Список использованных источников

 

 

1. Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М.М. Абдуллаева // Психологический журнал. — 2004. – Том 25. — № 5. — С. 86 – 95.

2. Басаргин, В.П. Преемственность общего и профессионального образования в самоопределении учащихся / В.П. Басаргин // Тэхналагічная адукацыя. — 2002. — № 1. — С. 72 – 77.

3. Богданович, С.С. Мотивационные факторы в системе профессиональной ориентации личности в юношеском возрасте / С.С. Богданович // Адукацыя і выхаванне. — 1998. — № 10. — С. 22 – 23.

4. Богомаз, С.Л. Актуальные проблемы профессионального самоопределения личности старшеклассника / С.Л. Богомаз // Психология. — 1997. — № 8. — С. 8 – 14.

5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.

6. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2000. — 304 с.

7. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критичсеких ситуаций) / Ф.Е. Василюк. — М., 1984. — 200 с.

8. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: сб. науч. тр.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. — С. 30 – 38.

9. Выпускник перед выбором пути: Социологически-нравственный облик / Е.М. Бабосов, С.А. Шавель, С.В. Кузьмин и др.; под ред. Е.М. Бабосова. – Минск: Нар. асвета, 1988. — С. 125 – 132.

10. Детская психодиагностика и профориентация; сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999. — С. 363 – 371.

11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 110 – 113.

12. Зубелевич, Л.И. Аспекты трансформации профидентичности / Л.И. Зубелевич // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: сб. науч. ст.; под ред. А.М. Кухарчук, Л.Ф. Мирзаяновой. — Барановичи: БГВПК, 2004. — С. 49 – 54.

13. Каганов, А.Б. Выбираю профессию: кн. для учащихся / Каганов А.Б.. – Минск: Нар. асвета, 1986. — С. 56 – 58.

14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.

15. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 254 с.

16. Коннычева, Г.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов / Г.Г. Коннычева. — Саратов, 2001. — 143 с.

17. Красовский, А.С. Социальные аспекты профориентации молодежи / А.С. Красовский, Н.К. Нгуен. — Минск: Мин. гор. центр профориентации молодежи Госкомтруда СССР, 1990. — С. 27 – 39.

18. Кудрявцев, Т.В. Учебное пособие по курсу «Психология». Психология профессионального обучения и воспитания / Т.В. Кудрявцев. — М.: МЭИ, 1985. — 108 с.

19. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск: Соврем. слово, 2006. — С. 64.

20. Кухарчук, А.М. Профессиональное самоопределение учащихся / А.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер. — Минск: Народная асвета, 1976. — 128 с.

21. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 57 – 66.

22. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 97 – 110.

23. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.Ф. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С. 26 – 34.

24. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин. — Пермь, 1973. — 213 с.

25. Миклашевич, А.А. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация детей в семье / А.А. Миклашевич. – Минск, 1981. — С. 12 – 13.

26. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. — С. 77 – 78.

27. Орлянская, И.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно-досуговой деятельности / И.И. Орлянская. — М., 1999. — 26 с.

28. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. — Киев, 1980.

29. Пенкрат, Л.В. Мотивы выбора профессии: кн. для учителя / Л.В. Пенкрат. – Минск: Нар. асвета, 1986. — С. 12 –19.

30. Поплавский, Н.Н. Подходы к пониманию профессионального самоопределения / Н.Н. Поплавский // Психология образования сегодня: теория и практика: материалы Межд. науч.-практич. конф.; под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. — Минск, 2003. — С. 238 – 242.

31. Праблемы прафесійнай арыентацыі моладзі: матэрыялы рэспубліканскай канферэнцыі; рэд. І.А. Новік, М.В. Гваздовіч. — Минск, 1994. — С. 14 – 17.

32. Профессиональная ориентация учащейся молодежи; под ред. А.Д. Сазонова. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.

33. Профориентация в процессе профессионального самоопределения учащихся; рецензент Л.Н. Дичковская. — Минск: Мин. гор. центр проф. организации молодежи, 1998. — С. 4 – 8.

34. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 328 – 366.

35. Психология. Словарь; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

36. Свирская, Н.А. Профилирование предметов – один из важных этапов профессионального самоопределения / Н.А. Свирская // Психология. — 2005. — № 1. — С. 24 – 26.

37. Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Университетское, 1993. — С. 32 – 35.

38. Ходаков, А.И. Реальный путь социальной поддержки (проблема профессионального самоопределения) / А.И. Ходаков // Открытая школа. — 2001. — № 1. — С. 35.

39. Чернер, С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьников / С.Л. Чернер, И.И. Зарецкая // Школа. — 2000. — № 3/36. — С. 3.

40. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.


 

 


Приложение

 

 


Приложение 1.

Методика «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана)

Инструкция. Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отноше­ние к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колон­ке Б — что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно зна­чимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.

 

А Б
1.Профессия одна из важнейших в обществе 1. Мало оценивается важность труда
2. Работа с людьми 2. Не умею работать с людьми
3. Работа требует постоянного творчества 3. Нет условий для творчества
4. Работа не вызывает переутомления 4. Работа вызывает переутомле­ние
5. Большая зарплата 5. Небольшая зарплата
6. Возможность самосовершенст­вования 6.Невозможность самосовершенствания
7. Работа соответствует моим способностям 7. Работа не соответствует моим способностям
8. Работа соответствует моему характеру 8. Работа не соответствует моему характеру
9. Небольшой рабочий день 9. Большой рабочий день
10. Отсутствие частого контакта с людьми 10. Частый контакт с людьми
11. Возможность достичь социального признания, уважения 11.Невозможность достичь соци­ального признания, уважения
12. Другие факторы (какие?) 12. Другие факторы (какие?)

 


Приложение 2.

Методика «Мотивы выбора профессии»

Инструкция. Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии: 5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3- средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло. Назовите эту профессию, специальность.

утверждения оценка
1 требует общения с разными людьми  
2 нравиться родителям  
3 предполагает высокое чувство ответственности  
4 требует переезда на новое место жительства  
5 соответствует моим способностям  
6 позволяет ограничится имеющимся оборудованием  
7 дает возможность приносить пользу людям  
8 способствует умственному и физическому развитию  
9 является высокооплачиваемой  
10 позволяет работать близко от дома  
11 является престижной  
12 дает возможность для роста профессионального мастерства  
13 единственно возможная в сложившихся обстоятельствах  
14 позволяет реализовать способности к руководящей работе  
15 является привлекательной  
16 близка к любимому школьному предмету  
17 позволяет сразу получить хороший результат труда для других  
18 избрана моими друзьями  
19 позволяет использовать профессиональные умения вне работы  
20 дает большие возможности проявить творчество  

 

 


Приложение 3.

Расчеты факторов по методике «Изучение факторов привлекательности профессии».

КЗ = (n+ – n)/N

Девушки:

1 фактор (профессия одна из важнейших в обществе) =(4-7)/13 =-1,053

2 фактор (работа с людьми) = (9-0)/13 = 0,692

3 фактор (работа требует постоянного творчества) = (3-4)/13=-0,076

4 фактор (работа не вызывает переутомления) = (11-4)/13=0,538

5 фактор (большая зарплата) = (2-9)/13=-0,538

6 фактор (возможность самосовершенствования) = (4-2)/13=0,153

7 фактор (работа соответствует моим способностям) = (10-3)/13=0,538

8 фактор (работа соответствует моему характеру) = (8-4)/13=0,307

9 фактор (небольшой рабочий день) = (5-4)/13=0,076

10 фактор (отсутствие частого контакта с людьми) = (0-0)/13=0

11 фактор (возможность достичь социального признания, уважения) = (4-4)/13=0

Юноши:

1 фактор (профессия одна из важнейших в обществе) = (10-4)/18=0,064

2 фактор (работа с людьми) = (12-3)/18=0,5

3 фактор (работа требует постоянного творчества) = (4-6)/18=-0,111

4 фактор (работа не вызывает переутомления) = (3-11)/18=-0,444

5 фактор (большая зарплата) = (14-3)/18=0,611

6 фактор (возможность самосовершенствования) = (3-2)/18=0,055

7 фактор (работа соответствует моим способностям) = (11-6)/18=0,277

8 фактор (работа соответствует моему характеру) = (10-5)/18=0,277

9 фактор (небольшой рабочий день) = (5-4)/18=0,055

10 фактор (отсутствие частого контакта с людьми) = (3-1)/18=0,111

11 фактор (возможность достичь социального признания, уважения) = (11-3)/18=0,388.

Общее количество испытуемых:

1 фактор (профессия одна из важнейших в обществе)=(14-13)/31=0,064

2 фактор (работа с людьми) = (21-3)/31=0,580

3 фактор (работа требует постоянного творчества) = (8-10)/31=-0,064

4 фактор (работа не вызывает переутомления) =(7-15)/31=0,258

5 фактор (большая зарплата) = (16-12)/31=0,129

6 фактор (возможность самосовершенствования) = (7-4)/31=0,096

7 фактор (работа соответствует моим способностям) = (21-9)/31=0,387

8 фактор (работа соответствует моему характеру) = (18-9)/31=0,290

9 фактор (небольшой рабочий день) = (10-8)/31=0,064

10 фактор (отсутствие частого контакта с людьми) = (3-1)/31=0,064

11 фактор (возможность достичь социального признания, уважения) = (15-7)/31=0,255


Приложение 4.

Содержательная направленность мотивов выбора профессии (в баллах).

испытуемые Внутренние индивидуально значимые мотивы Внутренние социально значимые мотивы Внешние положительные мотивы Внешние отрицательные мотивы
Зарешба Оксана 21 16 17 13
Смутная Н. 20 11 14 10
Дорошкевич Оля 19 10 12 12
Гаврильчик Оля 14 5 7 5
Рафеева Н. 20 17 12 11
Асадчая Вероника 19 14 11 10
Дрозд Таня 16 13 14 11
Родобольская 21 9 10 11
Макарова 15 13 18 12
Горская Л. 17 15 15 14
Волкова Света 22 17 14 10
Бурая Тамара 13 11 12 16
Соснова Аня 13 7 8 12
Пишка Дима 11 5 8 14
Чумицкий 9 5 5 12
Оптувоч Николай 14 11 10 15
Бондарь Александр 12 11 12 16
Березнев И. 15 12 12 16
Шикруть С. 18 13 14 13
Трухан Дм. 15 9 9 13
Лыгаукий А. 16 17 13 9
Лешкевич 21 12 13 8
Берк 17 14 13 16
Протосевич 16 14 11 8
Иванов Иван 12 13 15 15
Скуратов Виктор 10 10 15 13
Герасимов Саша 12 10 14 5
Петровец Павел 13 10 17 15
Тихомиров 14 14 10 11
Лухверчик Сергей 17 17 7 5
Хупето Евгений 19 21 15 15

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: