Классификация рыночных структур

Производство и ценообразование в различных рыночных структурах.

 

Классификация рыночных структур.

       Перед каждым предприятием стоит проблема назначения цен на товары (работы, услуги), которые он предлагает реализовать на рынке.

    Прежде чем приступить к рассмотрению и выбору методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую деятельность.

    Поскольку рыночная система предполагает свободную рыночную конкуренцию, то типы товарных рынков необходимо рассматривать в зависимости от конкуренции на них:

1)с точки зрения предпринимателя;

2)с точки зрения структуры рынков в общегосударственном масштабе, т.е. в масштабе рыночной экономики страны.

    Задачи и действия отдельных предпринимателей и государства на рынках различных типов не совпадают.

    Предпринимателя интересует тот тип рынка, на котором он осуществляет свою деятельность.

    Поэтому ему необходимо знать тип своего рынка, его специфику и особенности.

    В частности, предпринимателя будут интересовать возможности входа на рынок определенного типа и выхода из него, характер поведения продавцов и покупателей, особенности ценообразования.

    Кроме того, сам механизм предпринимательской деятельности на конкурентных рынках различных типов не однозначен.

    Отметим, что цель деятельности предпринимателя (на всех рынках) одна — получение максимальной прибыли.

    Однако механизм получения прибыли на рынках разных типов неодинаков, что (даже при одинаковых функциях издержек предприятия) связано с совершенно различным характером спроса и ценообразования на различных рынках.

    Главным критерием классификации типов рынков является характер и степень свободы конкуренции и ценообразования.

    В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка: 1) чистой конкуренции; 2) монополистической конкуренции; 3) олигополистической конкуренции (олигополия); 4) чистой монополии.

Показатели

Типы рынков

 
  чистая конкуренция монополистическая конкуренция олигополистическая конкуренция чистая монополия
1. Характер ценообра- зо­вания Свободное, конкурент­ное Конкурент­ное ценооб­разование с приорите­том монополизма в пределах рынка дифференцирован- ного фирменного продукта Монополи­зированное, но обуслов­ленное взаимной зависимостью немногих конкурентов Монополизи­рованное ценообразо­вание
2. Осо- бен­ность продукта Однороден, часто стандартизи­рован Дифферен­цирован, но входит в группу заменителей Может быть однородным, стандартизи­рованным и дифференци- рованным Уникален, нет близких заменителей
3. Число предприя- тий – агентов рынка Очень большое Много Немного Одно
4. Конт- роль рыночной цены предприя- тием Не контро­лируется, соглашается с рыночной ценой   Контролиру­ется в весьма ограни- ченных пределах       Контролиру­ется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор     Контролиру­ется монопо­листом    
5. Неце- новая конкуре- нция Отсутствует Играет значитель­ную роль Является типичной Является главной, имеет различные формы  
6. Усло- вия вхожде- ния в отрасль, на рынок и выходы из него Препятствия отсутствуют Относитель­но легкие Затруднены или трудные Блокированы

       Чистая конкуренция.

       Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать всё, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остаётся рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политике цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

 

       Монополистическая конкуренция.

       Рынок монополитической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

 

       Олигополистическая конкуренция.

       Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придётся реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объёма услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счёт снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придётся либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

           

       Чистая монополия.

       При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчётом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. И тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного легулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: