Формирование финансов и государственная поддержка индивидуальных предпринимателей

Введение

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый профес­сор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпри­нимателя — как человека, который затрачивает на это все необхо­димое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологиче­ский и социальный риск, получая в награду деньги и удовлет­ворение достигнутым.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивиду­альным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, само­стоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».

Как и любое производство общественного продукта в стране, обеспечение его непрерывности, т.е. воспроизводства, опосредуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежного оборота (наличного и безналичного) возникают финансы. Как стоимостная категория финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов и государства.

К числу хозяйственных субъектов относятся индивидуальные предприниматели, доля которых по статистике составляет от общего количества предприятий Российской Федерации-8,7%.

Прежде всего, определимся с понятием «Индивидуальный предприниматель»

Индивидуальный предприниматель - организационно-правовая форма, предусмотренная законодательством Российской Федерации для ведения коммерческой (предпринимательской) деятельности гражданами, зарегистрированными в установленном порядке (прежде в законодательных актах Российской Федерации использовались эквивалентные понятия - «предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)», «частный предприниматель», которые в настоящий момент, последовательно заменены на термин «индивидуальный предприниматель»).

Для того чтобы рассмотреть особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей необходимо проанализировать подходы к функциям финансов и работу (функционирование) финансов на всех стадиях производства (выполнения услуг), реализации и дальнейшего пути финансов при взаимодействии с госбюджетом, внебюджетными фондами и другими.

В настоящей курсовой работе последовательно рассмотрим функции финансов и функционирование финансов применительно к индивидуальным предпринимателям.

 

Формирование финансов и государственная поддержка индивидуальных предпринимателей

1.1 Функции финансов.        

“Финансы индивидуальных предпринимателей – это особое звено финансовой системы, связанное с сформированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности.  

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей – это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств перед государством для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию лучших результатов деятельности.”- проф., д-р экон. наук А.Г. Грязнова.

И так, функция финансов — это проявление их сущности в дей­ствии.

Основные функции финансов — распределительная и контрольная — осуществляются ими одновременно. Каж­дая финансовая операция означает распределение обществен­ного продукта и национального дохода, контроль за этим распределением.

В рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная.

Сторонники распределительной концепции финансов свя­зывают возникновение и функционирование их только со ста­дией распределения, не отрицая взаимообусловленности рас­пределения и процессов производства, обмена и потребления.

Сторонники воспроизводственной концепции финансов рассматрива­ют финансы как категорию, связанную со всеми стадиями общественного воспроизводства, т. е. производством, распре­делением, обменом и потреблением.

В рамках воспроизводственной концепции денежные опе­рации фактически совпадают с финансами, а финансовые — с денежными средствами. В этом случае нельзя рас­сматривать финансы как категорию, отличную от денег.

Однако сторонники воспроизводственной концепции бли­же к современным подходам рассмотрения финансов как де­нежных потоков или как процессов создания фондов и капи­талов для осуществления расходов.

Спор идет о том, включать или не включать в состав финансовых отношений денежные отношения, осуществляе­мые в эквивалентной форме,

т. е. отношения, например, куп­ли-продажи товара.

Распределительная функция финансов связана с распре­делением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, созданием фондов денежных средств. Распреде­ление как стадия (фаза) воспроизводства общественного про­дукта следует за стадией производства, а финансы, опосред­ствуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и на стадии обмена — использование доходов и накоплений.

Общественный продукт в процессе его движения из про­изводства в потребление подразделяется на две части: одна часть поглощается в процессе производственного потребления, другая — расходуется на непроизводственное (в том числе личное) потребление. Другими словами, одна часть общественного продукта призвана обеспечивать непрерывность обществен­ного производства, возмещая потребленные средства произ­водства (основные — в меру их износа — и оборотные средства). Другая часть общественного продукта расходуется на непроизводственное потребление:

на содержание органов государственной власти и уп­равления, покрытие расходов на оборону и др.;

на удовлетворение общественных потребностей — раз­витие и содержание учреждений образования, науки, куль­туры, здравоохранения и других отраслей непроизводствен­ного назначения;

на содержание нетрудоспособных членов общества (пен­сионеров, инвалидов); на удовлетворение индивидуальных потребностей населения (личное потребление).Таким образом, движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредуется денежным оборотом, обеспечивающим распре­деление и использование централизованных и децентрализо­ванных фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущ­ность распределительной функции финансов.

Распределение национального дохода заключается в со­здании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу.

 Основ­ные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они подразделяются на две группы:

зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, кре­стьян, занятых в сфере материального производства;

доходы предприятий сферы материального производ­ства.

Перераспределение национального дохода связано с меж­отраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального исполь­зования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просве­щение, здравоохранение, социальное страхование и социаль­ное обеспечение, управление); с перераспределением дохо­дов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования националь­ного дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформа­ции пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределе­ния, должны обеспечить соответствие между материальны­ми и финансовыми ресурсами, и прежде всего между разме­ром денежных фондов, с одной стороны, и объемом и струк­турой средств производства и предметов потребления — с другой.

Распределение и перераспределение доходов субъектов экономических отношений осуществляются финансово-бюджетным и кредитно-банковским методами. Первый из них ис­пользуется при изъятии части доходов предприятий и работающего населения в бюджет и при безвозвратном финанси­ровании из бюджета. При втором методе аккумулируемые банками кредитные ресурсы (за счет временно свободных "нежных средств предприятий и населения) выдаются на основе возвратности и под проценты.

В конечном итоге распределительная функция финансов, опосредствуя распределение и перераспределение обществен­ного продукта (в виде средств производства и предметов по­требления) и валового внутреннего продукта (в форме дохо­дов и накоплений субъектов экономических отношений), при­звана обеспечивать формирование и использование центра­лизованных (государственных) и децентрализованных фондов нежных средств.

Контрольная функция финансов определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Эта функция осуществляется:

финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования ресурсов предприятия — финансовых, материальных и трудовых (внут­рифирменный финансовый контроль);

финансовыми и налоговыми органами в отношении:

-предприятий в части полноты и своевременности нало­говых платежей и неналоговых отчислений, правильности от­ражения затрат на производство и реализацию продукции (товаров и услуг) и т. д.;

-учреждений бюджетной сферы в части исполнения сме­ты расходов, а также — при условии предпринимательской деятельности — в части формирования, распределения и ис­пользования доходов от нее;

3)   банками при кредитовании предприятий, когда прове­ряется финансовая устойчивость заемополучателя, обеспечен­ность и гарантии погашения выдаваемого кредита.

В условиях перехода на рыночные отношения финансо­вый контроль направлен на обеспечение динамичного разви­тия общественного и частного производства, ускорение на­учно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональ­ное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяй­ственности и расточительства.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного меха­низма. В условиях углубления рыночных реформ применяет­ся качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной си­стемой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве предприя­тий различных форм собственности должна возрастать, посколь­ку при их непосредственном участии создается ВВП и происхо­дит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, со­циальное обеспечение. Расширение сферы социальных рас­ходов вызывается во многом требованиями научно-техничес­кой революции.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

средства, аккумулируемые в государственной бюджет­ной системе;

средства внебюджетных фондов, прежде всего соци­альных;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (при­быль предприятий и амортизация).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: