Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику которая ведет экономику к равновесию.
Понятиеантиинфляционная политика- означаеткомплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Особая роль в проведении антиинфляционной политики отводится Национальному банку Казахстан. Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.
Дефляционная политика- предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика приводит к замедлению экономического роста.
Политика доходов - предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
|
|
Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения.
Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции:
1) Чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться;
2) Все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения;
Рассмотрим методы преодоления инфляции. Преодоление инфляции спроса
достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.
Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:
1) Уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение
налично-денежной эмиссии Национальным банком;
2) Увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях
удорожания кредитных ресурсов и снижение их доступности
3) Увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;
4) Прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.
Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса». Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности. Механизм банкротства требует последовательных организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, включающих в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприятий. Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.
|
|
Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в
зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.
Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов – заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может
привести к успеху по следующим соображениям. Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной инфляции.
Представляется более целесообразным совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.
Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру не инфляционными.
В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тщательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.
В этих условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.
2.3. Контуры антиинфляционной политики на перспективу.
Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. При ее решении необходимо учитывать причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых мер на другие элементы антикризисной стратегии, прежде всего на производство и занятость. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного времени.
Впервые пять лет (2009 - 2013 гг.) угроза инфляции остаетсякритически острой. От степени ее снижения в решающей мере зависят сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса (рост доходов, потребления и инвестиций), отмена или ослабление действия «номинальных якорей» (в частности, - фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. В ней к тому же возрастет «спросовая» компонента. На это накладываются инфляционные ожидания, стимулируемые сменой курса экономической политики. Важным моментом является такой институциональный фактор: наличие мощных «групп лоббирования» в структурах исполнительной и законодательной Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии с очевидными негативными социальными, экономическими и политическими последствиями. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать:
|
|
- предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения
больше 3-5% в среднем за месяц в 2009 – 2010 гг.;
- создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала: в частности, необходимо разорвать инфляционную спираль «удорожание затрат - повышение цен» - в этом активную роль должно сыграть государство.
В 2010 - 2012 гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
1. С целью стабилизации ценовых ожиданий следовало бы регулярно устанавливать ориентиры инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры.
|
|
2. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях - монополистах. Нужно стимулировать картельные соглашения между поставщиками и потребителями продукции.
3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4 - 5%. Наращивание
государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета (прежде всего за счет повышения собираемости налогов, особенно от внешнеэкономической деятельности и акцизов).
4. Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию (увеличение по депозитам) с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.
5. В промышленности для нормализации кругооборота оборотного капитала и развития вексельного обращения целесообразно ужесточить меры против роста пророченной дебиторско - кредиторской задолженности, который
стимулирует инфляцию.
6. Важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров. По оценкам, в ряде случаев она составляет 60-70%.
7. Для связывания денежных доходов населения и сокращения доли наличных денег в совокупной денежной массе необходимо расширять систему государственных ценных бумаг для населения и государственного страхования депозитов физических лиц. Следует принять меры, ограничивающие наличную денежную массу в обороте юридических лиц.
8. С целью регулирования доходов важно усилить контроль за отнесением
оплаты труда на себестоимость продукции; блокировать сокрытие доходов, перечисление заработной платы на депозиты и выплату ее в валюте.
9. В первое время целесообразно сохранить «валютный коридор», с тем чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса.
10. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией и топливом.
В заключительный период (2012 - 2016 гг.) целью антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2%.в месяц. Решение этой задачи требует радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена инфляция и антиинфляционная политика в Казахстане. В результате проведенной работы вынесены следующее заключение.
На сегодняшний день инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах мира и представляет важнейшую проблему экономической политики. Республика Казахстан не исключение.
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями. Прежде всего, она развивается в обстановке резкого спада производства. Другой особенностью инфляции в Казахстане является то, что она возникла из состояния «скрытой инфляции», когда цены на товары и услуги были искусственно низки, но имелся их значительный дефицит. Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике, что связано с наличием крупных предприятий, работавших на потребности экономики Советского Союза.
В заключении необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Инфляция в нашей стране носит, структурно - системный характер, так как, инфляция используется государством для покрытия непроизводительных государственных расходов финансирования затрат предпринимателей в целях стимулирования деловой активности. Она обостряет социально - классовые противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит в расстройство весь процесс капиталистического производства, в результате чего необходимо проведение денежной реформы и стабилизация валюты.
В Казахстане уже создана национальная валюта. Если правительство будет пользоваться богатым теоретическим и практическим багажом знаний по финансовой стабилизации, есть основания предполагать, что оно будет, то таковая стабилизация будет достигнута, и все мы заживем счастливо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей//
Экономист. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»–2003.
2. Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система. Алматы.
Гылым, 200г. - 536с.
3. Берентаев К.Инфляция в Казахстане //Финансы Казахстана, Алматы - 2003.
5. Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм
реализации // Экономист. – 2003. – №3.
6. Булатов А.С. «Современная инфляция: истоки, причины,
противоречия» 2005 г.
7. Булатов А.С. «Экономика». М.: Бек. Казахстан 2001 г.
8. Булатов А.С. «Экономика Казахстана» 2004 г.
9. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория». Казахстан 1999г.
10. Герасименко В. «Инфляция в Республике Казахстан: причины,
характер, перспективы» 2005 г.
11. Кожанулова А. Финансы Казахстана 11/2004 Инфляция и учет
основных средств.
12. «Курс экономической теории». Под общей ред. Чепурина М.Н., 2000 г.
13. Музапарова Л.М., Спанов М.У,//Финансы Казахстана Алматы 2005.
14. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика/Пер с англ.М.: Изд-во МГУ, 1999.
15. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник. – Алматы: ТОО
«Издательство LEM», 2005. – 560 с.
16. Мельников В.Д. «Государственное финансовое регулирование
экономики Казахстана» // Алматы 2005.
17. Нацагенство РК Экономика и право Казахстана 11/2003 Индекс
потребительских цен и инфляция.
18. «Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана»
Под редакцией Ильясова К.К. - Алматы, 2002.