Б) При возникновении чрезвычайной ситуации и введении режима

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                                       Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – РСЧС) - предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения – для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС.

Её деятельность организуется в соответствии с Конституцией и федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о РСЧС, введенным в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», другими постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ее субъектов. Вопросы предупреждения и ликвидации ЧС в мирное время относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет уровни: федеральный, региональный, территориальных, местный и объектовый.

В каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы – комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее по тексту – КЧС), постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС (далее – органы управления ГОЧС), а также органы повседневного управления (пункты управления и дежурные службы), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

 

В соответствии с постановлением главы администрации Ставропольского края от 30.05.1995 г. № 334 «О создании Ставропольской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в крае создана и функционирует территориальная подсистема РСЧС, которая состоит из звеньев, соответствующих принятому административно территориальному делению этих территорий.

              Подсистема имеет три уровня - краевой, местный (город, район, сельские и поселковые администрации) и объектовый (организации и объекты).

 

              Основными задачами территориальной подсистемы РСЧС являются:

              разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

участие в реализации программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются - объекты);

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС (далее именуются - силы и средства);

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

подготовка населения к действиям при ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    создание финансовых и резервных фондов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);

              осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, и лиц, участвующих в ликвидации ЧС;

              участие в международном сотрудничестве в области защиты от ЧС.

 

              Руководство территориальной подсистемой РСЧС возлагается на Губернатора Ставропольского края, а ее звеньями - на глав территориальных, районных государственных администраций, городов и других муниципальных образований края, руководителей организаций и объектов.

              Подсистема имеет координирующие и постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

 

Координирующими органами территориальной подсистемы РСЧС являются:

- КЧС Ставропольского края;

     - КЧС органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- объектовые КЧС.

 

              Основными задачами КЧС являются:

              организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;

              организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

              обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;

              организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территории от ЧС;

              участие в разработке и осуществлении федеральных, краевых и научно-технических программ, организация разработки и реализация краевой программы по предупреждению и ликвидации ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов; взаимодействие с другими КЧС, военным командованием, общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации ЧС;

руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения населения к этим работам;

              планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;

              организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории от ЧС;

руководство подготовкой населения и должностных лиц органов управления к действиям в ЧС.

 

              Основными задачами объектовых комиссий по ЧС являются:

              руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности и обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;

              организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

              обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;

              создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

              организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС;

    планирование и проведение тренировок по оповещению и действию вокруг потенциально опасных объектов.

 

Постоянно действующими органами управления ГОЧС подсистемы являются:

- на территориальном уровне – главное управление по делам ГОЧС при Правительстве Ставропольского края;

- на местном уровне – органы управления ГОЧС (управления, отделы), создаваемые при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне – отделы (секторы) ГОЧС или специально назначенные лица.

 

Органами  повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев являются:

- при функционировании территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев в режимах повседневной деятельности – оперативные дежурные главного управления ГОЧС края и управлений ГОЧС городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, осуществляющие постоянное круглосуточное оперативное дежурство; дежурно-диспетчерские службы организаций и объектов;

-     при введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации в ГУ ГОЧС и органах управлениях ГОЧС городов и районов действуют:

создаваемые только на период ликвидации ЧС оперативные штабы ликвидации ЧС (далее по тексту - ОШ ЛЧС);

оперативные группы (далее – ОГ) органов управления по делам ГОЧС, КЧС функциональных подсистем РСЧС (их звеньев), служб ГО, министерств, ведомств и организаций;

дежурно-диспетчерские службы организаций и объектов.

 

ОШ ЛЧС одновременно являются рабочими органами КЧС края (города, района).

При ОШ ЛЧС развертываются ОГ функциональных подсистем (звеньев функциональных подсистем РСЧС), служб ГО, министерств, ведомств и организаций края, предназначенные для действий в районах (на объектах) ЧС.

 

Основными задачами ОШ ЛЧС являются:

- подготовка вариантов решений и обеспечение деятельности КЧС края (города, района);

- организация планирования и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- координация действий органов управления и сил территориальной, функциональных подсистем РСЧС (звеньев территориальной и функциональных подсистем РСЧС), служб ГО края (города, района), министерств, ведомств, организаций и взаимодействующих органов управления;

- организация взаимодействия с другими органами управления, привлекаемыми к ликвидации ЧС.

 

 

 Функциями ОШ ЛЧС являются:

а) При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ функционирования РСЧС:

                            оценка сложившейся обстановки и возможных последствий при возникновении ЧС, прогноз ее развития;

    уточнение задач органам наблюдения и лабораторного контроля, общей и специальной разведки;

    проверка готовности органов управления, ОГ, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных к экстренным действиям, отдача необходимых распоряжений;

  высылка при необходимости ОГ в район предполагаемой ЧС для организации управления и проведения мероприятий по предотвращению ЧС или уменьшению возможного ущерба;

    уточнение вопросов взаимодействия, состава выделяемых сил, их укомплектованности, возможностей, пунктов дислокации, объектов, районов предстоящих действий;

    подготовка предложения о создании группировки сил РСЧС в районе возможной ЧС, об организации управления и мер обеспечения;

    разработка (уточнение) плана сосредоточения сил в районе опасности, определение маршрутов их выдвижения, районов сосредоточения, сроков прибытия и готовности;

    организация слаживания (при наличии времени) привлекаемых органов управления и сил к решению предстоящих задач путем проведения с ними специальных занятий и тренировок;

    представление докладов старшим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях.

                

б) При возникновении чрезвычайной ситуации и введении режима

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ:

осуществление сбора, анализа и оценка обстановки с ее отображением на средствах коллективного пользования, картах и в справочных материалах, докладывает начальникам расчеты, выводы, предложения;

организация и контроль оповещения органов управления, сил РСЧС и населения об угрозе и возникновении ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях ЧС, приемах и способах защиты;

поддержание устойчивой связи с вышестоящими, подчиненными органами управления, в том числе с ОГ, развернутыми в районе ЧС, взаимодействующими органами управления и соседями;

осуществление оценки объема и характера предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ, ведет учет их выполнения;

внесение уточнений в разработанные планы и доведение задач до подчиненных, взаимодействующих органов управления, контроль правильности их выполнения;

    обеспечение повседневной деятельности председателя КЧС (руководителя ОШ ЛЧС) по организации и руководству проводимыми работами, подготовка необходимых данных и расчетов для уточнения им решения или принятии нового;

                            выработка предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения окружающей среды в районе бедствия, применению сил и средств РСЧС;

                            разработка проектов решений председателя КЧС (руководителя ОШ ЛЧС), ведение протоколов заседаний, организация реализации принятых решений; 

    подготовка обоснований необходимости привлечения для ликвидации ЧС сил и средств МЧС России, ЮРЦ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ и других сил и средств по плану взаимодействия;

    организация в установленном порядке привлечения к ликвидации ЧС общественных объединений и отдельных граждан в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах статусе спасателей»;

    координация действий функциональных подсистем РСЧС (звеньев функциональных подсистем), служб ГО, министерств, ведомств, организаций, подготовка предложений об использовании всех видов ресурсов, контроль за правильностью использования ресурсов, выделенных для ликвидации ЧС;

участие в планировании и организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из района ЧС;

обеспечение поддержания непрерывного взаимодействия между органами управления, силами РСЧС, а также взаимодействующими и соседними органами управления, информирование их об обстановке и принимаемых мерах;

     ведение учета данных обстановки, принятых решений, отданных распоряжений и полученных донесений, потерь населения, личного состава и техники, принятие мер по созданию (восстановлению) резерва сил и средств;

представление донесений в вышестоящий орган управления о принятом решении, поставленных подчиненным задачах и их выполнении;

организация совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирования и доставки гуманитарной помощи населению края, пострадавшему в результате ЧС, принятие участия по решению Правительства Российской Федерации в распределении гуманитарной помощи, принятие мер по повышению устойчивости и непрерывности управления;

    организация и осуществление непрерывного контроля и изучения обстановки непосредственно в районе ЧС, оценка масштабов и прогнозирование дальнейшего ее развития;     

обеспечение работы в районе ЧС представителей средств массовой информации, подготовка материалов для радио, телевидения и периодической печати о ходе работ по ликвидации ЧС, организация представления в средствах массовой информации достоверной и оперативной информации о ЧС, подготовка материалов для взаимодействия со средствами массовой информации;

     обобщение опыта работы по ликвидации ЧС, выработка предложений по совершенствованию системы реагирования на ЧС, подготовка отчетов о проделанной работе, расходах материальных и финансовых средств.    

 

Функциональные подсистемы РСЧС края (звенья функциональных подсистем РСЧС) осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств (службы ГО – в соответствии с утвержденными Положениями о службах) в тесном взаимодействии с КЧС и органами управления ГОЧС края (городов и районов).

Непосредственное руководство действиями сил и средств, привлекаемых к ликвидации чс, осуществляют председатели КЧС через своих заместителей, подчиненные им органы управления ГОЧС, КЧС функциональных подсистем РСЧС (звеньев функциональных подсистем РСЧС) и штабы служб ГО соответствующих уровней; 

Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности всех органов управления по подготовке сил ликвидации ЧС к действиям и руководству ими при угрозе и возникновении ЧС.

Основой для организации управления является решение председателя комиссии по ЧС (руководителя ОШ ЛЧС) и указания вышестоящего органа управления.

Система управления – это совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.

 

Управление силами РСЧС включает:

- определение задач и порядка работы ОШ ЛЧС, органов управления ГОЧС, служб РСЧС и других органов в различных режимах функционирования;

- организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления, их ОГ, указания состава, мест, порядка развертывания и работы пунктов управления, систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления;

- непрерывный сбор, анализ, отображение данных обстановки, принятие решений;

- постановку задач подчиненным и планирование действий;

- организацию и поддержания взаимодействия, управление и всестороннего обеспечения.

В повседневной деятельности и при угрозе возникновения ЧС управление действиями сил обычно организуется из мест постоянной дислокации органов управления или из пунктов управления КЧС.

В условиях возникновения ЧС (угрозы ее возникновения) для руководства мероприятиями по защите населения, проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ развертываются центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), вспомогательные стационарные или подвижные пункты управления.

В главном управлении по делам ГОЧС края с введением режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации организуется работа центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), в котором проводится работа по принятию решения, планированию действий, постановке задач подчиненным и непосредственному управлению ими.

ЦУКС предназначен для работы рабочего органа комиссии по ЧС (ОШЛ ЧС), в состав которого включаются представители функциональных подсистем РСЧС (служб), министерств, ведомств и организаций края. Порядок и режим работы в ЦУКС устанавливается решением председателя КЧС (руководителя ОШ ЛЧС). В Ставропольском крае время готовности ЦУКС к работе с введением режима ЧС установлен не позже:

- в рабочее время - «Ч» + 0.30;

- в нерабочее время - «Ч» + 2.00.

Стационарные вспомогательные пункты управления в районе ЧС развертываются на базе приспособленных помещений, подвижные - обычно развертываются на специальных или приспособленных автомобилях. Техника для подвижных вспомогательных пунктов управления заблаговременно определяется решением председателя КЧС края (постановлением главы территориальной, районной государственной администрации, администрации города) и оснащается в установленном порядке. На пункте оборудуются рабочие места для должностных лиц ОШ ЛЧС, устанавливаются необходимые средства связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие поддержание постоянной связи с вышестоящим органом управления ГОЧС, взаимодействующими органами управления, ОГ и подчиненными силами и средствами.

Порядок развертывания пунктов управления и их занятия ОШ ЛЧС и оперативными группами, режим работы на них определяется решением председателя комиссии по ЧС (руководителя ОШ ЛЧС) и требованиями вышестоящих органов управления.

Время готовности подвижного вспомогательного пункта управления КЧС края к выходу в район ЧС установлен не позже:

- в рабочее время     - «Ч» +1.00;

              - в нерабочее время - «Ч» +2.00.

В целях обеспечения непрерывности управления на пунктах управления организуется круглосуточное дежурство. Для этого создаются дежурные смены, которые обычно состоят из старшего дежурной смены ОШ ЛЧС, оперативного дежурного, рабочих групп и дежурных групп действующей связи и автоматизации.

 

 

На дежурную смену ОШ ЛЧС возлагается:

- сбор, обобщение и первоначальный анализ обстановки, ее доклад руководителю ОШ ЛЧС;

- отображение обстановки на карте-решении председателя КЧС (руководителя ОШ ЛЧС), планах (схемах) городов, районов и других рабочих документах;

- своевременное доведение распоряжений, команд до подчиненных и контроль за их выполнением, ведением журнала учета поступающих распоряжений и донесений; доклад об обстановке вышестоящему органу управлению ГОЧС;

- информирование об обстановке взаимодействующих органов управления.

 

Состав рабочих групп определяется руководителями органов управления ГОЧС, функциональных подсистем РСЧС (звеньев функциональных подсистем РСЧС, служб, министерств, ведомств и организаций, с учетом содержания и объема выполняемых задач, штатной структуры и обеспечения круглосуточной работы. В органах управления ГОЧС и на пунктах управления создаются рабочие группы: обобщения обстановки и подготовки предложений (планирования), информации, направлений, эвакотранспортная, обеспечения.

Орган управления ГОЧС должен быть постоянно готовым доложить председателю КЧС (руководителю ОШ ЛЧС) данные обстановки, выводы и предложения по ним.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: