Российский опыт программы МВА

Программа ''Мастер делового администрирования'' (МВА) – в русской интерпретации более правильно назвать ''Магистр управления'' – является главной в системе образования руководителей [5.с.168.].

Данная программа была основана в США и утверждена стандартами Американской ассоциации университетских школ бизнеса AACSB – American Assembly of Collegiate Schools of Business (включающая 1200 членов, в том числе 680 школ бизнеса) и за тем распространена по всему миру. На сегодняшний день в мире имеется около 500 школ бизнеса стандарта МВА, выпускающих более 10000 магистров бизнеса в год.

Российский опыт реализации программы МВА невелик и рассчитывает всего несколько лет. Внедрению программы МВА в российских школах препятствовал ряд факторов: идеологическое неприятие западного опыта и подмена магистерской программы курсами повышения квалификации руководителей продолжительностью 3-6 мес.; неразвитая потребность в высшем профессиональном образовании среди руководителей предприятий и подразделений; неготовность профессорско-преподавательского состава, который до начала 90-х гг. не проходил долгосрочного обучения в лучших школах бизнеса США и Великобритании; отсутствие достаточного методического материала для программы МВА (хозяйственных ситуаций, деловых игр, тренингов), адаптированных к рыночным условиям России. С начала 90-х гг. началась целенаправленная работа по реализации программы МВА на русском языке в наиболее крупных институтах и школах бизнеса.

Программы МВА НИМБ адаптирована к современным рыночным условиям России, реализуется с 1995 г. на русском языке по вечерней, а 1997 г. - по заочной формам обучения с привлечением профессоров самой высокой квалификации и с учетом индивидуальных пожеланий слушателей. Руководитель – заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор экономических наук А.П.Егоршин.

Цель программы – подготовка профессиональных руководителей с глубокими знаниями в области менеджмента и бизнеса для практической деятельности на предприятиях и в организациях. Содержание программы МВА: эффективный менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, макроэкономика, микроэкономика, бухгалтерский учёт, управление персоналом, организационное поведение, функциональный менеджмент, правоведение, международный бизнес, деловой иностранный язык и др.

К обучению в программе МВА привлечены известные профессора и доктора наук, имеющие практический опыт консультирования крупных предприятий и фирм.

Методы обучения: широко применяются современные технологии обучения, принятые в лучших школах бизнеса – ''кейс-стади'', ''уорк-шоп'', деловые компьютерные и ролевые игры, психологические тесты, видеопсихотренинги, программированное обучение. Эти методы прошли адаптацию к российскому менталитету и широкую апробацию на 120 краткосрочных семинарах института.

Программа магистратуры состоит из 20 базовых дисциплин, изучаемых в течение 2-х лет обучения (таблица 2.3) [5.с.170.].

На втором году изучаются специальные дисциплины по выбору обучающегося с учетом его индивидуальных интересов. Выбор дисциплин осуществляется исходя из 6 специальностей подготовки, указанных выше, однако специальные курсы магистра являются ''продвинутыми'' и имеют более практическую направленность, чем в программе ''бакалавр'' или ''специалист''.

В число обязательных дисциплин входит деловой английский язык. Форма обучения – без отрыва от производства (вечерняя). Продолжительность обучения – 2 года. Завершается обучение защитой дипломного проекта с получением дополнительного высшего профессионального образования с квалификацией ''магистр управления''.

 В число обязательных дисциплин входит деловой английский язык. Форма обучения – без отрыва от производства (вечерняя). Продолжительность обучения – 2 года. Завершается обучение защитой дипломного проекта с получением дополнительного высшего профессионального образования с квалификацией ''магистр управления''.

Среди выпускников программы МВА – известные руководители предприятий в Волго-Вятском регионе, например, коммерческий директор ОАО ''Борский стекольный завод'' Е.В. Лебедев и др.

Таблица 2.3

Базовые курсы МВА

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
I БЛОК-МОДУЛЬ – НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
· институциональная среда бизнеса · миро- и макроэкономика · основы гражданского и предпринимательского права · финансы, денежное обращение и кредит · бухгалтерский учёт и аудит · количественные методы и деловая статистика · информационные технологии в бизнесе · организационное поведение · этика бизнеса
II. БЛОК-МОДУЛЬ – БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
· теория организации · общий менеджмент

 

Продолжение таблицы 2.3

· стратегический менеджмент

· управление персоналом

· управление производством

· маркетинг продукции и услуг

· финансовый менеджмент

· инновационный менеджмент

· фиктивные коммуникации

III. БЛОК-МОДУЛЬ –

СПЕЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

· управление рисками

· оценка бизнеса

· основы внешнеэкономической деятельности

· управленческий учёт

· лидерство и формирование управленческой команды

· антикризисное управление

· психология управления

· деловой английский язык

IV. БЛОК-МОДУЛЬ – КУРСЫ ПО ВЫБОРУ

Менеджмент и маркетинг: · управление ресурсами · международный менеджмент · стратегический маркетинг · техника переговоров и презентаций · управление качеством · техника личной работы · маркетинг образования       Экономика и финансы: · экономический анализ · ценообразование · налоги и налогообложение · техника валютных операций · финансы организаций · бюджетирование и контроль · региональная экономика

Продолжение таблицы 2.3

 

ПРЕДДИПОЛОМНАЯ ПРОЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: