Влияние особенностей личности учеников на сценическое выступление

Для рассмотрения педагогом причин успешного и неуспешного выступления его учеников на сцене серьезное значение имеют представления психологов о том, как различаются люди по таким особенностям их личности, как направленности внимания. Для некоторых людей характерна открытость, обращенность к внешнему миру (экстравертированность). Другие люди отличаются замкнутостью, концентрацией внимания на себе (интровертированность). Учеников с экстравертированным типом личности мало тревожит сам факт выступления на сцене, но их весьма заботит результат исполнения. Они обеспокоены тем, какое впечатление производит на слушателей их исполнение, и очень дорожат мнением педагога. Им свойственно спокойное ожидание выступления и взволнованное состояние после. В отличие от этого, ученики с интровертированным типом личности проявляют повышенное волнение и сильную обеспокоенность предстоящим выступлением на сцене. Для них выступление на сцене это вынужденное общение со слушателем. По сравнению с учениками экстравертированного типа они в меньшей степени озабочены итогами своей деятельности.

Другой важной причиной успешного и неуспешного выступления учеников на сцене выступает то, насколько они способны самостоятельно оценивать качества своей личности и успешность выполняемой деятельности. С одной стороны, самостоятельная оценка служит для актуальной регуляции, поскольку в ней отражается степень удовлетворенность человека собой. С другой стороны самооценка лежит в основе уровня притязаний личности, то есть в основе того, какие цели и какой сложности человек избирает для себя в перспективе. В самооценке также проявляется степень осознания человеком своего отношения к себе и другим людям, а также уровень 

Сформированности умений критически оценить свои силы и возможности. Отношение представлений человека о своих возможностях к их реальному содержанию характеризует степень адекватности самооценки. Неадекватная самооценка характерна для людей, которые неверно оценивают свои способности и неправильно выбирают цели деятельности. В одних случаях неадекватная самооценка реализуется как завышенная. Человек считает свои способности более развитыми, он полагает, что его деятельность более успешна, чем это есть в реальности. В других случаях неадекватная самооценка выступает как заниженная. При этом человек в своих представлениях недооценивает себя. Он относится к своей деятельности излишне критически и поэтому не замечает реальных успехов или считает их случайными. Адекватная самооценка характерна для людей, которые оценивают себя в соответствии с суждениями других людей и реально достигнутыми результатами деятельности.

Для учеников с завышенной самооценкой характерен высокий уровень претензий, им не свойственна повышенная нервно-психическая напряженность и сосредоточенное внимание. Поэтому, попадая на сцену, они обнаруживают много неожиданного, в силу чего в их исполнении множество значительных недочетов. Ученики с заниженной самооценкой отличаются постоянной неудовлетворенностью своих действий и повышенной ответственностью. Они испытывают сильную тревогу за результаты выступления, проявляют чрезмерное внимание ко всем условиям поведения на сцене, реальным и вымышленным. Выступая, эти ученики сосредоточенно контролируют точность исполнительских приемов, что часто идет во вред выразительности звучания.

Наряду с этими особенностями на отношение учеников к сценическому выступлению влияет еще и возраст. Для младших школьников не характерны отчетливо выраженные признаки волнения перед выступлением. Это связано с недостаточным опытом деятельности отношений и мало сформированным самосознанием и самооценкой. В силу этого они ведут себя на сцене относительно спокойно и уверенно, несмотря на незначительный опыт выступлений.

Характерно, что эстрадное волнение с трудом подается логическому анализу и плохо управляемо. Необычное самочувствие, неуверенность в своей готовности, необычная температура в зале, постоянно расстраивающийся инструмент-все это суммируется и вызывает ощущение неясной тревоги, неопределенности, протекающих на интуитивном уровне, подсознательно.

Изначальной причиной сценического волнения, влияние которой опосредствуется особенностями личности и возраста учеников, является неопределенность оценки исполнения на сцене, непредсказуемость результата выступления, поскольку и оценка и результат прямо не зависят от исполнителя, не определяют собой итог взаимодействия его исполнительской деятельности и деятельности восприятия слушателей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: