Оценка нематериальных активов

Перед менеджерами современных предприятий и фирм возникает непростая задача корректного измерения и оценки рыночной стоимости не только таких неосязаемых понятий, как «престиж фирмы», «товарный знак» «торговая марка» и т.д., но также становится необходимым определить вклад, например, «взаимоотношения компании с рабочим коллективом и поставщиками». Решение этой задачи неординарно и неоднозначно, а потому вызывает много споров.

Один из родоначальников учения об интеллектуальном капитале Карл-Эрик Свейби предположил, что капитал в каждой компании является совокупностью таких составляющих как:

финансовый капитал вид капитала, который сегодня наиболее хорошо известен и именно его большинство людей рассматривают как «капитал»;

интеллектуальный капитал – информация, воплощенная в различные формы знания, которая делает современную организацию конкурентоспособной в сравнении с теми, кто не обладают данной информацией, или не имеют законного права на ее использование. Он включает в себя интеллектуальную собственность, а также юридически незащищенную информацию, в частности, человеческий и структурный капитал.

Человеческий капитал – богатство, образуемое знаниями, навыками, опытом, рабочей атмосферой в коллективе.

Структурный капитал – осязаемые активы компании. Включает в себя здания, компьютеры, офисы, а также осязаемые, но «неощутимые» активы. К ним относятся документация, технологические процессы, интеллектуальная собственность.

Капитал взаимоотношений формируется как результат наработанных отношений и доверия к компании со стороны ее рабочего коллектива и поставщиков.

Интеллектуальная собственность – это часть интеллектуального капитала, к которой, после нотариального закрепления за ее владельцем, относятся такие НМА, как патенты, авторское право, торговый знак и производственные секреты.

Таким образом, кроме количества денег в банке (финансовый капитал) и средств, потраченных на материальные активы (структурный капитал), компания также обладает знаниями, опытом и навыками сотрудников (человеческий капитал) и взаимоотношениями со своими сотрудниками и поставщиками (капитал взаимоотношений). Комбинация этих пяти типов капитала составляет капитал компании.

Для оценки НМА использовали гипотезу, что традиционный подсчет не подходит для оценки НМА на предприятиях, занятых в современном бизнесе. Укоренившаяся оценка материальных активов передает данные для финансовых измерений, которые есть ни что иное, как данные, необходимые для принятия ключевых решений производителя, решающего проблему выбора будущего направления деятельности компании и размещения ресурсов.

Основные вопросы, возникавшие перед менеджерами, формулировались так: необходимо решить, как измерить, в какой форме это будет сообщаться и какой вывод можно сделать из этих новых для экономики критериев. В связи с таким подходом возникло много сложностей, вызванных тем, что «новые критерии», с одной стороны, должны быть тщательно изучены, но экономическим-то процессом необходимо управлять немедленно, т.е. в то же самое время. Вместе с тем каждый новый критерий должен легко запоминаться, быть легко применимым инструментом контроля, полностью отражать новые теории в организации и управлении знаниями. Они должны быть надежными настолько, насколько это возможно, должны объективно указывать пути достижения будущего успеха, несмотря на то, что по своей природе являются функцией неустойчивости таких переменных, которые характеризуют образование, культуру и удовлетворение интересов всех других сторон развития общества. И, наконец, выявление критериев должно быть доступным для принятия решений, приводящих к высокому экономическому эффекту.

Для проведения оценки НМА делается предположение, что организация представляет собой систему, в которой люди являются одновременно и носителями знаний, и критическим фактором во взаимоотношении с внешней средой, и источником культуры, и «активизаторами» структурных знаний.

Сегодня оценка интеллектуального потенциала личности, который можно представить как один из факторов формирования НМА организации, ведется двумя способами. Первый путь опирается на организационные и управленческие теории. Его цель – изучение «приспосабливаемости» и «изобретательности» человеческого разума, «встраиваемого» в организационно-культурную среду.

Другой путь детальный учет и контроль. Это направление исследований представляет собой наибольший интерес для организации «измерения интеллектуального потенциала» с целью разработки новых критериев для проведения фундаментального анализа нематериальных активов.

Для поиска адекватных измерений НМА необходимо иметь четкую модель обработки результатов эмпирических исследований, предусматривающую реализацию следующих шагов:

1. Определение критических факторов (оператора величин, источника величин, ключевого фактора успеха и т.д.).

2. Определение категорий в группах ключевых факторов по их типологии (BSC, Bisiness Navigator)

3. Нахождение действительных индикаторов для этих факторов.

4. Разработка модели взаимодействия этих факторов друг с другом.

5. Проверка модели.

В современной литературе существует много других методических предложений по рассмотрению моделей оценки интеллектуального капитала, группирующих входящие факторы по категориям (карта балансового счета, контроль неосязаемых активов, методы определения интеллектуального капитала). Большинство моделей показывают, что используемые переменные, прежде всего, не зависят друг от друга, а также отображаются в виртуальных представлениях не иначе как в виде неопределенного устного описания.



Глава 2. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: