Участники:
· Конкуренты – две команды учащихся;
· Наниматели – группа учащихся, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу.
· Арбитр – обычно эту роль выполняет педагог.
До игры:
1. Педагог знакомит всех участников со схемой игры.
2. Формируются команды, определяется состав фирмы нанимателя.
Во время игры:
1. Педагог задаёт тему.
2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Тип заданий регламентируется заранее педагогом. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи.
3. Команды поочерёдно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-бальной системе каждое задание и по 10-бальной системе – каждый ответ.
4. Наниматели совещаются, педагог делает «краткий разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.
Игра «Точка зрения»
|
|
Участники:
· Оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;
· Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.
Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Например, какой транспорт будет преобладать в будущем – воздушный или наземный, почему?
До игры: педагог заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми фактами, знаниями.
Во время игры:
1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто был более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре.
Игра «КБ САМ» по Никитину.
(Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления)
Игра «КБ САМ» является дальнейшим развитием известной игры «Конструктор-механик», шагом вперёд в методике её применения. Эта игра даёт детям настоящие технические задания на разработку моделей с определёнными характеристиками. Исполнительская деятельность ребёнка при этом не отпадает, а становится частью всего творческого процесса. Таким образом, в игре «КБ САМ» ребёнок попадает в положение настоящего конструктора, и, хотя задачи его более просты, он вынужден идти тем же путём, которым идут конструкторы, рационализаторы и изобретатели на производстве.
Ход игры повторяет все этапы работы настоящего конструкторского бюро:
1. выбор модели, обсуждение технических требований;
2. ознакомление с существующими конструкциями;
3. разработка конструкции;
4. испытание;
5. доработка конструкции;
6. приём в эксплуатацию;
|
|
Технические задания расположены в порядке возрастания их сложности. Конструируя модель, испытывая её и усовершенствуя, дети узнают массу вещей и их свойств, физических законов и технических сведений. А так как всё это происходит в целенаправленной практической деятельности, то знания эти остаются прочно и служат человеку надёжно всю жизнь.
Ролевая игра, равно как и другие виды игр, может входить составной частью, элементом в содержание и организацию неигровой деятельности учащихся. Наиболее продуктивно в контекст неигровой деятельности входят следующие элементы ролевой игры:
· Сюжет. К примеру, отчёт перед родителями о работе коллектива учащихся проводится как какая-либо телепрограмма.
· Роль. К примеру, итоговое занятие по тематическому конструированию посвящено неопознанным космическим объектам. Проводится оно в форме пресс-конференции с инопланетянами. В этой игре предполагается такой набор ролей: инопланетяне, журналисты, учёные, разных специальностей, ведущий, переводчики. Деятельность неигрового характера может включать лишь одну-две роли. Например, на аукционе знаний действуют ведущий аукциона, и демонстратор поделок, а остальные участники аукциона выступают в ролях покупателей.
· Игровое действие. Игровое действие – одна из составляющих игровой деятельности, побуждаемая мотивом игры и соотносимая с целью игры.
К частным элементам ролевой игры можно отнести: язык игры (игровая терминология); игровые (ролевые) звания; игровой реквизит; игровая атрибутика и символика (эмблемы, значки); состязательная интрига (её условия); элементы театрализации (световое и звуковое оформление, декорации); игровые приёмы деления на команды, жеребьёвка; игровые виды награждения (дипломы, медали, кубки); игровые приёмы подведения итогов и др.
Ролевая игра стимулирует детей к участию в неигровой деятельности. Существуют, к примеру, игровые приёмы коллективной организаторской деятельности: приёмы привлечения детей к коллективному планированию («разведка» интересных дел, игровая анкета); приёмы самопознания и познания других (игровые тесты, вопросники, приёмы социометрии); приёмы выбора лидера (открытый микрофон, защита идеи, проекта, плана); игровые приёмы распределения ролей и поручений (считалки, жеребьёвки и т.п.).
Таким образом, игра одновременно – и развивающая деятельность, и принцип, и форма жизнедеятельности, зона социализации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого.
Литература
1. Азаров Ю.П. Игра: Размышления о нравственном воспитании. – М.: Новый мир,1983.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.
3. Бертрам Н.П. Избранные статьи. М.: - Советский художник, 1979.
4. Выгодский Л.С. Собр. соч. – М.: - Детская психология, 1984.
5. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс,2002.
6. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под. Ред. В.В.Петрусинского/ - М. новая школа, 1994.
7. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.
8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990.
9. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. – М., 1991.
10. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.
Содержание
· Введение
· Анализ психолого-педагогической литературы
· Выводы
· Список используемой литературы