Глава 4. Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками

Контроль Центрального Банка за коммерческими банками.

Особенность функционирования банковской системы в рыночной экономике определяет необходимость организации контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков. Банковская система выполняет жизненно важную роль посредника, аккумулируя сбережения частных лиц и предприятий и предоставляя их другим физическим и юридическим лицам, т. е. банки перераспределяют мобилизованные денежные средства для наиболее эффективного и производительного использования. Поскольку банки являются важнейшими элементами инфраструктуры современного общества, то обеспечение их устойчивого функционирования требует постоянного надзора и контроля за их работой.

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

 

Отзыв лицензии у коммерческих банков


Банк, как и любая коммерческая организация, — юридическое лицо, может быть ликвидирован по следующим основаниям: вследствие признания его несостоятельным (банкротом); по решению его учредителей (участников); по решению суда. Ликвидация банков осуществляется в виде отзыва лицензии центральным банком.


Основаниями для отзыва лицензии могут быть:


1. установление недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия


2. банк должен в течение года начать работать


3. установление фактов систематического искажения данных отчетности


4. осуществление банковских операций, не предусмотренных лицензией


5. установление фактов неудовлетворительного финансового положения банка


6. неисполнение налогового законодательства, требований таможенных органов, арбитражного суда и т. д.


7. нарушение пункта о максимальных сроках проведения операций.


При объявлении банкротства банк должен расплатиться с кредиторами. При этом необходимо учесть, что, если стоимость имущества ликвидируемого банка недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, он может быть ликвидирован только через процедуру банкротства.


После отзыва лицензии банк не вправе заниматься банковской деятельностью, иначе сделки, совершенные им после отзыва лицензии, могут быть признаны недействительными. Ликвидация кредитной организации считается завершенной с момента аннулирования записи о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций.


С целью оздоровления отдельных кредитных организаций предусмотрено действие такого правового инструмента, как Временная администрация, которая назначается Центральным Банком.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенной мною работы можно сделать следующие выводы: Центральный банк России является главным банком страны. Центральный Банк России выполняет функцию советника правительства по финансовым вопросам и вопросам денежно-кредитного обращения. Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном банке России, федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.

 

 

Список литературы.

 

Конституция Российской Федерации;

Налоговый кодекс;

Финансовый кодекс;

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»;

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» 6 декабря 1990г. - №27.;

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 29 декабря 2003г. - №71;

Деньги, кредит, банки, биржевое дело. Часть 1 (учебное пособие). Автор: Терентьева Т.В. редактор: Александрова Л.И.

Банковское дело. Учебник. /Под ред. Лаврушина О.И. 2001г

Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие / Авторский коллектив Allpravo.Ru 2007.

газеты METRO №216 (1603) от 13.11.2008 г.

 

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: