Понятие конкурентоспособности и факторы ее определяющие

В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научной литературе существует ряд определений конкурентоспособности. Так предлагается следующее определение: «под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов»[1].

Словари дают следующее определение этого слова:

«Конкурентоспособность – (англ. competitiveness) – способность товара выдерживать сравнение с аналогичными товарами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам ниже среднерыночных».[2]

По нашему мнению, эти определения имеют один общий недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность свойств товара не учитывая соотношение «качество/цена потребления». На наш взгляд конкурентоспособным можно считать тот товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Все пять факторы, определяющие конкурентоспособность можно разделить на пять групп:

· Качество товаров и услуг

· Цена товаров и услуг

· Уровень квалификации персонала

· Технологический уровень производства

· Доступность источников финансирования

· Насыщенность рынка, спрос и предложение

Проанализируем эти факторы:

Качество товаров и услуг. Качество главная характеристика товара. В понятие качество входят долговечность, надежность точность, простота в эксплуатации, а также отсутствие эффектов и брака. Однако не все эти показатели являются в каждом товаре необходимыми, так например, странно ожидать долговечности от одноразового товара. Поэтому есть такой важный показатель качества как соответствие стандартам.

    Цена товаров и услуг. Цена – это количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара, услуги или ресурса.[3] Она служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара необходимого рабочего времени.

    При выборе стратегии ценообразования необходимо решить, какие цели будут преследоваться для конкретного товара. В основном преследуются следующие цели:

· Обеспечение выживаемости фирмы

· Максимизация текущей прибыли

· Завоевание лидерства по показателям доли рынка

· Завоевание лидерства по показателям качества товара, то есть создания определенного имиджа товара. (В этом случае цена будет весьма высокой, например трудно представить, что BMW или Mercedes будут даже снижать цену на свою продукцию до уровня Opel или FIAT).

Уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированных рабочих позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при минимальных расходах на расходные материалы. Огромное значение имеет и наличие высококвалифицированного менеджмента, так как даже при наличии идеально обученных рабочих вряд ли возможно создать конкурентоспособные продукт без подготовленных инженеров, технологов и трудно организовать сбыт без предварительных расчетов маркетологов.

Технологический уровень производства. Технологический уровень наряду с уровнем квалификации персонала позволяет производить продукцию высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок. Тем самым снижая себестоимость продукции при неизменном качестве.

Доступность источников финансирования. В основном используется два вида финансирования: заемное и размещение ценных бумаг (в основном выпуск и котирование акций на бирже). Обеспечение финансирования предприятия посредством акционерного каптала является наиболее реалистичным. Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут владеть значительной долей в капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной собственностью. В этом случае выбор способа финансирования предприятий посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов менеджмента и потенциальных инвесторов. Во-вторых, причиной отказа от этого способа финансирования может быть в том, что в случае ненадлежащего выполнения менеджментом предприятия своих функций, новый акционер потребует смещения существующих управляющих с занимаемых должностей. В-третьих, непреодолимым препятствием на пути принятия решения о размещении акций может стать требование инвестора обеспечить полную прозрачность финансовой отчетности.

Следует учитывать, что структура капитала предприятия состоит как из заемных, так и из собственных средств. При этом соотношение собственного и заемного капитала существенно влияет на уровень доходов инвесторов.

Насыщенность рынка, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности е продукции на том или ином рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: