Зонирование рабочих помещений и территории

Для определения необходимых мер радиационной защиты персонала и регламента проведения аварийных работ по результатам радиационной разведки, отбора и измерения проб осуществляется радиационное зонирование аварийного объекта и территории.

При радиационных авариях, когда основным фактором воздействия является внешнее гамма-излучение рекомендуется использовать дозовые критерии, приведенные в п. 4.2.5.

При радиационных авариях, когда основным фактором воздействия является внутреннее облучение (например, при диспергировании плутония и/или трития), возможна работа без превышения основных дозовых пределов при использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). Тем не менее, должна быть определена внешняя граница, в пределах которой может быть превышен предел годового поступления ПГПперс (таблица П-1 НРБ-99) и использование СИЗОД является обязательным.

Оперативное радиационное зонирование рекомендуется проводить на основе данных радиационной разведки по мощности дозы гамма-излучения: 1 мЗв/ч; 10 мЗв/ч и 100 мЗв/ч.

При наличии жестких бета-излучателей рекомендуется проводить зонирование с использованием критериев, приведенных в таблицах 8.4 и 8.9 НРБ-99.

Картограммы радиационной обстановки в зоне проведения аварийных работ ежедневно обновляемые, используются для предварительного оценивания возможных доз контролируемого облучения, но не заменяют инструментальный индивидуальный дозиметрический контроль. Расчетная и групповая дозиметрия при работе в условиях ППО современными требованиями не допускается.

Обоснование планируемого повышенного облучения

В планировании противоаварийных мероприятий, как правило, можно выделить три этапа:

– предварительное планирование, отраженное в плане мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии и инструкции по действиям персонала при аварийных ситуациях;

– оперативное планирование первоочередных мероприятий (часы–сутки) по локализации и/или ликвидации аварии;

– среднесрочное (недели) или долгосрочное (месяцы) планирование мероприятий по изоляции аварийного источника, дезактивации производственных зданий, промплощадки и других загрязненных объектов, проведению мероприятий по защите населения.

Для каждого из этих этапов можно выделить два иерархических уровня принятия решений:

(1) стратегическое решение по общему технологическому и организационному осуществлению мероприятия или группы мероприятий;

(2) исполнительное решение по конкретной задаче, выполняемой отдельным работником или группой (бригадой) за рабочую смену (эпизод).

К числу исходных данных, важных с позиций радиационной безопасности при подготовке стратегических решений, относятся:

– численность привлекаемого персонала, N1,чел.;

– численность лиц, не относящихся к категории персонала до аварии, которых планируется привлечь к аварийным работам, N2, чел.;

– трудозатраты, NT= N1T1+N2T2, чел.-час;

– возрастная структура (доля мужчин до 30 лет - δ1(≤30), доля мужчин старше 30 лет - δ2(>30)), δ1(≤30) + δ2(>30) =1;

– картограммы радиационной обстановки в зоне проведения работ:

· мощности дозы, плотности потока и объемной активности в воздухе ионизирующего излучения на планируемое время начала работ;

· интегральных радиационных показателей за период выполнения работ, таких как поглощенная доза в воздухе, интеграл плотности потока и интеграл концентрации радионуклидов в воздухе;

· возможные диапазоны времени начала и окончания работ;

· распределение трудозатрат по времени проведения работ.

К числу выходных данных для принятия стратегического решения относятся:

– оценки распределения персонала по диапазонам ожидаемых индивидуальных доз, nE (0–5мЗв, 5–20мЗв, 20–50мЗв, 50–100мЗв, 100–200мЗв, >200мЗв);

– оценки распределения коллективных доз по указанным диапазонам индивидуальных доз, nS.

На этапе предварительного планирования как в плане мероприятий по защите персонала и плане мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии, и инструкции по действиям персонала при аварийных ситуациях, так и в ходе тренировок и аварийных учений, рекомендуется проводить анализ различных вариантов проведения защитных мероприятий.

Процедура разрешения планируемого повышенного облучения

В соответствии с НРБ-99 планируемое повышенное облучение допускается для мужчин старше 30 лет лишь при их добровольном письменном согласии, после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Разрешительная процедура допуска на ведение работ с ППО для лиц в возрасте моложе 30 лет не предусмотрена и допускает их участие в аварийных работах только с непревышением основных дозовых пределов.

Это требование находится в области взаимоотношений администрации предприятия ЯОК и работника. Администрация может быть заинтересована в заблаговременном оформлении добровольного согласия (например, при оформлении контракта с работником, аттестации аварийно-спасательного формирования объекта, ознакомлении работника под расписку с инструкцией по действиям персонала в аварийных условиях).

Если представитель администрации (директор, главный инженер, начальник смены) имеет право на разрешение ППО согласно ведомственным документам, согласованным с Минздравсоцразвития России, или Санитарным правилам по эксплуатации, то в случае возникновения радиационной аварии он имеет право организовать выполнение аварийно-спасательных работ с ППО по наряд-допуску под радиационным контролем после проведения инструктажа персонала по вопросам радиационной безопасности. Полномочия администрации объекта по разрешению ППО могут ограничиваться во времени руководителем ЛПА по согласованию с представителем органа санэпиднадзора периодом от нескольких часов до суток с момента начала аварии для выполнения неотложных аварийно-спасательных работ.

В дальнейшем планируемое повышенное облучение в эффективной дозе до 100 мЗв в год и эквивалентных дозах не более двукратных значений на хрусталик глаза, кожу, кисти и стопы (табл. 3.1 НРБ-99) допускается с разрешения территориальных органов санэпиднадзора, а облучение в эффективной дозе до 200 мЗв в год и четырехкратных значений соответствующих эквивалентных доз (табл. 3.1 НРБ-99) – только с разрешения федерального органа санэпиднадзора на основании, изложенным выше.

Разрешение на ППО может выдаваться Главным государственным санитарным врачом по объектам и территориям, обслуживаемым ФМБА России.

Повышенное облучение не допускается:

- для работников, ранее уже облученных в течение года в результате аварии или запланированного повышенного облучения с эффективной дозой 200 мЗв или с эквивалентной дозой, превышающей в четыре раза соответствующие пределы доз (табл. 3.1 НРБ-99);

- для лиц, имеющих медицинские противопоказания для работы с источниками излучения.

Если разрешение на ППО (на этапе планирования) выдается территориальным (объектовым) органом санэпиднадзора, то администрация должна представить в этот орган:

– список персонала группы А, включенного в состав аварийно-спасательного формирования с указанием индивидуальных доз за предшествующий период до аварии в текущем году;

– медицинский допуск к работам в радиационно-опасных условиях по результатам годового медосмотра в текущем году;

– письменные добровольные согласия персонала группы А;

– предварительное описание ситуаций и видов работ, которые могут потребовать ППО.

Данное разрешение должно обновляться ежегодно. В случае возникновения аварии конкретизируется персональный состав и виды работ.

Исключения по процедуре оформления разрешений на ППО составляют радиационные аварии на судах с атомными энергетическими установками, находящимися в море, и особые ситуации, которые регламентируются ведомственными документами.

К проведению мероприятий по ликвидации аварии и её последствий должны привлекаться, прежде всего, личный состав специализированных аварийных бригад.

Можно выделить три категории аварийных формирований, различающиеся статусом специалистов:

– аварийно-спасательные формирования МЧС России;

– специализированные аварийно-спасательные формирования аварийно-спасательной службы ведомств, ответственных за эксплуатацию объектов радиационной опасности;

– аварийные нештатные формирования другой подчиненности.

Порядок оформления и разрешения ППО для прикомандированных лиц и аварийных формирований определяется уполномоченной организацией (организациями), производящей спасательно-аварийные работы на радиационном объекте.

Порядок аттестации аварийных служб и спасателей определяется постановлением правительства Российской Федерации от 22.08.95 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Для нештатных формирований важным аспектом является установление социальных и экономических гарантий в случае причинения ущерба здоровью при ликвидации аварии.
 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

1. РД 42.041-03. Радиационно-гигиенические специализированные формирования. Совершенствование инструментальной, методической и информационно-аналитической базы в целях обеспечения их постоянной готовности к действиям в условиях аварийных ситуаций. Рекомендации. Федеральное управление "Медбиоэкстрем", М., 2003.

2. МУ 2.6.1.030-04. Организация и проведение радиационно-дозиметрического контроля при ликвидации последствий радиационной аварии. Методические указания. Федеральное управление "Медбиоэкстрем", М., 2004.

3. МУ 2.6.1.018–05. Порядок организации и действий персонала специализированных бригад быстрого реагирования радиационно-гигиенического профиля в условиях радиационной аварии на предприятиях ядерно-оружейного комплекса и ядерно-топливного цикла Федерального агентства по атомной энергии. Методические указания. ФМБА, М., 2005.

4. Рекомендации № 02-07. Применение оперативных методик выполнения измерений параметров радиационной обстановки в районе аварии для поддержки экспертных оценок применительно к результатам, полученным с помощью приборов, входящих в аварийные укладки и передвижную лабораторию радиологического контроля. ФМБА, М., 2007.

5. Рекомендации № 2.6.5.14-07. Организация выборочного индивидуального дозиметрического и радиологического контроля населения закрытого административно-территориального образования и прилегающих к нему населенных пунктов на ранней и промежуточной фазах радиационной аварии. ФМБА, М., 2007.

6. МУ 2.6.1.001-97. Методические указания «Номенклатура и объем показателей для экспрессной оценки радиационной обстановки в районе аварии с ядерным боеприпасом».
ФУ «Медбиоэкстрем», М., 1997.

7. МУ 2.6.1.008-99. Методические указания «Радиационное обследование зоны радиационной аварии ядерного боеприпаса». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 1999.

8. МУ 2.6.1.009-99. Методические указания «Оценка доз облучения при различных типах аварий с ядерным боеприпасом». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 1999.

9. МУ 2.6.1.016-2000. Методические указания. «Определение индивидуальных эффективных и эквивалентных доз и организация контроля профессионального облучения в нормальных условиях эксплуатации источников излучения. Общие требования».ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2000.

10. МУ 2.6.1.023-2000. Методические указания «Оценка последствий гипотетических аварий при сборке и разборке ядерных боеприпасов на серийных предприятиях Минатома России». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2000.

11. МУ 2.6.1.025-2000. Методические указания «Дозиметрический контроль внешнего профессионального облучения. Общие требования». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2000.

12. МУ 2.6.1.026-2000. Методические указания «Дозиметрический контроль внутреннего профессионального облучения. Общие требования». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2000.

13. МУ 2.6.1.013-01. Методические указания «Проведение экспрессных оценок поступления плутония в организм и дозиметрическая сортировка вовлеченных лиц при авариях ядерного боеприпаса, сопровождающихся диспергированием плутония в окружающей среде». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2001.

14. МУ 2.6.1.014-01. Методические указания «Контроль радиационной обстановки. Общие требования». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2001.

15. МУ 2.6.1.01-02. Методические указания «Организация и порядок проведения индивидуального дозиметрического контроля персонала специализированных аварийных формирований при ликвидации последствий аварии с ядерными боеприпасами». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2002.

16. МУ 2.6.1.057-02. Методические указания «Классификация аварий с ядерными боеприпасами по радиационным последствиям». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2002.

17. МУ 2.6.1.028-03. Методические указания «Обеспечение безопасности персонала и населения при обращении с радиоактивными отходами при ликвидации последствий аварии с ядерными боеприпасами». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2003.

18. Р 2.6.1.029-03. Руководство «Радиационно-гигиеническое обеспечение персонала, участвующего в ликвидации последствий аварии ядерного боеприпаса». ФУ «Медбиоэкстрем», М., 2003.

19. ID NS12/98 нормативного документа МАГАТЭ «Оценка профессионального облучения от внешних источников излучения», 1998.

20. Приказ Минздрава России «О введении в действие Положения о единой государственной системе контроля и учета доз облучения граждан» от 31.07.2000 г. № 298.

21. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.03 г.
№ 268 «Положение о федеральном банке данных» (ФБД).

22. Приказ Минздрава России «Об организации и функционировании ЕСКИД» от 14.09.2001 № 1100/2759-1-112.

23. Р 2.6.1.029-03 «Радиационно-гигиеническое обеспечение персонала, участвующего в ликвидации последствий аварии ядерного боеприпаса». Руководство, Минздрав России, 2003.

24. Руководство по обеспечению радиационной безопасности при локализации и ликвидации радиационных аварий и катастроф на объектах России. МЧС России. М., 1997.

25. Организация санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий при крупномасштабных радиационных авариях. ВЦМК «Защита». М., 2000.

26. Г.Н.Романов. Ликвидация последствий радиационных аварий. Справочное руководство. ИздАТ, 1993.

27. СТП 2.6.1.103-2001. Америций-241. Спектрометрический метод определения активности в теле человека. Методика выполнения измерений. Стандарт предприятия (в терминологии после 27.12.2002 г. - Стандарт организации). ГНЦ-ИБФ.

28. СТП 2.6.1.018-99. Цезий-137. Спектрометрический метод определения активности в теле человека. Методика выполнения измерений. Стандарт предприятия (в терминологии после 27.12.2002 г. - Стандарт организации). ГНЦ РФ-ИБФ.

29. IAEA-TECDOC-953. «Методика подготовки к реагированию на ядерные или радиационные аварии», МАГАТЭ, 1998.

30. IAEA-TECDOC-955. «Руководство по радиационной защите при авариях ядерных реакторов», МАГАТЭ, 1998.

31. IAEA-TECDOC-1162. «Общие инструкции оценки и реагирования на радиационные аварийные ситуации», МАГАТЭ, 2001.

32. «Международная шкала ядерных событий (ИНЕС)». Руководство для пользователей, МАГАТЭ и АЯЭ ОЭСР, 2001 г.

33. IAEA-TECDOC-1092. «Руководство по мониторингу при ядерных или радиационных авариях», МАГАТЭ, 2002.

34. IAEA-TECDOC. «Общие инструкции по медицинскому реагированию на ядерные и радиологические аварийные ситуации», МАГАТЭ, 2002.

35. Реагирование на события, связанные с непреднамеренным перемещением или незаконным оборотом радиоактивных материалов. IAEA-TECDOC-1313/R. 2003.

36. Планирование и готовность к аварийному реагированию при транспортных авариях, связанных с радиоактивными материалами. Руководство по безопасности. № TS-G-1.2. IAEA.2005.

37. НП-005-98. Положение о порядке объявления аварийной обстановки на АЭС в случае радиационно опасных ситуаций. Госатомнадзор, М., 1998.

38. Руководство по организации санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий при крупномасштабных радиационных авариях. ВЦМК «Защита». Утв. Министерством здравоохранения Российской Федерации. М., 2000.

39. РД 42.036-04. Рекомендации «Предложения по техническому проекту макета функциональной системы МГО РБ ОЯБП». ФУ «Медбиоэкстрем». М., 2004.

40. Положение об отделении физико-дозиметрических методов исследования АМРДЦ. ГНЦ–Институт биофизики, 2001.

41. Средства индивидуальной защиты персонала предприятий атомной промышленности и энергетики для работ с радиоактивными и химически токсичными веществами. Каталог-справочник. ФУ «Медбиоэкстрем», 2003.

42. Токсикология продуктов ядерного деления. Василенко И.Я. – М.: Медицина,1999. 199 с.

43. Руководство по йодной профилактике в случае возникновения ядерной аварии.

44. Значение законодательства Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях, ядерном оружии и экспортном контроле двойных технологий для режима нераспространения. Итоговый отчет. РФЯЦ-ВНИИЭФ.

45. И.Я. Василенко. Токсикология продуктов ядерного деления.– М.: Медицина,1999. 199 с.

46. И.Я. Василенко, О.И. Василенко. "Радиоактивный цезий" // Энергия: экономика, техника, экология. 2001, № 7, С. 16-22.

47. И.Я. Василенко, О.И. Василенко. "Стронций радиоактивный" // Энергия: экономика, техника, экология. 2002, № 4, С. 26-32.

48. И.Я. Василенко, О.И. Василенко. "Радиоактивный йод" // Энергия: экономика, техника, экология. 2003, № 5, С. 57-62.

49. И.Я. Василенко, О.И. Василенко. "Плутоний" // Энергия: экономика, техника, экология. 2004, № 1, С. 60-63.

50. И.Я. Василенко, О.И. Василенко. "Медико-биологические аспекты радиационного терроризма" // Бюллетень по атомной энергии. 2003, № 5, С. 48-52.

51. Василенко И.Я. Радиационно-гигиеническая оценка продуктов ядерного деления. Журнал гигиены, эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. 1983, Т. 27, № 1, С. 112-120.

52. Василенко И.Я. Цезий в продуктах питания. Вопросы питания. 1988, № 4, С. 4-11.

53. Отчет о НИР «Разработка предложений по снижению отдаленных радиационно-гигиенических последствий утечки радиоактивных отходов из ХЖО-2 Нововоронежской АЭС». Договор № 15-16/2003 от 27 марта 2003 г., ГНЦ-ИБФ, 2003.

54.     МР-2000. Методические рекомендации по расследованию аварийных доз персонала АС, Росэнергоатом, М, 2000.

55. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) СП 2.6.1.758 - 99. М.: Минздрав России, 1999. С.115.

56. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99. Санитарные правила и нормы СП 2.6.1.799.99. М.: Минздрав России, 2000. С.99.

57. International Atomic Energy Agency, International Basic Safety Standards for Protection against Ionizing Radiation and for the Safety of Radiation Sources, Safety Series No. 115, IAEA, Vienna (1996). P.353.

58. ICRP Publication 75. General Principles for the Radiation Protection of Workers, Pergamon, 1997. P.61.

59. Радиационная безопасность. Рекомендации МКРЗ 1990 г. Пределы годового поступления радионуклидов в организм работающих, основанные на рекомендациях 1990 г. Публ. 60, ч. 1, 61 МКРЗ: Пер. с англ. М.: Энергоатомиздат, 1994. С.192.

60. О мерах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Доклад Правительственной комиссии. М., 1987.

61. Ретроспективная дозиметрия участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Под ред. В.П. Крючкова и А.В. Носовского. Киев: “Седа-стиль”, 1996. С.256.

62. Уровни облучения и эффекты в результате Чернобыльской аварии. Отчет НКДАР 2000. Приложение J. М.: Радэкон, 2000. С.154.

63. Концерн «Росэнергоатом». Приказ № 184 от 14.04.2000 г. «О мерах по дальнейшему снижению доз персонала и командированных на АЭС лиц». Приложение 1.

64. Положение о специальной профессиональной аварийно-спасательной службе Минатома России. Приложение к приказу № 555 от 10.10.01.. М. 2001.

65. Оптимизация радиационной защиты персонала предприятий Минатома России. Методические рекомендации МР 30-1490-2001. М., 2002.

66. Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан. Постановление № 84 от 07.09.99 Госкомстат России.1999.

67. Первоочередные медико-гигиенические мероприятия при радиационной аварии: Пособие. М. Издание ВЦМК «Защита», 155с.

68. Подготовка и проведение учений и тренировок с нештатными аварийно-спасательными формированиями, работниками организаций и предприятий. Методические рекомендации и образцы документов – М.: Институт риска и безопасности, 2006. – 277 с.

69. СанПиН 2.6.1. 07-03. «Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности» (СПП ПУАП-03) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. – М.: 2003.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: