Установление цены на товар - процесс, который состоит из большого количества этапов, каждый из которых нуждается в проведении исследований или прогнозирования с элементами неопределенности.
Основные моменты процесса установления цены:
1. Определение цен фирмы на рынке (максимизация текущего дохода, увеличение доли продажа, обеспечение выживаемости)
2. Изучение затрат производства, эластичности спроса, предвиденных объемов продажа, валовой и чистой прибыли)
3. Изучение качества товара, сравнение его характеристик с товарами конкурентов
4. Выбор стратегии ценообразования (затратный метод, стратегия “снятие сливок”, использование неценовых факторов)
5. Учет мотивационных и психологических аспектов имиджа фирмы в глазах потребителей и конкурентов
Ценообразование -это процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений.
Для решения вопроса установления цены разрабатывается концепция ценообразования, которая учитывает:
- предвиденные затраты на разработку и модификацию товара, его производство и сбыт
- конкуренцию со стороны иных фирм и изделий - субститутов
- психологию покупателей
Установление цены в основном зависит от типа рыночной ситуации:
в условиях чистой (свободной) конкуренции никто из покупателей и продавцов не влияет на уровень текущих цен. При установлении цен производители лишь следуют за изменениями рыночных цен
на рынке монополистической конкуренции не существует единой рыночной цены. Товары дифференцированы, а цены представленные в широком диапазоне. Чтобы выделится кое-чем, кроме цены, продавцы стремятся разработать различные предложения для разнообразных потребительских сегментов (качество, внешнее оформление). Производители широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой.
В условиях чистой монополии, при установлении цен могут образоваться три различные ситуации:
- если монополист – государственная организация (компания) - она может установить цену ниже себестоимости, на товар, имеющий большое значение для покупателей; цена может быть предназначена на покрытие затрат или же на получение больших доходов; но цена может быть назначена и очень высокой для сокращения потребления.
- В случае существования частной регулированной монополии - государство, контролируя цены, позволяет монополии устанавливать расценки, которые обеспечивают получение справедливой нормы дохода.
- В случае существования частной не регулированной монополии - фирма сама может устанавливать любую цену, которую выдержит рынок.
Установление цены на товар - это процесс, который состоит из нескольких этапов:
1. определение спроса - фирма выводит для себя кривую спроса, которая отражает возможные количества товара, который удается продать на рынке на протяжении определенного времени по ценам различного уровня
2. оценка затрат на производство продукции - фирма делает расчет, как изменяется сумма ее затрат при различных уровнях производства
3. анализ цен и товаров конкурентов - фирма изучает цены конкурентов для использования их в качества основы проектирования собственного товара
4. выбор метода ценообразования - фирма выбирает для себя один из следующих методов ценообразования:
- расчет цены по методу “средние затраты + доход” - начисления определенной наценки на себестоимость. Недостаток этого метода: наценки являются стандартными и не учитывают особенностей текущего спроса и конкуренции
- расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевого дохода - рассматриваются различные варианты соотношений цен и объемов реализации с затратами производства, необходимого для получения определенного целевого дохода
- расчет цены с ориентацией на спрос - основанный на изучении ожидаемой потребителем ценности товара, его способности заплатить ту или иную сумму за товар при его определенном качестве.
- расчет цены на основе уровня текущих цен - то есть на основе цен конкурентов - на аналогичные товары. Большие фирмы обычно устанавливают одну и ту же цену. Более мелкие фирмы “следуют за рыночным лидером”, изменяя цены, когда их изменяет рыночный лидер, а не в зависимости от колебания спроса на свои товары или собственных затрат.