ИСС – теории А.Диттриха, К. Мартиндейла, Ч. Тарта

Современный уровень разработки проблемы ИСС представлен тремя наиболее известными теориями. Швейцарский психолог и психиатр А. Дитрих (1986 г.), выбрав самую непротиворечивую модель сознания – круг, вслед за В. Вундтом расположил весь спектр сознания таким образом, что в центре помещается нормальное бодрствующее сознание, а по окружности – бессознательное, сопоставимое с выключением сознания. Между ними на разных радиусах расположены переходные измененные состояния сознания, сопоставимые между собой при условии равной удаленности от центра – так называемые смежные состояния сознания. Это дает основание говорить, что ИСС имеют общие стабильные характеристики, независимые от вызывающей причины. Данная модель, или теория смежных состояний сознания, обладает определенной разрешающей способностью, проясняя феноменологическое сходство смежных состояний сознания, будь то фармакологически вызванные, возникшие в условиях сенсорной (социальной) изоляции или в психозе.

Динамика ИСС и направленность изменений сознания находят выражение в теории непрерывных состояний сознания К. Мартиндейла. Описывая основное измерение, вдоль которого изменяется сознание, он отстаивает традиционную для американской науки «одномерную» схему сознания. Она задается линией регрессии, вдоль которой происходит диссолюция сознания по направлению к его первичным древним состояниям. Другими словами, имеется континуум непрерывных состояний сознания, представимый в виде оси, пронизывающей структуру сознания. В нижней части этой оси находятся психозы, выше могут идти сны, еще выше – уровень, достигаемый психофармакологией, дальше – неврозы и т.д. Пожалуй, основное, что дает предложенная К. Мартиндейлом схема, во многом перекликающаяся с психоаналитическими конструктами, теорией единого психоза, - это самое общее представление об ИСС в контексте определенной стратификации. Вместе с тем, абсолютное отождествление разных по происхождению состояний сознания в соответствии с единственным критерием – положением на оси регрессии – вряд ли возможно. Представления Мартиндейла по этому вопросу во многом дополняются и корректируются другими вышеупомянутым американским исследователем – Ч. Тартом.

Ч. Тарт – представитель трансперсональной психологии разработал иерархическую структуру сознания. Особенность его теории в том, что выделение шкал, упорядочивающих состояние сознания, он проводит по аксиологическому принципу. Ч. Тарт отмечает, что определения «более высокого и более низкого» уровней сознания зависят от мировоззрения человека и ценностной ориентации культуры в целом. Так, например, в западной ценностной шкале высшим принято считать состояние полной рациональности. В соответствии с этой шкалой более низкими являются творческие состояния (обращения к внутренним импульсам личности), еще ниже - сон, интоксикация марихуаной, психопатические состояния, состояния, вызванные галлюциногенами, и токсикогенный психоз. «По-видимому, - пишет Ч. Тарт, - эта шкала молчаливо признается большинством западных интеллектуалов. Подчеркнем – именно молчаливо. Это значит, что оценки этой шкалы вплетены в общую ткань системы ценностей нашего общества… оценки по этой шкале чаще всего делаются неявным образом. Когда система ценностей или ее предпосылки имплицитны, человек не осознает их наличия и потому не подвергает их сомнению. Он просто автоматически воспринимает мир и мыслит, основываясь на этой системе с ее предпосылками. Например, что бы ни сказал человек, о котором известно, что он «психотик», это будет рассматриваться как свидетельство его безумия, а не оцениваться само по себе».

Ч. Тарта интересуют закономерности разрушения исходных состояний сознания и стабилизации вновь образовавшихся. На установление и упорядочивание взаимосвязи физиологических и психических процессов внутри дискретных измененных состояний сознания (дискретное – такое состояние сознания, которое отличается от базисного состояния сознания, определенное изменение прежней структуры сознания) направлено четыре стабилизирующих процесса:

1) подчинение энергии «внимания-осознания» выполнению какой-либо задачи;

2) наличие негативной обратной связи и коррекция структур (подсистем), отклонившихся от норм данного ДСС;

3) позитивная обратная связь в виде накопления положительного опыта, повышающего эффективность работы в ДСС;

4) направленность определенных процессов на ограничение воздействия дестабилизирующих факторов.

  Полагаясь на свидетельства о целительном и развивающем эффекте ИСС, достигаемых медитацией, духовными практиками, опираясь на клинический опыт помощи психотическим больным, транперсоналисты формулирую положения, в которых заявляют, что фундаментальное кредо трансперсональной психологии в том, что при благоприятных условиях и грамотной поддержке кризис невротического и даже психотического масштаба создает возможности для излечения и эволюции сознания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: