Управление привлеченными средствами

Целью банковского менеджмента в сфере управления обязательствами банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими расходами для финансирования тех активных операций, которые должен осуществить банк. Следовательно, в процессе формирования фондов менеджмент должен учитывать два основных параметра управления - стоимость привлеченных средств и их объем.

Для обеспечения желаемой структуры, объемов и уровня расходов, за депозитными обязательствами менеджмент использует разные методы привлечения средств, которые в целом сводятся к двум группам: ценовые и неценовые методы управления привлеченными средствами.

Сущность ценовых методов заключается в использовании процентной ставки за депозитами как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные и денежные средства физических и юридических лиц. Повышение предлагаемой банком ставки позволяет привлекать дополнительные ресурсы. И наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный несколькими прибыльными направлениями их размещения, хранит или даже уменьшает депозитные ставки.

Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не увязке с изменением депозитных ставок.

К таким приемам принадлежат:

− реклама;

− улучшивший уровень обслуживания;

− расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг;

− комплексное обслуживание;

− дополнительные виды бесплатных услуг;

− расположения филиалов, в местах максимально приближенных к клиентам;

− приспособление графика работы к потребностям клиентов и тому подобное;

В условиях заострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничение, и не всегда такой метод управления можно применять.

В борьбе за клиентов банки прибегают к таким приемам как:

− проведение лотереи среди клиентов;

− бесплатная рассылка выписок из счетов;

− открытие депозитов новорожденным как подарок от банка;

− оборудование бесплатных автомобильных стоянок около банка;

− расположение банкоматов в общественных местах;

− проведение безналичных расчетов с помощью пластиковых карточек;

− послание клиентам приветствий и подарков к праздникам от имени руководства банка и тому подобное.

Неценовые методы управления базируются на маркетинговых исследованиях того сектора рынка, который обслуживается банком, изучении потребностей клиентуры, разработке новых финансовых инструментов и операций, которые предлагаются клиентам.

В целом применение неценовых методов нуждается в некоторых (иногда и значительных) расходах. Поэтому, избирая метод управления привлеченными средствами, менеджмент банка должен сравнить расходы, связанные с повышением депозитной ставки и расходы, которые будут сопровождать внедрение неценовых приемов. На практике эти методы могут применяться параллельно.

Неценовые методы управления еще не достаточно популярны в отечественной банковской практике, но заострение конкурентной борьбы и снижение общего уровня прибыльности побуждает банки к поиску новых приемов поощрения клиентов.

Одной из наиболее важных задач управления любым банком является обеспечение соответствующего уровня ликвидности. Банк считается ликвидным, если он имеет доступ к средствам, которые могут быть привлечены по разумной цене и именно в тот момент, когда они необходимы.

Однако в случае несовпадения сроков оборачиваемости активов и пассивов банк может подвергнуться риску, если значительное число вкладчиков пожелает изъять свои средства, а у банка не окажется достаточных ликвидных активов. Но банк сможет вернуть эти средства, если будут привлечены дополнительные вклады под более высокие проценты или путем заимствований на межбанковском рынке.

Депозитный риск относится к рискам ликвидности и связан с досрочным отзывом вкладчиками своих вкладов из банка. Поэтому коммерческие банки проводят большую работу по предотвращению возможных негативных последствий внезапного оттока свободных денежных средств со счетов вкладчиков.

Управление риском ликвидности в банке в поддержании адекватной ликвидности, которая часто зависит от того, как рынок воспринимает финансовую силу банка. Если его состояние кажется ухудшающимся, обычно вследствие значительных убытков, понесенных в связи с кредитами, возникает потребность в чрезвычайной ликвидности. Вкладчики снимают свои вклады или не возобновляют их, когда истекает срок депозитов. Банк начинает приобретать депозиты по более высокой цене, выпускает долговые денежные обязательства, создающие серьезные проблемы для общей прибыльности.

Способность банка любой ценой найти источники финансирования на рынках денег в конечном итоге падает, поскольку потенциальные инвесторы сокращают или закрывают свои кредитные линии, которыми пользовался банк. При этом банки, способности которых мобилизовать средства становятся и более ограниченными и более дорогостоящими, часто испытывают на себе эффект массовой выплаты средств, вследствие необходимости покрыть свои обязательства по непогашенным долгам.

Существует два основных метода управления ликвидностью:

1.управление активами банка - используется в основном мелкими банками;

2.управление объемом и структурой пассивов - используется в основном крупными и средними банками, имеющими сильные позиции на денежных рынках, при котором уровень высоколиквидных активов сводится к минимуму.

В процессе управления риском ликвидности устанавливаются следующие лимиты ликвидности:

1.лимит текущей ликвидности в виде абсолютной суммы - предельного размера дефицита ликвидности (превышения обязательств над активами)

2.лимит перспективной ликвидности в виде относительного показателя: предельного коэффициента дефицита ликвидности, представляющего собой соотношение дефицита ликвидности нарастающим итогом и активов банка

В качестве лимита текущей ликвидности обычно устанавливают предельную сумму дефицита ликвидности на срок до 1 месяца. Поддержание лимита обеспечивается расчетом объема неработающих активов (корреспондентский счет и касса), которые должны обеспечивать расчеты по средствам "до востребования" и срочным средствам.

Лимит перспективной ликвидности представляет собой агрегированный показатель - предельный коэффициент дефицита ликвидности.

Стратегия банка в области управления активами и пассивами напрямую влияет на планирование риска ликвидности и соответствующих лимитов. Размер лимита определяется политикой банка в области ликвидности - консервативной или агрессивной. В первом случае дефицит текущей ликвидности отсутствует и лимит равен 0. Во втором случае он должен быть равен объему возможного привлечения средств на рынке межбанковского кредитования и объему средств от продажи высоколиквидных активов.

Консерватизм политики банка предполагает отсутствие разрыва между активами и пассивами в рамках одной срочной группы или размещение на сроки более короткие, чем сроки привлеченных пассивов. При этом лимит перспективной ликвидности будет близок к 0. Агрессивная политика предполагает увеличение лимита перспективной ликвидности, то есть увеличение рамок, в которых сроки активов могут превышать сроки пассивов.

По мнению специалистов, верхний предел отклонений должен быть таким, чтобы к моменту достижения срочной группы "до 1 месяца" разрыв входил в рамки лимита текущей ликвидности.

Существуют следующие способы оценки и управления риском ликвидности:

1.проведение анализа и оценка соотношения активов и пассивов по степени ликвидности, т.е. активы и пассивы распределяются по соответствующим группам по степени убывания ликвидности и с учетом их срока и качества.

2.метод разрыва или лестница сроков основывается на сопоставлении активных и пассивных статей баланса с учетом срока, оставшегося до их погашения. Выявленные в результате сопоставления разрывы показывают, в каком временном интервале банк будет испытывать недостаток или избыток ликвидных средств[4].

Одним из способов обеспечения ликвидности банка является привлечение «длинных» или долгосрочных вложений (депозитов), которые в условиях развитой рыночной экономики создаются главным образом за счет сбережений населения. Однако в результате потери доверия к банковской системе весьма значительная (в масштабах страны) часть сбережений населения находится не в форме рублевых банковских депозитов, а в форме валютной наличности, что не только сокращает кредитный потенциал банковской системы, но также снижает ее ликвидность.

В целом для управления ликвидностью с минимальными издержками банку необходим безупречный финансовый имидж, так как любая негативная информация может привести к кризису ликвидности в результате массового панического изъятия наличности со стороны клиентов.

Дифференциация условий привлечения вкладов в коммерческие банки является активным средством борьбы за вкладчика, обостряющим банковскую конкуренцию. Чтобы избежать возможных негативных последствий этой конкуренции, современные банки практикуют согласование уровня процента по вкладам между банками. Как свидетельствует зарубежная практика, иногда этого уровень устанавливается непосредственно центральным банком. В России это делается для системы Сберегательного банка, который работает с государственной поддержкой.

Предупреждению потерь при формировании депозитов могут способствовать особые условия, включенные в договор «О вкладе», который должен заключаться между клиентом и банком. В качестве одного из условий этого договоров может быть отказ клиенту в досрочном востребовании вклада.[5]

Периодически банк должен оценивать степень использования находящихся в его распоряжении депозитов. Для этого определяется коэффициент связанности депозитов, который должен быть равен единице. Это означает, что вес депозиты банка задействованы в его работе.

В случае проявления непрогнозируемых депозитных рисков банков, для покрытия потребности в средствах также может быть применен механизм межбанковского кредитования, в частности действующая линия рефинансирования для поддержки ликвидности банка. Предотвращение возможных потерь, в связи с проявлением депозитных рисков, основано на создании собственных резервов банка (самостраховании).

Самострахование является одним из методов самостоятельного противостояния банковским рискам, который позволяет банку покрывать убытки в случае их возникновения за счет собственных средств [7].

Вопросы целесообразности использования такого метода носят дискуссионный характер. Определить необходимую сумму для самострахования довольно трудно, так как банку приходится выбирать между желанием снизить уровень этих средств, которые не приносят ему прибыли, и желанием снизить риск возможной утраты депозитов.

Для своевременного реагирования на возможные проявления депозитных рисков важную роль играет прогнозирования банком уровня совокупных остатков средств. Отслеживание закономерностей проявления депозитных рисков банков дает возможность обосновано поддерживать соотношение между объемами требований и обязательств банка как по срокам так и по суммам, своевременно сокращать часть требований банка для перекрытия оттока депозитов. Учет влияния таких факторов, как количество клиентов, открытых ими счетов и сезонность снижает степень неопределенности относительно варьирования совокупных остатков средств.

Самострахования банка в части определения величины прогнозируемого и непрогнозируемого депозитного риска может быть использовано в дальнейшем при формировании резервов банка на случай возникновения данных рисков.

 

Заключение.

 

Список литературы.

1. Банковское дело под. ред. Коробовой Г.Г.

2. Банковские риски автор: О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева 2007г. 232 стр.

3. Банковское дело автор: Глушкова Н.Б. 2005г. 432 стр.

4. Банковское дело В. Б. Дардик, Н. В. Кондакова серия: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. Издательство: КолосС, 2007 г. 248 стр.

5. Справочник по управлению рисками банковской деятельности В. С. Ляховский, Д. В. Коробейников, П. А. Серебряков издательство: Гелиос АРВ, 2006 г. 576 стр.

6. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования А. В. Беляков издательство: БДЦ-пресс, 2004 г. 256 стр.

7. Базельский процесс. Базель-2 - управление банковскими рисками В. Н. Вяткин, В. А. Гамза издательство: Экономика, 2007 г. 192 стр.

8. http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_43.html

 


[1] Банковское дело автор: Глушкова Н.Б. 2005г. 432 стр.

[2] Справочник по управлению рисками банковской деятельности В. С. Ляховский, Д. В. Коробейников, П. А. Серебряков издательство: Гелиос АРВ, 2006 г. 576 стр.

[3] http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_43.html

[4] http://www.risk24.ru/upravbanke.htm

 

[5] Банковское дело под. ред. Коробовой Г.Г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: