Проблемное обучение и ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач изначально разработана для совершенствования мыслительных возможностей людей, изобретающих новую технику. Мышление людей формируется в процессе познания. "Познание - процесс деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении" [1, стр. 206]. В процессе обучения человек проходит через этапы познания человечества, сформировавшего науку, т.е. вся культура создается по крайней мере дважды — первый раз, когда она творится в процессе познания и преобразования окружающего мира, второй раз в процессе обучения. Совершенно очевидно, что то, что однажды кем-то было познано и усвоено, может быть усвоено в другой раз уже другими. При всем различии познания нового и усвоения его заново в готовом виде первое содержит все элементы, которые свойственны и вторичному усвоению.

Вопрос в том, как это вторичное усвоение, т.е. обучение, более рационально организовать, т.е. сделать значительно эффективнее.

Процесс обучения — учения связан со взаимной деятельностью преподавателя и ученика, первый передает второму накопленный опыт старших поколений. Вся история познания (и первичного и вторичного) представляет историю преодоления познавательных затруднений. Соответственно мышление рождается и развивается при необходимости преодоления затруднений, которые теперь принято называть проблемной ситуацией. Уже 30 лет в нашей стране существует теория проблемного обучения. Она рекомендует относительно самостоятельное решение познавательных задач учащимися под общим руководством учителя. Такое обучение оказывает значительное воздействие на умственное развитие учащихся, т.к. соответствует самой природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для человека закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником проблемною обучения. Позже основные направления будущего "проблемного обучения" разрабатывал ЖЖ. Руссо, немецкий педагог А. Дистверг, наши соотечественники Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В то время это направление педагогики получило название эвристических бесед. Эвристический или проблемный метод обучения возможен в любых видах учебного процесса. При атом стираются привычные грани между такими общепринятыми понятиями как лекция и семинар, самостоятельная работа и консультация

Проблемное обучение наиболее естественная методика для самообразования, поскольку движущей силой проблемного обучения являются противоречия между познавательными задачами и уровнем знаний, умений ученика. Деятельность учащегося (независимо от того, учится ли он сам или с помощью преподавателя) состоит в логическом поиске в условиях проблемной ситуации.

  Не смотря на существование стройной диалектически обоснованной теории, обычно на практике применяются лишь отдельные элементы проблемного обучения, которые талантливыми педагогами интуитивно применялась и до создания теории. Чаще проблемному обучению отдают предпочтение в технических кружках, где предполагается больше возможностей для развития творческих способностей. (Еще Д.И. Менделеев писал министру финансов Витте, что "между развитием промышленности и просвещением существует тесная и очевидная связь..." [11, стр. 445]. В данном случае эвристическое содержание предмета просто и естественно согласуется с эвристической формой его познания. Тем не менее проблемное обучение пока не стало общей системой обучения, которая позволяет достигнуть массовых результатов, на определенном уровне и обусловливает возможность управления этими процессами

Педагогика в умственных операциях от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы усматривает следующие этапы [2]:

1. возникновение проблемной ситуации,

2. осознание сущности затруднения и постановки проблемы,

3. нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

4. доказательство гипотезы,

5. проверка правильности решения.

  Теория решения изобретательских задач располагает арсеналом логико-эвристического поиска новых технических решений. Интересно, что развиваясь независимо от формирования теории проблемного обучения, эта теория предлагает этапы поиска идеи решения (например, АРИЗ-77) очень близкие по содержанию и названиям этапов:

1. выбор задачи,

2. построение модели задачи,

3. анализ модели задачи,

4. устранение... противоречия,

5. предварительная оценка полученного решения,

6. развитие полученного ответа,

7. анализ хода решения.

Совпадение можно объяснить тем, что этапы устранения проблемной ситуации и шаги по вскрытию и разрешению противоречий в изобретательских задачах близки по своей диалектической сущности. В этом единство. Для наглядности запишем параллельно эти этапы.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ АРИЗ-77
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе, М, 1977. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука, М, 1979.
Возникновение проблемной ситуации. Осознание сущности затруднения и постановка проблемы. Выбор задачи. Построение модели задачи. Анализ модели задачи.
Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений. Устранение физических противоречий.
Проверка правильности решения проблемы. Предварительная оценка полученного решения. Развитие полученного ответа. Анализ хода решения.

Отличие в разработанности практического применения обеих теорий.

ТРИЗ располагает подробным алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), благодаря чему для владеющего теорией предоставляется возможность решить любую творческую задачу (не только техническую). Проблемное обучение предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню учителя не только в отношении знаний, умений, но оно также требует незаурядных творческих способностей от самого учителя. Пользователь ТРИЗ не только может решать творческие задачи, применяя инструментарий ТРИЗ, но и развивает свои творческие способности, выходя на уровень "обыкновенной гениальности". Это связано с тем, что ТРИЗ включает не только логическую программу и списки различных приемов правильного мышления (что способствует организации мышления), но и систему приемов развития творческого воображения (РТВ). "Изучение техники фантазирования не похоже на зазубривание шаблонных приемов. Одно и то же упражнение может быть выполнено по разному в зависимости от личности человека. Здесь как в музыке технические приемы помогают раскрытию индивидуальных качеств, и интересно выполненные упражнения порой доставляют подлинно эстетическое удовольствие, как хорошо сыгранная вещь". (Г.С.Альтшуллер [12], стр. 273).

Выводы

Обучение ТРИЗ учителей — возможный путь решения проблемы нехватки талантливых учителей для освоения и разработки новых педагогических методик. Обучение этой теории технических и научных специалистов — один из путей повышения уровня современных технологий, обучение детей — обеспечение прогресса во всех областях на следующие за этим десятилетия.

Таким образом, встает задача разработки педагогики ТРИЗ для широкого круга специалистов. Она должна включать в себя в гармоническом сочетании

— цель изучения содержания собственно ТРИЗ,

— способы преподавания,

— приемы учения.

Естественно в преподавании ТРИЗ как предмета применять методы ТРИЗ, Объективные трудности преподавания ТРИЗ являются резервом совершенствования процесса преподавания.

Литература

1. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Под ред. М. И. Кондакова А. С. Вишнякова, М.: Политиздат 1988 (с. 198).

2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе, М.: Просвещение, 1977.

3. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Изд. Казанского ун-та, 1979 (с. 24).

4. Методика преподавания математики в средней школе. М.: Просвещение, 1980 (с. 5).

5. Кэрролл Л, Приключения Алисы в Стране Чудес. Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М.: Изд. Пресса, 1992 (с. 183)

6. Иванов В.И. Формулы творчества или Как научиться изобретать. М.: Просвещение, 1994 (с. 9)

7. Дерзкие формулы творчества. Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987 (с.80).

8. Альтшуллер Г. С. и Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества. Вопросы психологии, № 6. 1956, ее. 37-49, перепечатка: Журнал ТРИЗ, 96,2, Юбилейный номер, ее. 5-14.

9. Журнал ТРИЗ, 96.1, Портфель редакции.

10. Гарина-Домченко А.Н., Крячко В.Б. Можно ли заказать вдохновение. Профтехобразованис, № 12, 1980.

11. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. и начала XX в.. М.: Педагогика. 1990 (с.445).

12. Шанс на приключение. Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1991.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: