Инновация «Патриотическое воспитание через творчество детей»

(март 2006    года) / «Әр заманда бір көреген» / «Каждая эпоха рождает своих великих людей»

40 тысяч школьников участвовали в очередном объявленном акимом Северо-Казахстанской области Таиром Мансуровым конкурсе сочинений «Послание Президента Нурсултана Назарбаева - Казахстан на пути к процветанию». Победители получили от главы региона крупные денежные премии, памятные письма и знаки. Их работы изданы отдельным сборником. Но, самое главное, работая над сочинением, ребята смогли прочувствовать суть политики Президента, ощутить себя гражданами замечательной страны, задуматься о своем месте в жизни. Вот строки из сочинения восьмиклассницы – воспитанницы областной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Надежды Наумовой: «Мой Казахстан! Когда звучат эти слова, я чувствую себя сильной, смелой и уверенной в процветании моей Родины, в дальнейшем ее развитии. Для нас, учащихся, очень важно уже сегодня принять участие в политической жизни своей страны. Ведь именно мы являемся строителями своего будущего, гражданами, которым в дальнейшем держать ответ перед своими детьми за то, какую пользу мы принесли государству, что сделали для улучшения их жизни. Наша страна открывает широкие горизонты для достижения огромных целей, кроме того, обязывает всех казахстанцев - от школьника до взрослого - понимать и осознавать свое место в претворении великих дел, задуманных Президентом».

  Совсем недавно 45 тысяч учащихся и студентов города и области приняли участие в конкурсе школьных сочинений и студенческих рефератов, посвященном 15-летию Независимости Казахстана «Мой взгляд на мою страну и мир». Позитивным фактом считаем активное участие ребят

нашей школы в этой форме патриотического воспитания молодежи.

  Творческие работы трех наших учеников О.Загоруйко, Д.Бектенова, Е. Гончарова представлены на областной этап конкурса.

Наш комментарий: в данном случае сочинение как вид речетворчества явилось ещё и способом осмысления действительности, причем во всей её социально-политической сложности. Посредством этого конкурса активизирована личностная позиция школьников и студентов как полноправных участников и потенциальных исполнителей передовых социальных реформ.

 Инновация «Казахстан глазами детей» (1 сентября - 1 октября 2006 года) / «Шеберлікке шек жоқ» / «Мастерству нет предела для совершенства»

В области проходил конкурс рисунков на тему «Мой Казахстан - мое счастливое детство», проведенный по инициативе первого руководителя области Т.А. Мансурова. Целями конкурса были поддержка и развитие детского художественного творчества, выявление талантливых юных художников, воспитание казахстанского патриотизма и чувства гордости за свою страну. В конкурсе приняли участие около 15 тысяч учащихся 1-9 классов общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. Лучшие 203 работы были отобраны, рассмотрены компетентным жюри и представлены на соискание премий. Основными критериями отбора служили творческий подход, оригинальность рисунков, разнообразие техники исполнения.

Наш комментарий: рисунок – одно из лучших средств эмоционального выражения, по нашему мнению. Через рисунок ребенок может передать свое виденье прошлого, настоящего и будущего. Анализируя данную инновацию, мы сделали вывод, что конкурс рисунков, темы которых непосредственно связаны с Казахстаном, – это очень важный аспект в сфере патриотического воспитания детей. Отметим, что достижением в области отечественного образования является факт принятия 10 октября 2006 года Государственной программы патриотического воспитания граждан РК, в которой одной из задач является: «содействие работе по воспитанию патриотизма через формирование позитивных моделей поведения и популяризацию образа героя нашего времени среди молодежи» [18].

   Лучшие работы награждаются денежными премиями. Так, например, 6 учеников нашей школы стали призерами такого конкурса. Это Гладкова Яна, Коныспаев Мухамед (1 место), Адильбеков Алибек, Загорняк Анастасия (2 место), Мурых Олеся, Брылко Сергей (3 место). Полученные в качестве приза деньги ребята потратили на хорошие краски и цветные карандаши.

Инновация «Покорение новых вершин» (весна 2006 года) / «Асу бермес асқар жоқ» /«Нет вершины недоступной»

Впервые в Казахстане в нашей области реализуется проект создания информационно-образовательной сети нового поколения «OKyNet.Kz». В ста школах области по новой технологии обеспечивается автономный качественный доступ каждого из одиннадцати компьютеров в Интернет.

Благодаря Сети создан единый «Портал знаний», организовано дистанционное обучение, обеспечено участие в олимпиадах в режиме on-line, значительно повысилась квалификация учителей.

Наш комментарий: мы живём в век технического прогресса, и поэтому не можем обойтись без инноваций в сфере новых технологий. Создание такой сети значительно повысит интерес учащихся к знаниям и упростит поиск нужной информации. «В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми лидерами будут считаться не те государства, которые добыли больше угля или произвели больше автомобилей, а те, которые развивают наукоемкие технологии»[19, 5]

Инновация «Связь культур через образование» / «Туысы жақын-жақын емес, қонысы жақын - жақын»/ «Доброе соседство прочнее родственных уз»

Благодаря личной инициативе и поддержке Таира Мансурова установлены интеграционные образовательные связи с одним из крупнейших университетов Российской Федерации – МГУ им. М.В.Ломоносова. Многие выпускники североказахстанских школ, получившие аттестат с отличием, знаки отличия «Алтын белгі», продолжают обучение в МГУ, ВТШ имени Баумана и других ВУЗах России. Активное сотрудничество представителей высшей школы двух стран оказывает положительное влияние на развитие передовых научных исследований и региона в целом.

Наш комментарий: хотим заметить, что языковая политика не сводится только к углубленному изучению казахского языка, но и не оставляет в стороне роль русского языка. Подтверждением тому является возможность получения образования в России, на русском языке.

Президентом Республики Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым отмечена плодотворная работа главы северного региона в области дошкольного воспитания и обучения. Мансуров Таир Аймухаметович стал инициатором развития сети детских садов, основным направлением работы которых стало воспитание яркой билингвальной личности дошкольника.

За процветанием экономики должны последовать расцвет культуры и искусства, родного языка, традиций и жизненной философии нашего народа.

Мы уверены, что данная закономерность является исторически обусловленной, поэтому констатируем, что и в нашей области правильно проводимая инновационная политика (а не ряд мероприятий!) меняет общественное мнение, общественное сознание и, следовательно, находит все новых и новых союзников и активных участников в лице населения области. Этот факт, установленный нами, подтверждают результаты Интернет-опроса (11.11. – 15.11.06.), (см Приложение Б), в котором прияли участие 63 респондента: из них 15 - 17 лет – 12 человек, 18 – 24 года – 13 человек, 25 – 30 лет – 21 человек, 31 – 45 лет – 9 человек, 46 лет и старше – 8 человек. По социальному статусу респонденты разделились: школьники – 10 человек, студенты - 15 человек, молодые специалисты – 23, специалисты – 13 человек, люди, находящиеся на заслуженном отдыхе, – 2 человека.

Обработанные результаты представлены на рисунках (см Приложение В, рис. 2 – 6)

Сегодня наше поколение является ровесниками независимости Казахстана. «15 лет назад никто не мог предположить, что Казахстан, Terra incognita, огромная и неизвестная, в общем-то, никому страна, сможет занять заметное место в мировых процессах и станет жизнеспособным, самодостаточным и по-настоящему независимым государством» [20, 222].

 Президент уверен в том, что «…энергия и труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана, выполняя при этом завет великого Абая: «Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа» [14].

Итак, анализ инноваций в области языка, образования, культуры позволяет сформулировать вывод: язык стал явлением духовной культуры североказахстанского общества, формой общественного сознания; именно язык консолидирует общество в его единой стратегии – стать конкурентоспособным мировым государством, для чего необходимо, в первую очередь, стимулировать, в том числе средствами языковой политики, конкурентоспособное сознание, мышление, деятельность казахстанцев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: