, имеет для него максимальную полезность, так как жажда в этот момент очень высока. Через пять минут он выпивает второй стакан чая. Он уже принесет меньше удовлетворения по сравнению с тем,  которое доставлено первым стаканом. Третий стакан человек оставляет не выпитым до конца, так как жажда полностью утолена и поэтому полезность чая упала до нуля. Более того, если человек продолжит пить чай, то его полезность для него станет уже отрицательной.

Hикто не изобрел еще измеритель полезности. Поэтому в основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей.

Если бы такой прибор существовал, то результаты его измерений выглядели бы примерно так:

Объем потребления чая (количество стаканов) Q Предельная полезность MU Общая полезность
1 10 10
2 7 17
3 3 20

                  

  Вторая графа таблицы демонстрирует принцип убывания полезности.      

  Третья графа показывает, что общее удовлетворение потребителя (общая полезность) возрастает по мере увеличения количества благ, находящихся в его распоряжении.

   Если предположить, что благо разделено на бесконечно малые частицы, то функциональную зависимость между объемом блага и общей полезностью можно выразить следующим образом:

TU = f(Q).

    Тогда предельная полезность есть производная функции общей полезности:

MU = dTU/dQ.

Изобразим на графике кривые предельной и общей полезности:

 

 

 

Кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, так как полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает. При объеме блага Qm предельная полезность равна нулю.

Кривая общей полезности исходит не из начала координат, поскольку потребность начинает удовлетворяться после некоторого объема потребления. Эта кривая наклонена положительно, так как с ростом количества блага общая полезность возрастает. Когда достигается максимум общей полезности, предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что потребность в данном благе полностью удовлетворена.

 

  Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность для нас имеет каждая дополнительная единица.

 

  Принцип убывания предельной полезности лежит в основе количественного (кардиналистского) подхода в теории поведения потребителя: рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он получит максимальное удовлетворение.

Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы:

 

MUx/Px =MUy/MUy =... =MUz/Pz = λ,

 

где MUx, MUy, MUz, - предельные полезности товаров x, y, z;

Px, Py, Pz - цены товаров x, y, z;

λ - предельная полезность денег (потребительский доход потребителя).

При этом MUx/Px  - о тношение предельной полезности блага к его цене называется взвешенной предельной полезностью.

Из вышеприведенной формулы вытекает, что:

MUx/MUy =Px/Py;MUy/MUz =Py/Pz;MUx/MUz =Px/Pz,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: