Формирование финансовых результатов деятельности предприятия

Обобщающим показателем анализа и оценки эффекта деятельности предприятия на определенных стадиях его формирования является финансовый результат. В процессе формирования финансовых результатов рассчитывают:

- валовую прибыль (Пв);

- прибыль (убыток) от продаж (Ппр);

- прибыль (убыток) до налогообложения (Пдн);

- чистую прибыль (убыток) отчетного периода (Пч).

Если валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции, то прибыль от продаж формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы.

Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

Пв = Впр – С, где Впр – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей); С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продаж рассчитывается по формуле:

Ппр = Впр – С – Рк – Рупр, где Рк – коммерческие расходы; Рупр – управленческие расходы.

Финансовый результат от всех видов обычной деятельности выражается показателем «Прибыль (убыток) до налогообложения», рассчитываемым по формуле:

Пдн = Ппр + ПРП – ПРУ + ДУ + ПОД – ПОР + ВРД – ВРР, где ПРП, ПРУ – проценты к получению, проценты к уплате; ДУ – доходы от участия в других организациях; ПОД, ПОР – прочие операционные доходы и расходы; ВРД, ВРР – внереализационные доходы и расходы.

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является чистая прибыль (убыток) отчетного периода, которая рассчитывается по формуле:

Пч = Пдн + НА – НО – Нп – Сн - Нпп, где Пдн – прибыль до налогообложения; НА –отложенные налоговые активы; НО – отложенные налоговые обязательства; Нп – текущий налог на прибыль Сн – налоговые санкции; Нпп – налог за предыдущие налоговые периоды.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала предприятия.

Финансовый результат в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала предприятия. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании активов предприятия, его основного и оборотного капитала.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия выражается так называемой бухгалтерской прибылью (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Конечный финансовый результат отчетного периода отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Чистая прибыль складывается из финансового результата от продаж (реализации) товаров, продукции (работ, услуг); доходов от участия в других организациях; процентов к получению за минусом их к уплате; операционных доходов и расходов; внереализационных доходов и расходов, отложенных налоговых активов за минусом отложенных налоговых обязательств, а также за вычетом текущего налога на прибыль.

Прибыль от продаж товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (нетто) от продаж за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на их производство и реализацию.

 

 

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

 

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

Прибыль планируется раздельно по товарной продукции, прочей продукции и услугам нетоварного характера. Планируется также сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический, комплексный, нормативный методы и метод расчета нормы прибыли на вложенный капитал.

1. Метод прямого счета. Объектом планирования являются элементы бухгалтерской прибыли: прибыль от продаж продукции, прибыль от прочей реализации и внереализационных операций. Основой для расчета служит объем производственной программы в соответствии с заказами потребителей.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = ТПпл – Сп, где ТПпл – стоимость товарной продукции планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Сп – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, расчет плановой прибыли от реализации продукции (Ппр) примет вид:

Ппр = Пон + Птп – Пок, где Пон – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода; Пок – прибыль в остатках продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Разновидность метода прямого счета – метод поассортиментного планирования прибыли. Сумма прибыли от продаж рассчитывается по каждому виду изделий или по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль от прочей реализации не является стабильной, поэтому целесообразно предварительно проанализировать ее структуру и состав в отчетном году. Исчисление прибыли от прочей реализации, как правило, производится методом прямого счета. И только в порядке исключения, когда доля прочей продукции незначительна, прибыль от ее реализации (излишек материалов, оказание услуг непромышленного характера и т.д.) может быть определена исходя из рентабельности, достигнутой в предшествующем году, и запланированного объема этой продукции или услуг в предстоящем году.

При расчете плановой прибыли от внереализационных операций необходимо учитывать доходы и расходы, относимые на счет прибыли и убытков, которые связаны с нормальными условиями работы предприятия и носят стабильный характер. Поступление штрафов, пени и неустоек не планируется, а учитывается в составе фактической прибыли.

Для исчисления общего размера плановой прибыли суммируются прибыль от продаж продукции, прибыль от прочей реализации и сальдо планируемых внереализационных доходов и расходов.

Достоинство метода прямого счета заключается в том, что все расчеты прибыли построенына прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции. Данный метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

Недостатками данного метода являются:

во-первых, метод не вскрывает факторов роста прибыли в планируемом периоде; при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка правильности расчета прибыли от ее реализации очень трудоемка;

во-вторых, в современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен, инфляции и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

2. Аналитический метод. Применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

Базой расчета служат затраты на рубль товарной продукции, исчисленной в оптовых ценах предприятия, базовая рентабельность, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия (факторный метод).

2.1. Планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции производится по формуле:

Птп = ТПпл х (1 – Зтп), где Птп – прибыль по товарному выпуску планируемого периода; ТПпл – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации; Зтп – затраты на рубль товарной продукции.

2.2. Планирование прибыли посредством процента базовой рентабельности производится путем переноса процента рентабельности от реализации сравнимой продукции, сложившейся в отчетном году, на планируемый год с учетом роста объема реализации, снижения себестоимости продукции, изменения ее ассортимента и сортности, уровня оптовых цен и других факторов, влияющих на размер прибыли.

Исчисление прибыли посредством базовой рентабельности состоит из трех последовательных этапов.

1. Определение базовой рентабельности (Рб) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год (Пб) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции (Спб) за тот же период: Рб = Пб / Спб.

2. Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Сппл) и определение прибыли по товарному выпуску исходя из базовой рентабельности.

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: изменения себестоимости сравнимой продукции, качества (сортности) продукции, структуры выпуска (ассортимента), цен на продукцию. Следует также выявить инфляционную составляющую прироста прибыли.

Объем выпуска продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Структура товарной продукции оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в структуре выпуска приводит к возрастанию прибыли. При увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Изменение цен реализации и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: с увеличением цен прибыль возрастает, и наоборот.

Влияние перечисленных факторов на плановую прибыль:

Ппл = Сппл х Рб  ± ∆В ± ∆С ± ∆А ± ∆Ц, где Ппл – планируемая прибыль; ∆В – влияние изменения товарного выпуска в сопоставимых ценах; ∆С – влияние изменения себестоимости товарной продукции; ∆А – влияние структурного (ассортиментного) сдвига в товарном выпуске; ∆Ц – влияние изменения продажных цен на продукцию предприятия.

Влияние рассмотренных факторов на прибыль определяется сначала без учета инфляции, а затем с помощью рассчитанных самим предприятием индексов инфляционного прироста цен. Прогнозирование инфляции необходимо вести по четырем основным направлениям:

- изменение цен на реализуемую продукцию;

- изменение цен на приобретаемые товарно-материальные ценности;

- изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по бухгалтерской оценке;

- изменение средней заработной платы в связи с инфляцией.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (за I-III кварталы включительно) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому, если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. В противном случае уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового. Для расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

При прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы, положительно или отрицательно влияющие на прибыль.

3. Комплексный метод планирования прибыли рационально сочетает метод прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода планирования прибыли посредством использования процента базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Условием его применения является небольшой ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции. Для предприятий с широким ассортиментом продукции этот метод неприемлем из-за трудоемкости экономических расчетов.

4. Метод расчета нормы прибыли на вложенный капитал основан на взаимосвязи между оборотом производственного капитала и рентабельностью активов. Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятием стратегии. При прогнозировании с помощью данного метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал или его увеличения. Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации продукции, ускорение оборачиваемости активов, разумная тактика в области ценообразования и управления финансовыми ресурсами, сокращение издержек производства и обращения, диверсификация производства.

При определении необходимого размера прибыли как целевой функции предприятие исходит из прогнозируемой величины инвестиционного капитала, средневзвешенной цены заемных ресурсов (в частном случае – прогнозов процентной ставки по кредитам банков) и нормы прибыли на капитал (средней рентабельности совокупного капитала):

Ппл = (СК + ЗК) х Рапл, где СК – среднегодовая стоимость собственного капитала; ЗК – среднегодовая стоимость заемного капитала; Рапл – плановая рентабельность авансированного капитала (активов), в долях единиц.

Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия в финансировании мероприятий по его производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством по уплате налогов и создании соответствующих фондов (риска, резервного, выплаты дивидендов и др.), если это предусмотрено его уставом.

5. Нормативный метод планирования прибыли заключается в том, что величина прибыли в планируемом году определяется на основе установленного единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Нормативный метод применяется при планировании прибыли на предприятиях и организациях, где прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ в сметных ценах или суммы прямых и накладных расходов.

Условием применения нормативного метода планирования прибыли является наличие в некоторых отраслях небольших однотипных предприятий, выпускающих однородную продукцию или использующих единую технологию. При расчете рентабельности необходимо исходить из уровня этого показателя, сложившегося на однотипных группах предприятий за последние два – три года. Преимущество нормативного метода планирования прибыли заключается в том, что он технически прост и не требует больших затрат труда.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: