Психологическая подготовка учеников к выступлению

После того, как произведение достаточно проработано и впереди предстоит публичное выступление необходимо позаботиться о создании психологической готовности к сценическому выступлению. В плане решения этой задачи нецелесообразно увеличивать нагрузку на занятиях, поскольку основное в этом периоде не нарушать то, что уже отработано. Педагогу следует учитывать, что за несколько дней до выступления ученики обычно начинают вести себя по-другому, чем раньше:

 

· она мало учитывают замечания педагога и не замечают недостатков своего исполнения, желая сохранить неизменным то, что достигнуто;

· в их исполнении (особенно в тех местах, которые выучены относительно недавно) начинают появляться неожиданные ошибки;

· в некоторых случаях (особенно это касается учеников с заниженной самооценкой) возникает отрицательное отношение к качеству своего исполнения;

· у некоторых учеников можно наблюдать рассеянность на уроках, снижение исполнительской активности;

· усиливается беспокойство по поводу будущего выступления, появляются размышления о следствиях неудачного выступления;

 

 Для стабилизации состояния ученика в этот период и снятия у него нервного напряжения весьма эффективными выступают мысленные исполнения сочинения с определенными характеристиками: ученику нужно "видеть" себя на сцене перед слушателями, представлять свои уверенные и свободные действия и особенности звучания в зале. Необходимо провести с учеником акустические репетиции в зале. Чтобы эффект от репетиций был наибольшим, педагогу нельзя допустить, чтобы она состоялась за два-три часа до выступления, поскольку в силу неопытности, ученик будет стараться исполнить произведение как можно лучше, растратит силы и не сможет показать перед слушателями все, на что способен. Следует добиться, чтобы репетиция состоялась не позже, чем за день до выступления, в крайнем случае утром того же дня. Основная задача, которую можно решить только на репетиции это приспособление исполнения к особенностям зала: нужно проверить темпы, особенно там, где имеются агогические отклонения, четко распределить динамически оттенки и нюансы. Не стоит на репетиции отрабатывать и доучивать те или иные разделы сочинения или повторять его целиком несколько раз. Чтобы сохранить высокий эмоциональный тонус, не имеет смысла также исполнять его с полной отдачей как перед слушателями. Педагогу следует беречь творческие силы ученика и не превращать репетицию в подобие урока. Лучше всего осуществить одно исполнение пьесы в среднем темпе, спокойно и отчетливо, с умеренной силой звучания и прикрытой выразительностью, чтобы ученик слушал себя как бы со стороны, из зала. Это помогает лучше приспособиться к требованиям выступления перед слушателями и наработать специфически сценический общий контроль за исполнением. Психологическое значение репетиции связано с тем, чтобы ученик прочувствовал свое состояние на сцене как новое, где отсутствует привычные условия урока и поддержки педагога. В связи с этим очень важно отрепетировать самое начало исполнения, его первый раздел, точно наметив здесь работу двигательного аппарата, характер звучания, особенности темпа и меру выразительности. На репетиции также следует опробовать и такие моменты сценического поведения, как выход, поклон и непосредственно подготовка к началу исполнения.

 В день выступления у многих учеников волнение усиливается. Следует удерживать ученика от непрерывных занятий, поскольку они, с одной стороны, повышают уровень беспокойства, а с другой стороны, способствуют растрате необходимой для выступления энергии. Лучше всего потратить на занятия час-полтора, чтобы разогрелись руки и сформировалось хорошее игровое состояние. При излишнем волнении существенно помогают упражнения на расслабление и управляемое дыхание в сочетании с самовнушением.

Непосредственно перед выходом на сцену необходимо, чтобы ученик сосредоточился на основном образе сочинения, его характере, почувствовал общий темп исполнения. Важно также, чтобы он настроился на начальную фразу сочинения и представлял ее, уже находясь на сцене и готовясь к исполнению.

Сразу после выступления педагогу следует обязательно положительно оценить действия ученика. Даже если была неудача, все равно следует найти какие-то положительные моменты пусть даже совсем незначительные и внешние. Ни в коем случае, с точки зрения нормализации самооценки ученика и для улучшения подготовки его к выступлениям в будущем, нельзя давать ему понять, что он выступил зря, поскольку даже неудачное выступление пополняет исполнительский опыт.

Сценическое исполнение ученика пополняет и опыт педагога, заставляя его продумывать и пересматривать свои действия, выясняя, что в них было верно, и где было промахи, в чем выбор соответствовал уровню исполнительских умений и индивидуальным особенностям ученика, а в чем не соответствовал.

Сразу после исполнения, ученик находится еще под влиянием сценического волнения, и не имеет возможности рационально воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.

Серьезное значение для накопления у ученика опыта поведения сцене имеет определенная периодичность выступлений. При этом нужно иметь ввиду, что слишком частые выступления ведут к снижению исполнительского уровня вследствие того, что за короткие сроки трудно восстанавливать качество профессионального умения. В тоже время слишком редкие выступления не содействуют поддержанию необходимой сценической формы и каждый выход к слушателям требует специально организованной подготовки.

 

У каждого исполнителя есть свои приемы и способы подготовки к выходу на эстраду, свои соображения по части организации "режима дня". Кто-то в преддверии выступления занимается больше, кто-то меньше обычного; одни ищут общения, контактов с близкими, для других важнее одиночество. Ясно одно: будущему исполнителю необходимо опробовать на собственном опыте различные варианты подготовки к публичному выступлению, отобрать для себя то, что наилучшим образом согласуется с его индивидуально-личностными особенностями и свойствами.

 

 

Список литературы:

 

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.,2006.

Григорьев. Исполнитель и эстрада.

СЛУЦКАЯ Л.Е.Сценическое волнение как профессиональная и психологопедагогическая проблема.

Зак А.З. Музыкальная педагогика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: