Задание 2. Создание объектной модели в MatLab

Моделируемая ситуация: Компания, добывающая природный газ осуществляет разработку нового месторождения. Требуется спрогнозировать динамику объемов добычи и возможную прибыль на следующие 30 недель.

Постановка задачи: Еженедельно планируется наращивать объемы добычи следующим образом:

· Наращивание объемов добычи со скоростью 71% в день за счет ресурса месторождения;

· Снижение объемов со скоростью 18% в день обусловлено утечками из скважин;

· Постоянное снижение объемов добычи за счет технических неисправностей составляет 27 кубометров в день;

· Дополнительным фактором, снижающим объемы добычи является содержание в отдельных пластах непригодных веществ (бракуется 18% добычи со случайным объемом, подчиненным Гауссову закону распределения с матожиданием 39 и дисперсией 14 кубометров в день).

Стоимость ежедневно добываемого объема газа состоит из цены на кубометр (67 руб. 40 коп.) и случайного множителя индекса цен на мировой бирже(нормально распределенная величина с матожиданием 21,6 и дисперсией 11)

Решение:

Создадим новую модель в программе Matlab. В настройках модели (Solution\Simulation parameters) следует указать следующие параметры:

Начальное время (Start time) – 0;

Конечное время (Stop time) – 30;

Шаг моделирования (Type) – фиксированный (Fixed-step).

 

Опираясь на диаграмму потоков можно составить модель:

Рис.2.2. Модель динамики объемов добычи газа и возможной прибыли

После запуска модели проанализируем получившийся график (Рис.2.3.)

Рис.2.3. Динамика объемов добычи газа и возможной прибыли

 

Вывод: Из графика видно, что объем добычи газа падает за первую неделю до нуля из-за технических неисправностей, содержания в пластах непригодных веществ. Следствием снижения объемов добычи является снижение прибыльности месторождения, она также снижается до нуля за первую неделю.

Задание 3.Создание модели системы массового обслуживания в GPSS World

Моделируемая ситуация: В сервисном центре фирмы работает отдел по заправке картриджей, состоящий из четырех человек. Они осуществляют прием и заправку картриджей печатающих устройств тонером/краской. Определите эффективность работы отдела, если рабочий день в фирме равен 10 часам.

Постановка задачи: Известно, что один работник осуществляет прием заказов (один заказ обслуживается за нормально распределенный промежуток времени с матожиданием 6 и дисперсией 2,5 минуты). Оставшиеся работники осуществляют непосредственное техническое обслуживание с индивидуальной скоростью: случайно распределенные величины на интервале от 7 до 14 минут, от 10 до 15, от 8 до 17 минут соответственно. Промоделируйте нагрузку отдела, если интенсивность входного потока заказов есть Гауссова величина с матожиданием 4 и дисперсией 2,3 минуты. Предложите пути оптимизации работы центра.

 

Решение:

Данная модель состоит из двух фаз и трех каналов. Время моделирования удобно выбрать в минутах. Схематически, данную задачу можно представить так двухфазную трехканальную СМО:

Рис.3.1. Схематическое изображение СМО

 

Составим модель в программе GPSS World:

; GPSS World Sample File - Задача2.gps

**********************************************************************

*           Сервисный центр                            *

*           Time Is In Minutes                             *

**********************************************************************

TAB2 QTABLE Priem,0,1,13

QALL TABLE M1,0,1,15

     GENERATE (Normal(1,4,1.5))

     QUEUE Priem

Prie1 SEIZE Priem1

     DEPART Priem

     ADVANCE (Normal(1,6,2))

     RELEASE Priem1

     TRANSFER,Next

Next SAVEVALUE Ave_Queue,QT$Priem

     QUEUE Master

     TRANSFER ALL,Rab1,Rab3,5

Rab1 SEIZE Master1

     DEPART Master

     ADVANCE (Uniform(1,7,14))

     RELEASE Master1

     TRANSFER,FinSh

     SEIZE Master2

     DEPART Master

     ADVANCE (Uniform(1,10,15))

     RELEASE Master2

     TRANSFER,FinSh

Rab3 SEIZE Master3

     DEPART Master

     ADVANCE (Uniform(1,8,17))

     RELEASE Master3

FinSh TABULATE QALL

     SAVEVALUE Ave_Queue,QT$Master

     TERMINATE

     GENERATE 600

TERMINATE 1

START 1

 

Подготовка к моделированию системы.

Перед началом моделирования установим вывод тех параметров моделирования, которые необходимы. Для этого выберем пункт Edit главного меню системы. Появится выпадающее меню. Затем выбираем пункт Settings выпадающего меню. В появившемся диалоговом окне (Рис.3.2.) установим нужные выходные данные:

· Queues (Очереди);

· Tables (Таблицы/гистограммы);

· Facilities (Каналы обслуживания);

· Savevalues (Сохраняемые величины);

· Scientific (Точность вычисления – повышенная).

Рис.3.2. Окно настройки модели СМО

После запуска модели на выполнение, появится отчёт следующего содержания:

         GPSS World Simulation Report - задач 2.1.81.1

 

 

              Friday, May 22, 2009 00:17:58 

 

      START TIME      END TIME BLOCKS FACILITIES STORAGES

           0.000       600.000 29   4     0

 

 

FACILITY    ENTRIES UTIL. AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY

 PRIEM1        104 0.992  5.723 1 105 0 0 0 40

 MASTER1        43 0.735 10.259 1 102 0 0 0 0

 MASTER2        36 0.729 12.156 1 103 0 0 0 0

 MASTER3        24 0.465 11.632 1 104 0 0 0 0

 

 

QUEUE         MAX CONT. ENTRY ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0) RETRY

 PRIEM         41 40 144 1 18.963 79.014 79.566 0

 MASTER         1 0 103 99 0.015 0.087 2.248 0

 

 

TABLE         MEAN STD.DEV.  RANGE      RETRY FREQUENCY CUM.%

 TAB2        78.372 43.962                      0

                                  _ -   0.000        1 0.96

                              0.000 -   1.000        0 0.96

                              1.000 -   2.000        0 0.96

                              2.000 -   3.000        1 1.92

                              3.000 -   4.000        0 1.92

                              4.000 -   5.000        0 1.92

                              5.000 -   6.000        1 2.88

                              6.000 -   7.000        0 2.88

                              7.000 -   8.000        0 2.88

                              8.000 -   9.000        0 2.88

                              9.000 -  10.000        2 4.81

                             10.000 -  11.000        0 4.81

                             11.000 - _                 99 100.00

 QALL        92.284 41.525                      0

                             13.000 - _                  100 100.00

 

 

SAVEVALUE          RETRY  VALUE

 AVE_QUEUE           0    78.020                           

 

Для создания графика заполним поля окна Edit Plot Window.

Рис.3.3. Окно Edit Plot Window.

 

 

Рис.3.4. График длины очереди на регистрацию

Рис.3.5. График длины очереди на техническое обслуживание

 

Рис.3.6.Гистограмма времени заправки картриджей

 

Рис.3.7. Гистограмма времени приема картриджей на заправку

 

Таким образом, можно выделить следующие параметры накопителя:

· Время окончания моделирования – 600 минут;

· Число блоков – 29.

Для каналов обслуживания Priem1, Master1, Master2, Master3:

· Число входов – 104, 43, 36, 24 соответственно;

· Коэффициент использования – 0.992, 0.735, 0.729, 0.465 соответственно;

· Среднее время обслуживания (минут) – 5.723, 10.259, 12.156, 11.632 соответственно;

· Возможное число входов – 105, 102, 103, 104 соответственно.

Параметры очереди Priem и Master:

· Максимальное содержание – 41 и 1 соответственно;

· Число входов –144 и 103;

· Среднее число входов – 18.963 и 0.015;

· Среднее время пребывания – 79.014 и 0.087.

 

Гистограмма времени на заправку картриджей тяготеет к экспоненциальному распределению со средним временем 10 минут на заправку одного картриджа. Гистограмма времени на прием картриджей на заправку тяготеют к экспоненциальному распределению со средним временем на одно оформление 13 минут.

Загрузка сотрудника, занимающегося регистрацией поступающий в отдел картриджей очень высока – 0.992. Следовательно, система нуждается в «балансировке».

Осуществим наем еще одного сотрудника, занимающегося регистрацией картриджей. При этом загрузка сотрудников, занятых регистрацией уменьшилась, но увеличилась загрузка сотрудников занятых обслуживание. Очередь на регистрацию уменьшилась до 3.

 

Отчет:

GPSS World Simulation Report - задач 2.1.84.1

 

 

              Friday, May 22, 2009 00:34:24 

 

      START TIME      END TIME BLOCKS FACILITIES STORAGES

           0.000       600.000 35   5       0

 

 

FACILITY    ENTRIES UTIL. AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY

 PRIEM1         82 0.803  5.874 1 152 0 0 0 0

 PRIEM2         69 0.669  5.815 1 151 0 0 0 0

 MASTER1        56 0.966 10.350 1 148 0 0 1 0

 MASTER2        45 0.942 12.564 1 149 0 0 1 0

 MASTER3        47 0.936 11.945 1 147 0 0 1 0

 

 

QUEUE         MAX CONT. ENTRY ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0) RETRY

 PRIEM          1 0 151 124 0.048 0.190 1.063 0

 MASTER         3 1 149 25 0.731 2.942 3.535 0

 

 

TABLE         MEAN STD.DEV.  RANGE      RETRY FREQUENCY CUM.%

 TAB2         0.190 0.523                      0

                                  _ -   0.000      124 82.12

                              0.000 -   1.000        15 92.05

                              1.000 -   2.000        8 97.35

                              2.000 -   3.000        4 100.00

 QALL        20.676 3.514                      0

                             13.000 - _                145 100.00

 

 

SAVEVALUE          RETRY  VALUE

AVE_QUEUE           0     2.920

 

Осуществим наем нового сотрудника, занимающегося обслуживанием.

 

Отчет:

GPSS World Simulation Report - задач 2.1.85.1

 

 

              Friday, May 22, 2009 00:38:48 

 

      START TIME      END TIME BLOCKS FACILITIES STORAGES

           0.000       600.000 40   6     0

 

 

FACILITY    ENTRIES UTIL. AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY

 PRIEM1         78 0.777  5.980 1   0 0 0 0 0

 PRIEM2         71 0.690  5.831 1 150 0 0 0 0

 MASTER1        46 0.803 10.473 1 148 0 0 0 0

 MASTER2        39 0.807 12.412 1 147 0 0 0 0

 MASTER3        36 0.714 11.908 1 149 0 0 0 0

 MASTER4        27 0.497 11.036 1   0 0 0 0   0

 

 

QUEUE         MAX CONT. ENTRY ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0) RETRY

 PRIEM          2 0 149 122 0.082 0.330 1.819 0

 MASTER         2 0 148 132 0.034 0.136 1.258 0

 

 

TABLE         MEAN STD.DEV.  RANGE      RETRY FREQUENCY CUM.%

 TAB2         0.330 0.894                      0

                                  _ -   0.000      122 81.88

                              0.000 -      1.000        7 86.58

                              1.000 -   2.000       11 93.96

                              2.000 -   3.000        4 96.64

                              3.000 -   4.000        3 98.66

                              4.000 -   5.000        1 99.33

                              5.000 -   6.000        1 100.00

 QALL        17.933 2.843                      0

                             12.000 -  13.000        4 2.76

                             13.000 - _                141 100.00

 

 

SAVEVALUE          RETRY  VALUE

AVE_QUEUE           0     0.330

 

При найме нового сотрудника, занимающегося обслуживанием, уменьшается загрузка как сотрудников на регистрации, так и сотрудников на обслуживании (регистрация: первый сотрудник – 0.777, второй – 0.690; обслуживание: первый – 0.803, второй – 807, третий – 0.714, четвертый – 0.497). длина очереди сравнивается для регистрации и для обслуживания, и равняется 2.

 

Вывод: Результаты моделирования показали, что исходная работа сервисного центра не сбалансирована и сотрудник регистрации перезагружен. Необходимо перераспределить численность кадров в отделе.

Предлагается добавить нового сотрудника в регистрацию и нового сотрудника в обслуживание, т.к. при наличии двух сотрудников, занятых регистрацией, повышается загруженность сотрудников, занятых обслуживанием. Эффективность рабочего дня после модернизации становится оптимальной и отдел сервисного центра за один день способен обслужить около 150 человек.

 

Заключение

В данной курсовой работе было проведено моделирование экономических процессов в таких приложениях как MS Excel, GPSS World и в Simulink из пакета MatLab. В курсовой работе мы промоделировали случайные процессы работы сотового оператора в среде MS Excel. Использовали блочное моделирование, при помощи пакета SimuLink выяснили объемы добычи газа и возможный доход от добычи. Промоделировали в GPSS World систему массового обслуживания для работы отдела сервисного центра, занимающегося заправкой картриджей.

Курсовая работа позволила овладеть навыками имитационного моделирования, изучить данный численный метод проведения на ЭВМ вычислительных экспериментов с математическими моделями, имитирующими поведение реальных объектов, процессов и систем во времени в течение заданного периода.

Список литературы

1. Учебное пособие по GPSS World./Перевод с английского/. – Казань: Изд-во «мастер Лайн», 2002. – 272 с.

2. Куртис Д. Математика MATLAB. (http://atomas.ru/mat/Matlab) (электронный учебник).

3. Кудрявцев Е. М. GPSS World. Основы имитационного моделирования различных систем. ДМК пресс, 2004.

4. Емельянов А.А. и др. Имитационное моделирование экономических процессов: Учеб. пособие / А.А. Емельянов, Е.А. Власова, Р.В. Дума; Под ред. А.А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.: ил.

5. Лазарев Ю. MatLab 5x: Учеб. пособие. – Киев: Изд-во «Ирина», 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: