Обеспечение и защита прав налогоплательщиков

(плательщиков сборов)

 Обязанности налогоплательщиков.

 Основной обязанностью налогоплательщиков является обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Следующая обязанность - обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения. Но эта обязанность не всеобщая, а распространяется только на тех налогоплательщиков, которые обязаны вести этот учет доходов, расходов и объектов.

Следующая обязанность - обязанность по предоставлению в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщик обязан уплачивать.

Следующая обязанность - специальная и касается юр. лиц, поскольку заключается в обязанности хранения в течение 4 лет данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления уплаты налогов.

Следующая обязанность - встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена в НК. На сегодняшний день такая обязанность прямо существует в отношении организаций как российских, так и иностранных, в отношении индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним лиц, а в отношении обычных граждан, обычных физ. лиц такая обязанность не предусмотрена.

Следующая обязанность налогоплательщика - обязанность предоставлять налоговым органам необходимую информацию и документы, но речь идет не о любой информации, не о любых документах, а, во-первых, в случаях, предусмотренных в НК. И вторая ситуация - по требованию налоговых органов.

Отдельно еще выделяются обязанности для организаций и индивидуальных предпринимателей. Эта обязанность заключается в предоставлении дополнительной информации в налоговые органы. Это информация об открытии и закрытии счетов, в 10-дневный срок такая информация должна предоставляться в налоговые органы. Также эти организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, и срок - не позднее одного месяца со дня начала такого участия. Далее еще одна информация, которую необходимо предоставлять в налоговые органы, это информация обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, также не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации Еще одна информация, необходимость которой вытекает из ст.23, это объявление о несостоятельности, банкротстве или о ликвидации, реорганизации юридического лица не позднее трех дней со дня принятия такого решения. И последняя информация, которую необходимо сообщить, это информация об изменении места нахождения организация и места жительства индивидуального предпринимателя не позднее 10 дней с момента такого изменения.

Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Налогоплательщик должен встать на налоговый учет по месту нахождения организации, местам нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

После рассмотрения указанных вопросов нало­гоплательщик должен подать заявление о поста­новке на учет в налоговый орган в следующие сроки:

в течение 10 дней с момента государствен­ной регистрации по месту нахождения организа­ции;

в течение 10 дней с момента государственной регистрации по месту жительства физического лица, осуществляющего деятельность без образова­ния юридического лица;

в течение одного месяца после создания обособ­ленного подразделения по месту осуществления деятельности в Российской Федерации через обо­собленное подразделение;

в течение 30 дней со дня регистрация недвижи­мого имущества по месту его нахождения;

в течение 10 дней после выдачи лицензии, сви­детельства или иного документа, на основании ко­торого осуществляют деятельность нотариусы, ча­стные детективы, частные охранники (по месту их жительства).

 


6. Налоговые органы РФ - государственные органы, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством взимание налогов и сборов.

Налоговым органам предоставляется право:

1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке. Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. 2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью. 3. Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций. 4. Обследовать, с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий, любые используемые для извлечения доходов, либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. 5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение. 6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. 7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. 8. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. 9. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. 10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. 11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:- о ликвидации предприятия  - о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; - о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий. 12. Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением. 13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации:

соблюдать законодательство о налогах и сборах;осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;бесплатно проводить разъяснительную работу, вовремя информировать налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговый кодекс;осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов;соблюдать налоговую тайну;направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;налоговые органы при выявлении обстоятельств позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах содержащего признаки преступления обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; налоговые органы несут также другие обязанности предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральными законами


7. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

налоговых проверок;получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

проверки данных учета и отчетности;осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

в других формах, предусмотренных НК РФ.

Приведенный список не исчерпывающий, но формы налогового контроля могут быть установлены только Налоговым кодексом РФ.

Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России и МНС России;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика

 





Хар-ка НС РФ.

История НС начала склад-ся с 1.01.92. осн-е законы б/приняты Верх. Советом в дек. 91г. Гл. закон – з-н РСФСР «об основах НС в РСФСР». После б/множ-во измен-й. Но сон-е принципы сохр-лись. Осн-е измен-я из-за вступл-я НК РФ 1.01.99г. в действие.

НС представляет собой: 1) взаимосв-х совок-ть нал-х сборов и др. платежей, для финан-ния гос. бюджета, мест. б-тов, ВБФ. 2) система з-нов, указов и др. актов, регулир-х пор-к исчисл-я и уплаты н-гов и др. пл-жей. 3) сист. гос инст-тов, обесп-х принятие з-нов и нормат-х актов, администров-е н-гов и контроль за своевр-ю и прав-тью уплаты.

Сист. нал-х сборов сост. из 3 групп в соотв-е с уровнями гос. стр-ры: федер, регион, мест.  

В пр-ке НС слож-сь кр-рии, позвол-е опред-ть, какие н-ги б/т фед-ми, рег-ми, мест-ми.

Постр-е НС осн-ся на распр-нии нал-х полномочий м/у составл-ми гос-ва. Нал-е полном-я – законодат. оформленые права уровней бюдж. сист. вводить н-ги, получать нал-й доход, админ-вать н-ги. Составл-е нал-х полном-й: 1) законод. полном-я (вводить н-ги, устан-ть ставки, базу и иные элем-ты «з-на о н-ге». 2) доход-е полн-я (формир-ть доходы бюджета за счет н-гов). 3) админ-е полн-я (управ-ть, собирать н-ги).

В НС РФ нал-е полном-я сконцентр-ны на фед. ур-не. (Критерии)

Для СССР налоги – чужд элемент, т.к. все принад-ло гос-ву. Но с появл-м в к.80-х акц-х и кооп-х пр-тий, с участ-м иностр. кап-ла г-во пересмотрело идею. С 1.01.91 введен в д-вие з-н ССР о нал-х с пр-тий, орг-ций (н-г на пр-ль (max 45%, 22% в союз. бюдж), с оборота, на Э и И на фонд опл труда колх-ков). Общ. сумма пл-жей не д/б > 23% облаг пр-ли. Для банков 55%, для СП до 30%. Сущес-ла обширная система льгот. Доходы пр-тий и др от имеющ-ся ЦБ по ст-ке 15%.

Из-за отказа респ-к платить н-ги союз бюдж развал-ся, расх-ды покрыв-сь «печатным станком». 

Налоги в России впервые разделены на три вида:

Федеральные налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой деятельности;

д) налог от биржевой деятельности;

е) налог на опперации с ценными бумагами;

ж) таможенные пошлины;

з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;

и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет,в республиканский бюджет республик в составе РФ,в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;

к) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

 р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний.

  Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "р" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л" являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

2. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.

К налогам республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

 б) местный доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

 


9. Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.99 № 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:Налоговый Кодекс РФ предусматривает принципы привлечения к налоговой ответственности, среди которых можно выделить следующие:

ü Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниями в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ. Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

ü Предусмотренная Налоговым Кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

ü Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

ü Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Штафные санкции.

1. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

3. Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговом Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке, если это не повлекло за собой неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

4. Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым Кодексом срока представленияв налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке, если это повлекло за собой неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.

5. Нарушение установленного срока представления налогоплательщиком или иным обязанным лицом в налоговые органы предусмотренных Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах документов и (или) иных сведений, а равно заявление налогоплательщика или иного обязанного лица об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика или иного обязанного лица и запрашиваемые этим должностным лицом документы и (или) иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки, а также уклонение от представления указанных документов и (или) иных сведений, влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти рублей за каждый непредставленный документ.

 

 




Декларация о доходах

Принципиально новым и важным для экономики нашей страны является введение в качестве объекта налогообложения всего дохода, полученного гражданами за весь календарный год, представленного в виде «декларации». Законом о подоходном налоге предусматривается обязанность граждан вести учет получаемых ими в течение года доходов, места их получения, учет расходов, связанных с получением таких доходов. В подоходном налоге с физических лиц использован прогрессивный метод обложения: вместе с ростом дохода плательщика возрастает и процент взимаемого с него налога. Вместо прямых льгот по налогу введены вычеты из облагаемого налогом совокупного дохода сумм, кратных пяти, трем и одному размеру минимальной месячной оплаты труда, – в зависимости от категорий граждан, и сумм расходов (на содержание детей и иждивенцев в размере минимальной месячной оплаты труда за каждого).

Декларация о совокупном доходе состоит из четырех разделов:

- раздел первый предусматривает сообщение гражданином сведений обо всех своих доходах, полученных им в течение года, произведенных расходах, связанных с получением этих доходов, а также о суммах удержанных налогов с этих доходов у источников выплат доходов или уплаченных авансом;

- раздел второй содержит сведения о вычетах, на которые имеет право гражданин;

- в третьем разделе указываются сведения о фактическом совокупном доходе за отчетный год, подлежащем налогообложению, и сообщается облагаемый доход, который предполагается получить в следующем году;

- в четвертом разделе производится расчет подоходного налога, причитающегося с совокупного годового дохода, причем расчет производится как самим гражданином, так и налоговой инспекцией.

Лучший способ сэкономить на уплате налогов законным способом – хорошо знать, что не включается в декларацию.

Подается декларация в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.

Главная обязанность налоговой инспекции – взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет. Законом им дано право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, право требовать необходимые документы, изымать их в случае уклонения от уплаты налогов, проверять достоверность данных об источниках получения средств, применять к недисциплинированным налогоплательщикам финансовые санкции. Уклонение от уплаты налогов всегда было заманчиво для предпринимателей, однако при этом нужно хорошо представлять себе цену уклонения от налогов: она не должна быта больше самого налога.

 


11.Налог на прибыль

Налог на прибыль юридических лиц был введен в действие с 1.01.1992 года законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Порядок применения этого закона изложен в Инструкции Госналогслужбы РФ от 6 марта 1992 г. с последующими к ней изменениями и дополнениями. Налог на прибыль, как отмечалось выше, является одним из основных элементов налоговой системы РФ. Он обеспечивает сегодня более 30 % всех налоговых поступлений в бюджет.

В соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на прибыль являются:

– предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (в том числе филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет),

– банки и страховые организации,

– иностранные юридические лица,

– организации, финансируемые из бюджета, по доходам от предпринимательской деятельности.

Объектом обложения налогом является «валовая прибыль» предприятия, скорректированная в соответствии с порядком, предусмотренным в законе.

При исчислении этого налога используют следующие показатели прибыли: «валовая», «налогооблагаемая» и «чистая» прибыль (остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов).

Валовая (балансовая, общая) прибыль складывается из прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и реализации иного имущества, также от внереализационных доходов.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это разница между финансовыми результатами (выручка) от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и спецналога) и затратами на их производство.

К внереализационным доходам относятся доходы от прочей деятельности предприятия, помимо основной. Например, доходы от сдачи имущества в аренду, положительная курсовая разница по валюте, доходы по ценным бумагам.

Из валовой прибыли вычитаются доходы по видам деятельности, которые освобождены от налогообложения или облагаются в особом порядке. Так, освобождена от налогообложения прибыль, полученная от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Это сделано с целью стимулирования производства сельхозпродукции в стране. В инструкции по налогообложению прибыли приведен перечень видов деятельности, который льготируется в той или иной степени.

В особом порядке облагаются такие виды внереализационных доходов, как доходы от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, и доходы от долевого участия в других предприятиях.

С целью развития в России фондового рынка предусмотрено налогообложение доходов от ценных бумаг по более низким ставкам по сравнению с основной ставкой налога на прибыль.

В законе по налогу на прибыль предусмотрен достаточно широкий перечень льгот. Из имеющих наибольшее применение отметим уменьшение прибыли на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений (осуществленных с целью производственного и непроизводственного развития предприятия), а также на погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели; налоговая база уменьшается на 30 % от капитальных вложений на природоохранные мероприятия. Ставка налога на прибыль предприятий понижается на 50 % и в том случае, если на этом предприятии инвалиды и (или) пенсионеры составляют не менее 70 % от общего числа работников.

В течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога (некоторые категории плательщиков освобождены от авансовых платежей, в частности малые предприятия). По окончании первого квартала (далее – полугодия, девяти месяцев и года) налогоплательщик исчисляет сумму налога нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной им прибыли, подлежащей налогообложению. С учетом ранее заплаченного аванса осуществляется окончательный расчет по налогу в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок (после дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год).

Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:

- дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в РФ, принадлежащим предприятиям (за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и другим ценным государственным бумагам),

- доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ.

Эти доходы взимаются по ставке 15 % у всех предприятий (кроме банков, у которых ставка равна 18 %).

Ставка налога на прибыль установлена дифференцированно: 13 % от облагаемой прибыли для перечисления в федеральный бюджет и до 25 % от облагаемой прибыли (на усмотрение субъектов Федерации) по части прибыли, зачисляемой в бюджет краев, областей и местные Кроме налога на прибыль и другие виды доходов юридические лица должны платить налог на превышение фактических расходов на оплату труда над их нормируемой величиной.

Эта мера носит регулирующий, антиинфляционный характер. Государство косвенными (экономическими) средствами регулирует расходы на оплату труда, взимая налог с тех предприятий, которые выплачивают заработную плату выше установленной нормы (в качестве допустимого предела принята шестикратная норма минимальной заработной платы). Данный налог исчисляется по ставке налога на прибыль. Его платят все предприятия, допустившие превышение (в том числе и те, которые освобождены от налога на прибыль).

Таким образом, именно налог на прибыль и налог с превышения расходов на оплату труда реализуют задачи государственного регулирования экономики.

 


12. Объектом обложения налогом на прибыль, полученную в рублях и иностранной валюте, является валовая прибыль, включающая три составные части:

1. -прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ и услуг;

2. -прибыль (убыток) от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;

3. -доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним. Каждая часть прибыли имеет строго установленный порядок расчета.

Первая часть -прибыль от реализации продукции, выполненных работ и услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают из неё экспортные тарифы. Перечень затрат, включаемых в стоимость продукции, устанавливается Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость.Положение о составе затрат на производство и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении утверждено постановлением Правительства РФ от 5.08.92г. №552; дополнения и изменения от 1.07.95. №661.

В дополнении к данному Положению указано, что платежи по процентам за кредиты банков в переделах учетной ставки, установленной ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта, относятся к себестоимости продукции (работ, услуг) предприятий. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, осуществляется за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

Затраты на себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных расходов); 

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, не зависимо от времени оплаты - предварительной (арендная плата и т.п.) или последующей (оплата отпусков и т.д.). Отдельные затраты, которые трудно отнести к отдельному периоду, а также сезонные затраты включаются в затраты на производство в сметно-нормализованном порядке, определенном в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

 

Вторая часть - прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятий, организаций, учреждений определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов, увеличенной с учетом их переоценки. При этом остаточная стоимость применяется к основным фондам, нематериальным затратам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Отрицательный результат от их реализации не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется рыночная цена на аналогичную рыночную продукцию (работы, услуги), но не ниже её фактической себестоимости. При реализации предприятием продукции по ценам ниже фактической себестоимости в результате снижения её качества или потребительских свойств либо снижения рыночных цен для целей налогообложения используется фактическая цена реализации продукции.

При проведении товарообменных операций либо передаче продукции безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется из средней цены реализации такой или аналогичной продукции, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка.

Сумма выручки от реализации основных фондов и иного имущества определяется предприятием на основании расчетов, представляемых в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

 

Третья часть - доходы (расходы) от внереализационных операций включают:

- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

- суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставный фонд предприятий учредителями;

- дивиденды, проценты и другие доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и её реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков.

В доходы внереализационных операций не включается стоимость:

- объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; приватизированных предприятий, передаваемых субъектам РФ и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям, организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, в состав которых входят предприятия; основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы;

- оборудования, безвозмездно полученными атомными электростанциями;

- основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами от других железных дорог;

- различных сооружений и объектов связи.

Суммы, внесенные в бюджет или во внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством РФ, в состав расходов внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Валовая прибыль, полученная в иностранной валюте, суммируется с валовой прибылью в рублях. При этом выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по текущему курсу рубля, котируемому ЦБ РФ, на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия. По предприятиям, осуществляющим экспортно-импортные товарообменные операции (в том числе на бартерной основе), выручка в валюте для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов.


13. доходы (расходы) от внереализационных операций включают:

- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

- суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставный фонд предприятий учредителями;

- дивиденды, проценты и другие доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и её реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков.

В доходы внереализационных операций не включается стоимость:

- объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; приватизированных предприятий, передаваемых субъектам РФ и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям, организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, в состав которых входят предприятия; основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы;

- оборудования, безвозмездно полученными атомными электростанциями;

- основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами от других железных дорог;

- различных сооружений и объектов связи.

Суммы, внесенные в бюджет или во внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством РФ, в состав расходов внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

  Внереализационными доходами являются:

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных организации убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

· курсовые разницы;

Курсовая разница – разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

· сумма дооценки активов;

В соответствии с ПБУ 6/01 коммерческая организация может на чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Сумма дооценки объекта основных средств в результате проведенной переоценки относится на увеличение добавочного капитала (Д 01 – К 83). Поскольку при принятии решения по переоценке по какой-либо группе однородных объектов основных средств они в последующем должны переоцениваться регулярно, поэтому сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве внереализационных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

· прочие внереализационные доходы.

Прочие поступления принимаются к бухгалтерскому учету в фактических суммах и зачисляются на счет прибылей и убытков организации по мере образования (выявления), кроме случаев, когда правилами бузгалтерского учета установлен другой порядок.

В состав прочих внереализационных доходов включаются стоимость имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации; суммовые разницы, возникающие в связи с погашением задолженностей по полученным кредитам, полученным (выданным) займам; суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток как безнадежной к получению и другие поступления.

При получении суммовой разницы по выданным беспроцентным займам в качестве внереализационного дохода возникает вопрос о включении полученной суммы в налоговую базу для исчисления НДС. По мнению автора, получение суммовой разницы по выданному займу неправомерно рассматривать как плату за предоставление займа. Кроме того, с 1 января 2001г. в соответствии с подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме отнесено к операциям, не подлежащим налогообложению.

 


14. Затраты, образующие себестоимость продукции и, следовательно, исключаемые из выручки от реализации для определения прибыли, могут быть сгруппированы следующим образом:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления во внебюджетные и социальные фонды;

- амортизация основных фондов (износ);

- прочие затраты.    

Материальные затраты включаются в себестоимость продукции в размере стоимости приобретенных и использованных материальных ресурсов по ценам их фактического приобретения, но без НДС. В качестве общего правила НДС, уплачиваемый предприятием при приобретении материальных ресурсов, в себестоимость их продукции не включается. Материальные ресурсы относятся на себестоимость продукции с учетом комиссионных расходов, уплачиваемых посредническим организациям, снабженческим и внешнеэкономическим фирмам, брокерских расходов и др. К материальным затратам относятся также уплаченные предприятием таможенные пошлины, плата за транспортировку, хранение и доставку приобретаемых материалов, если они осуществляются сторонними организациями. К материальным затратам относится также стоимость тары, упаковки, если они оплачены предприятием сверх стоимости материалов. Если же стоимость тары уже вошла в стоимость материалов, то вторично учитывать ее в затратах, конечно, не нужно. Но в обоих случаях вычитается стоимость тары и упаковки по цене из возможного использования (например, в качестве тарных материалов для изготовления тары для своей продукции).

Затраты на оплату труда являются в большинстве отраслей вторым по значимости элементом затрат на производство. В себестоимость продукции включаются затраты на оплату труда работников, участвующих в производстве продукции - работников аппарата управления основных, побочных, вспомогательных и подсобных цехов, снабженческо-бытовых служб, охраны и т.п. 

В состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, входят все выплаты работникам основного персонала по действующим на предприятии системам оплаты труда независимо от форм этих выплат (денежной или натуральной), все премии по действующим системным положениям за достигнутые производственные результаты, в т.ч. вознаграждения по итогам года, единовременные вознаграждения за выслугу лет, оплата отпусков и т.п. 

Тарифы страховых взносов на каждый предстоящий год определяются Федеральным законодательством, они являются едиными на всей территории РФ и дифференциации не подлежат.

В Пенсионный фонд РФ тарифы страховых взносов установлены:

Вторым по величине (из числа внебюджетных социальных фондов) является Фонд социального страхования РФ

К затратам по созданию страховых фондов, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) относятся:

- страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного);

- страхование имущества;

- страхование гражданской ответственности перевозчиков;

- страхование профессиональной ответственности;

- страхование от несчастных случаев и болезней;

- добровольное медицинское страхование.

Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ производят все работодатели- организации в размере 1,5% по отношению к начисленной сумме оплаты труда по всем основаниям, включая оплату выполнения работ по договорам подряда и поручения

Согласно Положения стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Ранее установленный порядок предусматривал под амортизацией (износом) процесс переноса стоимости объекетов основных средств на себестоимость продукции, работ и услуг либо на счета учета других источников. Из этого следует, что порядок распределения начисленных сумм амортизационных отчислений теперь находится в ведении организации и, следовательно, издержки производства могут быть не единственным источником ее образования. В соответствии с действующим порядком амортизация начисляется по объектам основных средств, к которым относятся материально-вещественные ценности, используемые при производстве продукции, работ и услуг и действующие в течение длительного периода времени, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Учет износа (амортизации), начисленного по объектам основных средств, ведется на счете 02 “Износ основных средств”.

В принципе в таком же порядке, как и по основным средствам (но с некоторыми особенностями), в себестоимость продукции, работ и услуг включается износ нематериальных активов. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности предприятий в течение длительного периода (более 1 года) и приносящим доход, относятся права, возникающие:

- из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты прав, на программы для ЭВМ, базы данных и другие;

- из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- из прав на ноу-хау и другие.

             Ряд расходов, обычно относимых к “Прочим затратам” рассмотрен выше (налоги и др.). Поэтому в данном подразделе имеются в виду расходы, относимые на себестоимость продукции, но специально не выделенные выше. К ним относятся, в частности, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения. По экономическому содержанию они близки к оплате труда, но по действующим нормативным документам в состав фонда оплаты труда не входят.

   В состав прочих затрат входит плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов, а также лизинговые платежи по операциям финансового лизинга, амортизация по нематериальным активам.

  Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду включаются в себестоимость продукции только за предельно допустимые выбросы (сбросы). Платежи за превышение предельно допустимых норм осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

    К прочим затратам относится оплата услуг связи, вычислительных центров, затраты на оплату услуг по сертификации продукции и др. В той мере, в какой прочие затраты связаны с теми или иными особенностями налогообложения прибыли, они были рассмотрены выше.

   Исключение из выручки от реализации продукции (работ, услуг) всех затрат на производство и реализацию этой продукции позволяет определить основную часть балансовой прибыли - прибыль от реализации продукции (работ, услуг).


15. Материальные затраты являются крупнейшей в большинстве отраслей преобладающей частью затрат на производство. Отрасли промышленности существенно различаются по уровню материалоемкости продукции. Соответственно колеблется доля материальных затрат в общей сумме затрат на производство: от 50-60% в отраслях топливно-энергетического и металлургического комплекса, до 80 % в легкой и 90 % в пищевой промышленности. Поэтому от достоверности учета материальных затрат во многом зависит правильность определения себестоимости продукции в целом.

При огромном разнообразии состава материальных затрат они все же могут быть сгруппированы по существенным признакам в 8 групп:

1) сырье и материалы; сюда относится стоимость материалов, которые входят в состав производимой продукции, образуя ее основу (металл, хлопок, пиломатериалы и пр.) или используются для обеспечения нормального технологического процесса, а также расходуемые на иные производственные и хозяйственные нужды;

2) покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся на данном предприятии дальнейшему монтажу, сборке, дополнительной обработке и т.п.;

3) топливо и энергия всех видов, приобретенные со стороны и расходуемые на технологические цели, на производственные и хозяйственные нужды предприятия;

4) запасные части для ремонта оборудования;

5) износ инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов лабораторного оборудования и других МБП, не относимых к основным фондам из-за непродолжительности срока службы (до 1 года) или относительно небольшой стоимости единицы (до 100 минимальных размеров оплаты труда);

6) работы и услуги производственного характера, выполняемые для предприятия сторонними организациями, другими предприятиями. К таким работам относятся выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, ремонт машин и оборудования и т.п.;

7) стоимость природного сырья, включая установленные за его использование налоги, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на рекультивацию земель, плата за древесину, отпускаемую на корню (лесной налог), плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитом норм;

8) потери от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.   

 Материальные затраты включаются в себестоимость продукции в размере стоимости приобретенных и использованных материальных ресурсов по ценам их фактического приобретения, но без НДС. В качестве общего правила НДС, уплачиваемый предприятием при приобретении материальных ресурсов, в себестоимость их продукции не включается. Материальные ресурсы относятся на себестоимость продукции с учетом комиссионных расходов, уплачиваемых посредническим организациям, снабженческим и внешнеэкономическим фирмам, брокерских расходов и др. К материальным затратам относятся также уплаченные предприятием таможенные пошлины, плата за транспортировку, хранение и доставку приобретаемых материалов, если они осуществляются сторонними организациями. К материальным затратам относится также стоимость тары, упаковки, если они оплачены предприятием сверх стоимости материалов. Если же стоимость тары уже вошла в стоимость материалов, то вторично учитывать ее в затратах, конечно, не нужно. Но в обоих случаях вычитается стоимость тары и упаковки по цене из возможного использования (например, в качестве тарных материалов для изготовления тары для своей продукции).

 

 


16.   Затраты на оплату труда, входящие в фонд, включают в себя следующие виды заработной платы и других видов начислений:

1. Основная заработная плата, т.е. начисления за фактически отработанное время. В зависимости от принятых на предприятии форм оплаты по труду в основном заработная плата начисляется:

а) при контрактной форме найма на работу в соответствии с условиями контракта;

б) при повременной форме оплаты - на основании данных табелей учета рабочего времени;

в) при сдельной форме оплаты - на основании табелей учета и нарядов или актов приема-сдачи выполненных работ;

г) на малых предприятиях - в соответствии с окладами, утвержденными в штатных расписаниях по организации и количеству фактической явки на работу (малым предприятиям разрешено не вести табельного учета рабочего времени);

д) оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия - по договору подряда, исходя из сметы на выполнение работ и платежных документов.

2. Дополнительная заработная плата, т.е. заработная плата за неотработанное, но оплачиваемое в соответствии с действующим законодательством РФ, время. К дополнительной зарплате относится заработная плата, которая начисляется на основании документов, подтверждающих право работника на оплату за неотработанное время. К таким выплатам относятся: оплата ежегодных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск; оплата льготных часов подростков; оплата учебных отпусков; оплата за период обучения работников, направленных на повышение квалификации, профессиональную подготовку или обучение другой профессии; оплата простоев не по вине работника; оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных, общественных обязанностей, на сельскохозяйственные и другие работы, работникам-донорам за дни обследования и сдачи крови; оплата за время вынужденного прогула; компенсации за неиспользованный отпуск. Большинство видов таких выплат, например, оплата ежегодных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск и др. уплачиваются исходя из среднего заработка работающего.

3. Единовременные премии и вознаграждения, носящие регулярный характер. К таким выплатам относятся: вознаграждения по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы). В себестоимость также включаются премии, носящие постоянный характер - квартальные и другие. По этим выплатам должны быть системные положения и соответствующие записи в учетной политике предприятия.

4. Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. К таким выплатам относятся: доплаты за работу в ночное время; оплата работы в выходные дни и праздники; оплата сверхурочной работы; выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда; доплаты работникам, постоянно занятым на подземных работах; оплата работникам за дни отгула, предоставленные в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени; доплаты за совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и другие.

5. В затраты по оплате по труду включаются стоимость и бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей питания, продуктов, жилья (или суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных услуг).

Важно обратить внимание на те выплаты, которые не включаются в себестоимость продукции:

- премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;

- материальная помощь работникам, подарки, беспроцентные ссуды на жилищное строительство, обзаведение домашним хозяйством, надбавки к пенсиям и единовременные выплаты уходящим на пенсию работникам;

- компенсация стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях, а также предоставление его по льготным ценам или бесплатно (кроме, конечно, предусмотренного законодательством бесплатного питания отдельной категории работников);

- оплата путевок в дома отдыха, экскурсии, путешествия и другие выплаты и затраты на нужды работников, производимые из чистой прибыли предприятия.

В условиях инфляции юридические лица в интересах своих работников повышают оплату труда (особенно это имеет место в коммерческих структурах). С целью ограничения расходов на заработки и сдерживания инфляции, а также получения дополнительных доходов для бюджета государство вводит обложение фонда оплаты труда. Все предприятия, независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли (в том числе и освобожденные от налога на прибыль), уплачивают налог на прибыль с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению сих нормируемой величиной - в федеральный бюджет по ставке 13%, а в бюджеты регионов - по ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Освобождены от уплаты налога на прибыль с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной только крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия при условии, если выручка от реализации ими сельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Нормируемая величина расходов на оплату труда работников предприятия ежегодно устанавливает высшей законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 1994 г. она определялась исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников, включаемой в себестоимость продукции (работ, услуг), но не выше шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной федеральным законодательством, и фактической среднесписочной численности работников. При этом в среднесписочную численность включаются работники, состоящие в штате, но выполняющие работы по договору Подряда и другим договорам гражданско-правового характера. В среднесписочную численность работников не включаются:

- женщины, находящиеся в отпуске по беременности или родам;

- женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

- студенты вузов, проходящие практику на предприятии;

- инвалиды войны и некоторые другие категории.

Среднесписочная численность работников предприятий определяется в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной плате рабочих и служащих на предприятиях.

Нормируемая величина расходов на оплату труда увеличивается на предусмотренные законодательством РФ следующие суммы:

- выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы, включая выплаты по районным коэффициентам за работу в особо трудных климатических условиях, а также надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

- стоимость коллективного питания, бесплатно предоставляемого членам экипажа морских и речных судов, диспетчерам и членам экипажа авиаотрядов, плавсоставу рыбопромыслового флота;

- стоимость выдаваемых бесплатно форменной одежды и обмундирования;

- выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями, независимо от форм собственности.

Итак, нормируемая величина расходов на оплату труда определяется для конкретного предприятия исходя из шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда, умноженной на количество месяцев в отчетном периоде (квартал, полугодие, год) и на фактическую среднесписочную численность работников данного предприятия. Все фактические расходы на оплату труда, рассчитанные из среднемесячной оплаты труда работников, включаемой в себестоимость продукции, превышающую установленную норму, подлежат обложению налогом на прибыль по действующим ставкам.

После расчета каждой составной части валовой прибыли и определения превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с установленным нормативом, юридической лицо подсчитывает общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению.

17. Министерство финансов России ввело в действие с 01.01.98г. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств”, утвержденное приказом МФ РФ от03.09.97г. N 65 н, которым для организаций установлен новый порядок начисления амортизации по объектам основных средств. До этого Положения начисление амортизации производилось в форме износа (как это было предусмотрено Планом счетов бухгалтерского учета в редакции Приказа Министерства финансов России от 28.12.94г. N 173) в порядке, установленном государством.

Согласно Положения стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Ранее установленный порядок предусматривал под амортизацией (износом) процесс переноса стоимости объекетов основных средств на себестоимость продукции, работ и услуг либо на счета учета других источников. Из этого следует, что порядок распределения начисленных сумм амортизационных отчислений теперь находится в ведении организации и, следовательно, издержки производства могут быть не единственным источником ее образования. В соответствии с действующим порядком амортизация начисляется по объектам основных средств, к которым относятся материально-вещественные ценности, используемые при производстве продукции, работ и услуг и действующие в течение длительного периода времени, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Учет износа (амортизации), начисленного по объектам основных средств, ведется на счете 02 “Износ основных средств”.

В принципе в таком же порядке, как и по основным средствам (но с некоторыми особенностями), в себестоимость продукции, работ и услуг включается износ нематериальных активов. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности предприятий в течение длительного периода (более 1 года) и приносящим доход, относятся права, возникающие:

- из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты прав, на программы для ЭВМ, базы данных и другие;

- из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- из прав на ноу-хау и другие.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы. В состав н


<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: