Инновации региональной образовательно-языковой политики

 

Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Основными условиями реализаций идеи этнокультурного образования является … наличие региональных программс учетом особенностей этнического состава населения на базе единой государственной программы.

Концепция этнокультурного                       образования РК

В Северо-Казахстанской области система образования и учительство удостоены большого внимания и почета. Многосторонняя и масштабная деятельность акима области Мансурова Таира Аймухаметовича, Института литературы и языка при СКГУ им.М.Козыбаева, Департамента образования и института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Северо-Казахстанской области, городского отдела народного образования позволила педагогам области реализовать свои творческие идеи. Подчеркнем, что большинство идей инициировано Таиром Аймухаметовичем Мансуровым, человеком огромного научного потенциала, инновационного мышления, ярко выраженной и успешно реализуемой позиции гражданина и патриота, что еще раз подтверждает закономерность: «Политический курс в отношении того или иного государства во многом зависит от того, кто и как проводит его на месте» [13, 5]

Образовательно-языковая политика области отличается комплексным и системным подходом, в ней уделено внимание каждой ступени непрерывного образования от дошкольных учреждений до высшей школы.

 Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей лекции «К экономике знаний через инновации и образование» в Евразийском национальном университете им.Л.Гумилева (26.05.06.) отметил: «Современный мир переживает эпоху глобализации - эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации и коммуникаций, превращения всей планеты в единый экономический рынок. Глобальное общество становится более открытым.

 Одним из факторов и одновременно последствий глобализации является свободное движение информации, интеллектуальной продукции, идей. Глобализация должна стать объектом серьезного, разумного регулирования и управления. Она имеет в себе огромное количество возможностей, но чтобы их использовать, нужно повышать конкурентоспособность страны» [14]

   Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев отмечает, что конкурентоспособность Казахстана должна привести не только к материальному, но и духовному обогащению нашего народа. Одним из критериев конкурентоспособности страны является ее инновационное развитие, уровень образования. Сегодня знания превращаются в основной источник стоимости в информационном обществе. В качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.

    В тезаурусе к проекту мы не случайно дали свое определение понятия «инновация», подчеркнув социальную значимость нового предложения, идеи, проекта.

    Ниже приведены некоторые из инноваций в сфере образования, культуры, языковой политики Северо-Казахстанской области, которые проанализированы нами в аспекте понятия «инновация», инновационной политики.

Инновация «Пополнение книжного фонда библиотек» (2004 год) / «Кітап – алтын қазына» / «Книга - кладовая золота»

В целях решения проблемы дефицита художественной литературы в библиотеках и учебных заведениях области в 2004 году впервые было выделено 13,5 миллионов бюджетных средств на приобретение электронных учебников и более 10 миллионов тенге привлеченных средств - на художественные издания, это произведения классиков казахской и русской литературы.

  Наш комментарий: сегодня очень актуален вопрос о значении казахской и русской литературной классики в жизни молодого поколения, о её влиянии на формирование жизненных приоритетов, художественного вкуса современных школьников. Большую популярность в школах города и области приобрели конкурсы сочинений, поэтические состязания чтецов, проводятся внеклассные мероприятия, тематические часы, посвященные выдающимся деятелям двух великих культур Абаю и А.Пушкину, лучшим произведениям мировой классики. Приобщение к литературе, возможность расширить информацию, полученную на уроках в школе, – всё это возможно только при наличии библиотек с достаточным и разнообразным книжным фондом, даже несмотря на существование сегодня информационных компьютерных технологий. Например, в сш№26 14 апреля 2006года проходил устный журнал под названием: «Екі бейне, екі сөз, екі тағдыр» («Два лица, два слова, две судьбы»), посвященный творчеству Абая и Пушкина, участниками которого мы являлись. Были озвучены знаменитые переводы Абая стихов А.С.Пушкина, инсценированы отрывки из произведений поэтов и исполнялись песни, написанные на их стихи. Большая помощь при подготовке этого мероприятия была оказана сотрудниками областной библиотеки, библиотекарем школы №26, которые помогли подобрать не только актуализируемые художественные произведения, но и критическую литературу, записки-воспоминания современников.  

Инновация «Изучаем язык летом» (июнь-июль 2004г.) / «Ана сүті бой өсіреді, ана тілі ой өсіреді»

  В работу летних оздоровительных лагерей были внесены дополнения: открыты летние школы по изучению государственного языка, где дети в нетрадиционной форме углубленно изучали казахский язык. Занятиями в летних школах было охвачено около 4,5 тысяч детей в возрасте от 7 до 14 лет. 

Учитель казахского языка нашей школы Лейла Женисовна Зейнуллина летом 2006 года преподавала казахский язык в лагере «Юный железнодорожник». Она поделилась с нами своими впечатлениями: «Это мой первый опыт обучения детей в условиях, более располагающих к отдыху, чем к получению знаний. Было очень интересно не только детям, но и мне. Мы занимались изучением казахского языка на свежем воздухе, проводили различного рода соревнования на знание казахского языка. Итоги меня очень порадовали. К концу сезона ребята добились видимых результатов».    

Наш комментарий: бесспорно, что такой отдых можно считать полноценным и эффективным, потому что он принёс ощутимый, полезный результат. Языковая практика школьников не была прервана летними каникулами, она продолжилась в инновационной форме, что явно расширило её и обогатило. Кроме того, по данным науки известно, что изучение неродного языка в неформальных условиях отдыха происходит намного интенсивнее и сопровождается большой мотивацией детей. «Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружащего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок играя, экспериентирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Поэтому играя, понимая что это отдых, ученик может запомнить произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий»[15, 84]

  Инновация «Новое структурное подразделение для качественной подготовки учителей языка и литературы» (август 2004 года) /Жақсының үлгісі - жанып тұрған шамдай / «Пример мудрого человека, как лампа, светит»

В целях решения проблемы дефицита квалифицированных кадров преподавателей языковых дисциплин и при поддержке Министерства образования и науки РК на базе историко-филологического факультета Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева создан и работает Институт языка и литературы, который готовит квалифицированные кадры педагогов и ученых казахского, русского и английского языков.  

    В качестве комментария приводим интервью, взятое у директора Института языка и литературы, кандидата филологических наук Таласпаевой Жанар Серкешевны:

- Жанар Серкешқызы, тіл және әдебиет институтының ашылу мақсаты неде?

- Тіл және әдебиет институтының ашылу мақсаты - тіл саясатына сәйкес үш тілді білетін сапалы мамандарды дайындап шығару.

- Институттың қазақ бөлімінде қанша студент оқиды? Оның ішінде өзге ұлт өкілдері оқи ма? Оларға қандай жағдай жасалған?

- Институттың қазақ бөлімінде биыл төрт жүз қырық жеті студент оқиды. Оның ішінде он студент өзге ұлт өкілдері. Бұл студенттер үшін қосымша сабақтар өткіземіз.Студенттерге облыс әкімі Тайыр Аймұхаметұлы Мансұров тағайындаған грант бөлінеді.Сонымен қатар студенттеріміз Даниярова Салтанат президент атындағы Шоқтыбаева Гүлмира мен Жанголин Руслан Мағжан Жұмабаев атындағы степендияның иегерлері.

   Тіл мамандығын дайындауда жаңа технологиямен қаруландық, институтта мультимедиялық кабинеттеріміз жұмыс істеуде.Қалалық мектептермен тығыз қарым-қатынас жасаудамыз.

- Студенттердің биылғы оқу жылындағы жетістіктері туралы не айтар едіңіз?

- Біздің студенттер қалалық, облыстық, республикалық конкурстарға жиі қатынасады.Олардың ішінде Ерлан Тоқшылық «Шабыт» конкурсының дипламаты, Юлия Маркова қалалық, облыстық «Абай оқулары» «Мақсұтым – тіл ұстартып, өнер шашпақ...» конкурсының жүлдегері(1орын) болып, Солтүстік Қазақстан облысынан республикалық Абай оқуларына жолдама алды. ҚТӘ-04 тобының студенті Топышева Динара Оралхан Бөкей атындағы Көркемсөз оқу шеберлерінің облыстық байқауына қатысып, бас жүлдені иеленгені үшін дипломмен марапатталды. ҚТӘ-05 тобының студенттері Маркова Ю., Герасимова А., Лизун О., Говорухина В. «Бәйтерек» командасы Еліміздің тәуелсіздігінің 15 жылдығына арналған өзге ұлт өкілдерінің «Біз қазақша сөйлейміз» байқауында үшінші орын алғаны үшін дипломмен марапатталды.   

  Наш комментарий: мы считаем, что открытие Института языка и литературы стало дополнительным стимулом к углубленному и качественному изучению прежде всего государственного языка. Из интервью с директором этого института Жанар Серкешевны мы узнали, что сегодня 447 человек получают высшее образование на казахском языке. Это большой плюс не только для области, но и для всего Казахстана в целом. Ведь уже за первый выпуск в 2005 году институтом было подготовлено 150 высококвалифицированных специалистов в сфере преподавания казахского языка, казахской литературы и журналистики. Исходя из этого, можем сделать вывод, что данная инновация имеет большое значение в реализации языковой политики, определенной Президентом и временем, в котором мы живем. Интересно, кстати, здесь напомнить меткое замечание Е.Ертысбаева о сущности языкового курса, проводимого Н.А.Назарбаевым: «Один прусский король говорил, что великое искусство политика в том, чтобы обращать всякое обстоятельство в свою пользу, и позиция Назарбаева в языковой проблеме – блестящее тому подтверждение. Языковую проблему Назарбаев всегда считал гуманитарной...» [16, 249].

    Инновация «Лучшим учителям – признание и поддержку» (с января 2005 года)   / «Ақыл бітпес дәулетке, дәулет бітпес келбетке» /«Богатство дается не за красоту, ум - не за богатство»

  В последние годы при выполнении регионального Плана мероприятий по реализации Государственной программы функционирования и развития языков в области предпринимаются конкретные меры творческого подхода к решению проблем развития языков. Положительным примером повышения общественной значимости, авторитета и статуса преподавателя казахского языка и литературы стало учреждение акимом области Мансуровым Таиром Аймухаметовичем грантов для учителей казахского языка и литературы, добившихся высоких результатов в повышении эффективности и качества овладения учащимися государственным языком.

Это решение главы региона вызвало положительный резонанс среди учительства и общественности всей Республики как пример практического воплощения в жизнь государственной программы развития казахского языка, послужило делу повышения качества обучения казахскому языку.

Учитель казахского языка и литературы областной специализированной школы-интерната для одаренных детей им. А.Досмухамбетова Алия Галымовна Малдыбаева уже третий год подряд получает грант акима. Вот что она говорит по этому поводу:

- 2004 жыл облыстың қазақ тілі және әдебиеті мұғалімдері үшін ерекше қуанарлық жыл болды. Себебі облыс әкімі Тайыр Аймұхаметұлы Мансұров қазақ тілінің шығармашылықпен істейтін үздік мұғалімдеріне грант тағайындады. Біз мұны күткен жоқ едік...

Бұл мұғалімдерге үлкен жауапкершілік жүктейді: көңіл-күйін көтереді, ынталы етуге жетелейді. Облыс мұғалімдерінің жұмысқа деген көзқарасы бүгін ерекше. Облыста қазақ тілінің өрісі кеңейді. Жетістіктеріміз де аз емес. Екі оқушы облыс әкімі жариялаған шығармалар сайысында жүлделі орынды жеңіп алды. Бүгін олардың екеуі де студенттер, грант иегерлері, СҚМУ-дың журналистика факультетінде оқиды.

Биыл міне, үшінші жыл әкім тағайындаған грантын аламын. Облыс әкімінің көрсеткен қамқорлығына ризамын.

Наш комментарий: поддержка такого уровня стимулирует деятельность учителей не только потому, что имеет материальное выражение, но потому, скорее, что демонстрирует значимость этой деятельности, поднимает её на новую высоту, ведет к профессиональному совершенству. Одним из таких результатов стало занятое II место в городском смотре-конкурсе кабинетов казахского языка школы №26. Этнокультурную и методическую копилку кабинета вот уже несколько лет формирует Кудабаева Алма Галымовна, обладательница гранта акима области 2005 года.

Инновация «Открытие детских садов с казахским языком воспитания» (февраль 2005 года) / «Бала тәрбиесі - бесіктен»/ «Воспитание ребенка начинается с колыбели»

В феврале 2005 года в нашем родном городе открыт детский сад «Айголек». На открытии присутствовал Президент Республики Казахстан

Нурсултан Абишевич Назарбаев, который отметил: «Особенностью данного детского сада является то, что это дошкольное учреждение с казахским языком воспитания. Но родители 120 детей других национальностей привели сюда своих детей. Главным языком здесь будет государственный язык, затем и другие. Поэтому родители сами изъявили желание, чтобы их дети изучали казахский язык…». Коллектив детского образовательного учреждения «Айголек» работает по новой программе билингвального обучения дошкольников.   

    Приводим интервью, взятое у Светланы Анатольевны Крысенко, дочь которой, Софья (4,5 года), посещает «Айголек» с мая 2005 года:

- Почему Вы отдали свою дочь в детский садик «Айголек»?

- Я хотела бы, чтобы моя дочь в совершенстве владела государственным языком, так как в будущем этому будет уделяться большое внимание при поступлении в средние и высшие учебные заведения.

- Каких результатов достигла ваша дочь? Нравится ли ей посещать садик?

- Софье очень нравится ходить в садик. У нее там много друзей и подруг. Дома постоянно поет гимн, рассказывает стишки на казахском языке, выученные в садике. Мы с мужем стали замечать, что на вопросы, заданные Соне, она отвечает на двух языках.

Наш комментарий: открытие данного детского сада позволило детям уже с раннего возраста изучать государственный и официальный языки нашего государства, что в будущем положительно отразится на всех сферах деятельности. Казахский язык станет языком общения и делопроизводства. В этой связи обратимся к Указу Президента Республики Казахстан от 4.03.06., № 528: «… государственным органам необходимо провести работу по поэтапному переходу до 2010 года делопроизводства, ведения учетно-статистической, финансовой и технической документации на государственный язык» [17,1]. Здесь обозначены жесткие сроки перехода делопроизводства на государственный язык, и мы – будущие специалисты – хорошо понимаем нашу возрастающую ответственность и личную сопричастность к качественному овладению государственным языком.

Многие родители целенаправленно отдают своих детей в «Айголек», чтобы в будущем они без труда общались на государственном языке. Так, нас приятно удивила статистика: на 320 мест в 2006 году 140 мест приходится на детей некоренной национальности.

    В нашей школе ведется работа в направлении раннего и качественного изучения государственного языка. Создана программа по «Углубленному изучению казахского языка с опорой на межпредметные связи по математике и познанию мира в подготовительных, 1-2 классах общеобразовательных школ», которая позволяет детям на должном уровне изучать государственный язык.

Инновация «Участие педагогов в конкурсе методических пособий по изучению казахского и русского языков» (с 2005 года)   /«Жақсының сөзі ақыл шақырады» / «Слово умного человека ум пробуждает»

В целях государственной поддержки и стимулирования творчески работающих педагогов, повышения качества преподавания казахского и русского языков в учреждениях образования постановлением акимата области утвержден Порядок проведения конкурса на лучшие учебно-методические пособия по изучению казахского и русского языков.

    Наш комментарий: конкурс пособий – одно из новшеств Северо-Казахстанской области. Он позволяет педагогам реализовать свои идеи, наработки, применить свой опыт в преподавании.    Главным итогом конкурсов мы считаем появление хороших методических пособий, авторами которых являются НАШИ учителя – люди, имеющие бесценный опыт преподавания государственного и официального языков.

    Нам очень приятно заметить, что учителя нашей школы С.Н.Турсынова, О.П.Николайчук, О.В.Учайкина были участниками такого конкурса осенью 2006 года. Надеемся, что пособия, созданные ими, будут хорошим подспорьем не только для учеников нашей школы, но и школ г. Петропавловска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: