Издержки фирмы в долгосрочном периоде

Рассмотрим, как должна строиться стратегия фирмы в долгосрочном периоде.

Поскольку в долгосрочном периоде изменяются производственные мощности и адекватно этому - численность рабочих, то можно сделать вывод, что все издержки в условиях долгосрочного периода выступают в качества ПЕРЕМЕННЫХ. При расширении фирмы состоится изменение валовых издержек. Как и в краткосрочном периоде, они на первых порах будут уменьшаться за счет эффекта масштаба, после, когда действие эффекта масштаба производства будет исчерпано, они досягнуть минимума. Затем начнется процесс увеличения валовых издержек.

Реальная динамика валовых издержек при увеличении производственных мощностей будет выражена кривой В1 В2 В3 В4 В5, которая представляет собою ломанную кривую, каждый из элементов которой корреспондирует определенному этапу наращивания мощностей фирмы. Вместе с тем, данная кривая - кривая выбора фирмы.   

 

Цена и ее функции.

Цена -общественная ценность товара (блага), выраженная в определенном количестве дензнаков. Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется в силу большего числа объективных и субъективных причин, то цена находится в постоянном движении.     

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает отчаянное столкновение двух противоположных подходов. Первый представленный стоимостной концепцией ценообразования, наиболее полно разработанной К. Марксом в его учении и абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Суть данной концепции находится в следующему: Товар имеет “стоимость” и “цену”.

Стоимость (по Марксу) -внедренные в товаре общественно - полезные затраты труда, но не всевозможные, а только соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда.

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклониться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов, в том числе инфляции.

Теория Маркса обнаруживает в стоимости объективную основу цены, однако, отличая “стоимость” и “цену”.

Иной подход объясняет цену производства товара суммой денежных затрат производителя в самом лучшем варианте использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. В этом случае цена становится самостоятельной величиной, для определения которой оценка покупателя более важна, чем затраты производителя.

Таким образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же определяет цену товара - предложение (стоимость) или спрос (полезность)?

Современная экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подходы к ценообразованию, соединив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность) товара.

В рыночной экономике цена выполняет три функции:

1. Дает информацию, ориентируя действия покупателей и продавцов.

2. Стимулирует наиболее экономический способ производства и наиболее рациональное поведение спроса.

3. Через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспечено свободное движение. Такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, которые искажают настоящую динамику цен, и одновременно преобразуют цену в неправдивую информацию и ошибочный стимул.

 

4. Система цен.  

Хотя система цен сложная, все цены можно свести до трех основных видов:

- договорные

- государственные                                                                                  

- мировые  

- Договорные цены -устанавливаютсясоглашением покупателя и продавца, то есть учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен есть то, что они могут быть спекулятивно увеличенными (или уменьшенными) и сдвинуть равновесное состояние рынка.

Государственные цены -в рыночной экономике устанавливаются совсем не на продукцию государственных предприятий. Такая мысль неверна, поскольку в рыночном хозяйстве многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, которая не уступает частным.

- Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на: продукцию предприятий - монополистов базовые ресурсы (для экономики данного государства)

- социально - значащие цены.

Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены (жесткие) и регулированные, которые учитывают изменения экономической конъюнктуры.

Мировые цены -оказывают активное влияние на внутренние цены в качества оптимальных ориентиров.

Хотя международная торговля характеризуется великим множеством цен на один и тот же товар (отображая условия и время коммерческих соглашений), “мировой ценой” считаются цены, по которыми происходят наиболее крупные экспортно - импортные соглашения. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте.

В границах названных трех групп (видов) цен наиболее практикующимися ценами есть:

Базисная цена - используется для определения сорта или качества товаров (услуг) и устанавливается на переговорах между покупателем и продавцом.

Фактурная цена - цена купли - продажи, определяется условиями поставок, согласованными в контракте. Различают следующие фактурные цены:

1. Ex works, когда продавец обязан поставить товар в распоряжения покупателя на транспорте (или составе)

2. FOB, когда товар поставляется на борт судна в порту, указанном в контракте

3. CAF, когда продавец обязан уплатить все затраты по фрахту к месту назначения товара

4. CIF, то есть цена CAF, дополненная обязательством продавца заключить договор страхования от риску гибели или порчи товара при перевозке.

В системе цен имеется номинальная цена - денежная цена товара, которая публикуется в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.

Главную роль в системе ценообразования играют реальные свободные оптовые и розничные цены.

Свободные оптовые цены на продукцию производственно - технического назначения устанавливаются производителем по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции.

Структура свободной оптовой цены на продукцию производственно - технического назначения имеет следующий вид:

ОЦ = С + П + НДС + СП,

Где: С - себестоимость  

  П - доход от реализации продукции

СП - специальный налог (предназначен для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки с/х и угольной промышленности).

При реализации населению продукции производственно - технического назначения формируется свободная рыночная розничная цена на основе свободных оптовых цен и торговой надбавки:

РЦ = С + П + НДС + СП + Нс + НТ,

Где: Нс -постач.- сбытовая наценка

   Нт - торговая надбавка

Торговая надбавка определяется продавцом, исходя с конъюнктуры рынка (фактически сформированного соотношения спроса и предложения).

Свободная (отпускная) цена на товары народного потребления (ВЦ т.н.с.) устанавливается (с учетом НДС) производителями по согласованию с розничными торговыми и иными предприятиями, которые реализуют товары населению, а также с посредниками. В свободные отпускные цены включаются такие суммы акцизов по установленным правительством ставкам.

Свободная (отпускная) цена на товары народного потребления имеет следующую структуру:

ВЦТ. Н.С. = С + П + НДС + СП + А,

Где: А - акцизы по установленным ставкам.

Закупочная цена на товары народного потребления (ЗЦ т.н.п.) имеет вид:

ЗЦ = С + П + НДС + СП + А + НЗ

Свободная (рыночная) розничная цена на отечественные товары народного потребления формируются, исходя из свободной (отпускной) цены и торговой надбавки:

ВРЦ Т.Н.С. = С + П + НДС + СП + А + НЗ + НТ,

Свободно - оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию (СОЦ) устанавливаются предприятиями и организациями, которые закупают продукцию у иностранных поставщиков, исходя из конъюнктуры рынка, а также качества продукции.

ВОЦ ІМП. = ЦФ + М + П + П ІМП. ,

Где: Цф - фактурная цена

М - таможенная пошлина (таможенный тариф)

П имп. - налог на импорт

Свободные(рыночные) розничные цены на импортную продукцию народного потребления формируются исходя из свободной отпускной цены и торговой надбавки:

ВРЦ = ВОЦ имп. + Нт = Цф + П + П имп. + Нт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: