Характеристика и типы организационных структур

Все организации делятся на формальные и неформальные. К формальным относятся те организации, структура полномочий и функций которых предварительно спланирована и которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Формальная структура определяет систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.

Также существует сеть неформальных организаций. В их рамках взаимоотношения носят не заранее спроектированный характер, а возникают под влиянием различных факторов (общий интерес работников, личная безопасность и другие).

 Организациями создаются структуры для обеспечения координации и контроля деятельности своих подразделений и работников.

«Организационная структура – это логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, которые используются для реализации целей организации»[1, с. 643].

Структуры организаций не одинаковы и отличаются друг от друга:

- формализацией – степень использования заранее установленных процедур и правил;

- сложностью – степень разделения деятельности организации на различные функции;

- соотношением централизации и децентрализации – уровни, на которых принимаются решения управления.

Существуют опредёленные характеристики, присущие всем формальным организациям. К таковым относятся, например, ресурсы и разделение труда.

Разберёмся в том, почему чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.

Ресурсы: в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов.

Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Процесс преобразования ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также не могут обойтись без этих видов ресурсов.

Ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования. Информация, относящаяся к исследованию рынка, помогает руководителям.

Разделение труда: в формальных организациях существуют вертикальный и горизонтальный уровни разделения труда.

Вертикальное разделение (представлено на рисунке 2.1) – руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, то есть формально он обладает более высоким статусом и большей властью. Чем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями, тем организация сложнее.

 

 

 


Рисунок 2.1 – Вертикальное разделение труда [2]

Горизонтальная же дифференциация (представлена на рисунке 2.2) отражает степень разделения труда между отдельными структурными единицами. Горизонтальное разделение труда направлено на дифференциацию функций. В данном случае сложность организации находится в прямой зависимости от количества различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков.

         
 

 

 


Рисунок 2.2 – Горизонтальное разделение труда [3]

Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда.

Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Для того чтобы организация смогла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако, в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих.

Но по мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть чётко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности. Фактически, сверхкрупные организации современного общества стали возможны только тогда, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности.

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры.

«Организационная структура управления – это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними».[4, с.87]

Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управления, необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:

- решение одних и также вопросов не должно находиться в ведение разных подразделений;

- все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;

- на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в рамках другого.

Организационная структура управления опирается на основные принципы управления:

- принцип иерархичности уровней управления – каждый нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им;

- принцип целеполагания – организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, и, следовательно, быть подчинённой производству товаров и услуг;

- принцип соответствия – в структурах управления должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников – с одной стороны, и квалификации и уровня культуры – с другой стороны;

- принцип разделения труда – организационная структура должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объёмом их полномочий;

- принцип ограничения полномочий – полномочия руководителя ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями, нормами;

- принцип адаптации – структура управления организации должна быть гибкой для возможности реагирования на внешние и внутренние изменения.

Таким образом, с помощью организационной структуры управления решаются наиболее важные задачи управления: обеспечение координации всех функций менеджмента; определение прав и обязанностей исполнителей; определение поведения сотрудников и стиль управления.

В структуре управления различают линейные и функциональные связи. Линейные связи – связи отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между линейными руководителями. Функциональные же связи связаны с функциями менеджмента: финансирование, планирование, производство, маркетинг и другие.

Рассмотрим следующую классификацию типов организационных структур управления (представлена на рисунке 2.3).

       
Линейные
 
Программно-целевого типа
Функциональные
 
«Новые» организационные структуры: - модульные; -венчурные; - сетевые; - виртуальные; -предпринимательские.
Дивизиональные

 


Рисунок 2.3 – Классификация типов организационных структур управления [4]

Механистическая структура выступает как жёсткая иерархия, как пирамида управления. Такого вида структуры функционируют подобно хорошо работающему механизму.

Органистическая структура является наиболее гибкой и адаптивной. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне.

На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем является иерархия. В первой половине ХХ века доминирующими были сначала линейные и функциональные организационные структуры управления, а затем их комбинации. Во второй половине этого века крупные западные компании стали переходить на дивизиональные структуры.

На современном этапе – в условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы – наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством такого типа является их гибкость - способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.

Несмотря на то, что иерархические структуры управления в наши дни признаны наиболее эффективными, они обладают рядом недостатков:

-  порождают между людьми отношения подчинения, зависимости экономического и социального характера;

-  дают преимущественное право одним работникам принимать решения в отношении других, то есть ставить их в личную зависимость;

-  допускают, чтобы меньшинство принимало решение за большинство;

-  решение ряда вопросов отдаётся на личное усмотрение руководителя, что может привести к использовании их в корыстных целях.

 Современный тип иерархической структуры имеет много разновидностей. Рассмотрим краткую характеристику основных из них.

Линейная структура управления (рисунок 2.4). Является наиболее приемлемой для простых форм организаций. Отличительной чертой является прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства.

В небольших организациях с чётким распределением функциональных обязанностей получили также распространение структуры в виде кольца (рисунок 2.5), звезды (рисунок 2.6) и колеса (рисунок 2.7).

 

 

Высший руководитель
    

 


Рисунок 2.4 – Линейная структура управления [5]

 







Рисунок 2.5 - Линейная структура управления: кольцо                                                    (Р – руководитель; И - исполнитель)1

 



Рисунок 2.6 - Линейная структура управления: звезда

(Р – руководитель; И - исполнитель) [6]

 

 


Рисунок 2.7 - Линейная структура управления: звезда

(Р – руководитель; И - исполнитель) [7]

Линейно-функциональная структура управления (рис.2.8). Структура такого типа основана на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя – функциональных руководителей (коммерческий директор, заместитель директора по кадрам, производству и т. д.)

Руководитель
  

                 
 
   

 

 


Рисунок 2.8 - Линейно-функциональная структура управления1

Линейно-штабная структура управления (рис.2.9). Представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных штабов – подразделений – в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Они не наделяются исполнительной властью: руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений.

 

 


Рисунок 2.9 - Линейно-штабная структура управления [8]

Матричная структура управления (рисунок 3.1). Представляет собой решётчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделён необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами, качеством. Матричная схема применяется при сложном наукоёмком производстве товаров, информации, услуг, знаний.


 
Экономика: -информационное обеспечение;   -технологии.
                              

                 
 
   

 

 


Звено исполнения
Звено управления
Звено управления

 






Рисунок 3.1 – Матричная структура управления

Программно-целевая структура управления. Такой вид управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Эта структура ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

Продуктовая структура управления. Является одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за сроки и качество выполнения работ.

Существуют также и другие виды организационных структур управления: проектная структура, функционально-объектная и другие.

Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления.

Можно сделать вывод о том, что не может быть двух одинаковых структур, так как совокупность внешних и внутренних факторов организации всегда уникальна. Поэтому попытки слепо копировать структуры управления успешно функционирующих организаций не дают желаемого результата.

Таким образом, совершенной, универсальной структуры нет.


 

2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОАО "МРСК ЮГА"

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: