Глава 7. Содействие занятому населению

Регулирующая функция государства на рынке труда не может ограничиваться содействием трудоустройству незанятого населения, а охватывает и область «занятого» наёмного труда. Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, так как пространство рынка труда – это ещё и вся совокупность отношений в сфере занятости. «Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные – вакансии, а охватывает всю сферу наёмного труда, имеет сугубо практическое значение. Из этого следует, что объектом политики рынка труда и занятости должен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлечённых в него лиц».[8] Политика же помощи безработным обязана являться лишь узкой частью общей стратегии политики государства на рынке труда.

Политика занятости призвана задействовать весь спектр факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат размер заработка, продвижение по службе, стабильность занятости, возможность переобучаться и повышать свою квалификацию непосредственно на производстве.

Если заострить внимание на области трудовых отношений, участниками которых являются работник и работодатель, то и здесь, если общество желает достичь результативного взаимодействия этих субъектов, необходимо вмешательство государства. В этом случае государство обеспечивает защиту интересов работника, как менее сильного партнёра, в рамках законотворческой деятельности, путём установления гарантированного минимума трудовых прав работников и максимума его обязанностей, учреждая правила приёма и увольнения работников. Так, например нормы Кодекса законов о труде Российской Федерации доскональное регламентируют основания и порядок прекращения трудового договора (контракта) по инициативе работодателя, предусматривает компенсации при увольнении работника, ограничивает условия привлечения к материальной ответственности работника и виды дисциплинарных взысканий.

Говоря о связи работодателей и государства на рынке труда, подобает отметить деятельность государства по стимулированию работодателей к сохранению и организации новых рабочих мест, развитию предпринимательской активности, участию в процессе социального партнёрства. Так, например, Департаментом службы занятости сообща с Администрацией Нижегородской области и города Нижнего Новгорода был организован областной конкурс работодателей – женщин, создающих новые рабочие места для безработных граждан. В конкурсе принимали участие 34 женщины, уже имеющие личное дело. По итогам конкурса трём предпринимательницам была выражена финансовая помощь в размере 550 тыс. рублей для создания 32 рабочих мест.

Государство оказывать влияние на работодателей путём привлечения их к юридической ответственности, если ими допускаются нарушения трудовых договоров, коллективных договоров, ущемление социальных и экономических интересов работников. Такие нарушения приводят к социальной напряжённости и конфликтам, а их предупреждение или разрешение – форменная обязанность государства.

 

Глава 8. Роль государства в механизме социального партнёрства

Нельзя не заострить внимание на роли государства в механизме социального партнёрства. Государственное регулирование коллективно-договорного процесса ставит целью:

1) упорядочить связи социальных партёров;

2) стимулировать развитие коллективно-договорного регулирования;

3) содействовать достижению фактического равенства партнёров путём установления определённых гарантий для представителей работников.[9] При этом государство находить решение главной задачи – задачи посредничества между работниками и работодателями.

Необходимость вмешательства государства в сферу занятости вызвана также предохранением национального рынка труда. Организация работы по выдаче разрешений организациям и предприятиям на право получения лицензии для реализации деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, а также по выдаче разрешений на право выдачи документов работодателям, привлекающим и использующим в России труд иностранных граждан, реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»[10] и Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.95 №1095 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей».[11]

Учитывая состояние современного рынка труда в России, необходимо признать активную роль государства в этой сфере. Решение проблем занятости обусловливается общей экономической и активной социальной политикой государства. Все государственные меры призваны умерить или нейтрализовать негативные последствия экономических преобразований, происходящих в России.



Заключение

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не порождает сомнений. Отдельно следует отметить, что те меры, предпринимаемые государством, путём воздействия на рынок труда, должны соответствовать интересам и наёмных работников, и предпринимателей. Государству на рынке труда надлежит выступать в качестве законодателя и арбитра, не выказывая предпочтений ни одной, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является неимоверно важным с точки зрения гармонизации социально-трудовых отношений и создания реальных предпосылок, обеспечивающих действительное равенство сторон на рынке труда.

Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов и местных органов власти в обеспечении наибольшей и результативной занятости. Многое можно осуществить в рамках предприятий, но при содействии органов власти. Это – решение проблем избыточной рабочей силы путём создания альтернативной занятости, переобучения, расширения производства предметов потребления, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличения сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, укорачивает период вынужденной безработицы.

Государственная политика устремлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.



Список библиографии

1. Закон РФ "О занятости населения в РФ".

2. Программа содействия занятости населения Нижегородской области на 1998 год.

3. Экономика труда. Социально-трудовые отношения: учебник. / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. − М: ЭКЗАМЕН, 2006.

4. Котляр А.Н. О понятии рынка труда. / Вопросы экономики. − 1998.

5. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. / Под ред. Л.А. Кузнецовой, И.Ю. Нестеренко, А.П. Мельникова. − Челябинск, 1994. – 91 с.

 

 


[1] Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. − М., 1964. − С. 613.

[2] Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений. − М., 1995. − С. 121-123.

[3] Трудовое и социальное право России. Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. проф. Анисимова Л.Н. − М., 1999. − С. 79.

[4] Конституционное право. Учебник / Под ред. Лазарева В.В. − М., 1999. − С. 180.

[5] Чиркин В.Е. Государствоведение. − М., 1999. − С. 75.

[6] Общая теория прав человека. / Под ред. Лукашевой Е.А. М., 1996. − С. 109.

[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. − М., 1995. − С. 136.

[8] Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений.  − М. 1995. С. − 121.

[9] Нуртдинова А.Ф. Роль государства в механизме социального партнерства. // Журнал российского права. − 2000. − №2. − С. 16.

[10] САПП РФ. − 1993. − №51. – Ст. 4933.

[11] СЗ РФ. − 1995. − №46. − Ст. 4451.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: