Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

«Первоочередность закрепления от­ветственности органов и должностных лиц муниципального управ­ления перед населением основана на сущности местного само­управления как формы народовластия»[3]. Основу этой ответственности составляют нормы конститу­ционного права, предусматривающие ответственность органов и должностных лиц перед населением — основным субъектом властных отношений на территории муниципального образования. Поэтому санкции при реализации данного института ответст­венности перед населением носят конституционно-правовой характер.

Федеральный закон устанавливает основание для ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением — утрата доверия.Порядок и условия такой ответственности оп­ределяются уставом муниципального образования, а формой от­ветственности является отзыв депутата представительного орга­на или выборного должностного лица местного самоуправления населением.

Возможность отзыва тех или иных должностных лиц предусмат­ривается уставами муниципальных образований. Однако поря­док отзыва регулируется, прежде всего, законами субъектов Рос­сийской Федерации. Таким образом, Конституционным Судом Российской Феде­рации подтверждено правомочие субъектов Российской Федера­ции самостоятельно решать вопрос о действии на его террито­рии института отзыва депутата, других выборных должностных лиц местного самоуправления.

Процедура отзывав целом следующая. Сначала вносится предложение о проведении голосования по отзыву. Оно обычно может вноситься группой граждан в петиционном порядке. Иногда предусматривается внесение предложения избирательным объединением (избирательным блоком), однако оно также долж­но собирать подписи в поддержку инициативы.

Предложение граждан о проведении голосования по отзыву де­путата утверждается на собрании инициативнойгруппы граждан, имеющих право участвовать в голосовании, по отзыву депутата. Ус­танавливаются требования к численности такой инициативной группы (обычно — 10 человек). Протокол собрания инициативной группы и его копия, заверенная ее уполномоченным представите­лем, в определенный срок после проведения собрания направля­ются в представительныйорган местного самоуправления. Пред­ложение регистрируется, после чего уполномоченному представи­телю инициативной группы выдается свидетельство о приеме до­кументов. В некоторых субъектах Российской Федерации такой предварительнойрегистрации не требуется — инициативная груп­па может сама начать сбор подписей. После этого проводится сбор подписей, (сбор подписей проводится так же, как на выборах). Ус­танавливаются сроки сбора подписей под предложением о прове­дении голосования по отзыву (обычно не более 30 дней со дня вы­дачи свидетельства о приеме документов представительным орга­ном местною самоуправления). Подписи, собранные после исте­чения указанного срока, недействительны.

По окончании сбора подписей итоговый протокол сбора вме­сте с заполненными подписными листами направляется в предста­вительный орган местного самоуправления. При условии соответ­ствия порядка сбора подписей граждан под предложением о про­ведении голосования по отзыву, а также оснований отзыва требованиям закона, представительный орган местного самоуправления обязан принять решение о назначении голосования об отзыве де­путата и определить дату проведения голосования. Решение о на­значении голосования об отзыве депутата публикуется в местных печатных средствах массовой информации.

Далее механизм практически такой же, как на выборах: созда­ются участки для голосования, формируется система комиссий по проведению голосования по отзыву (либо такой статус приобрета­ют постоянно действующие избирательные комиссии), уточняются списки избирателей, проводится агитация в связи с голосованием по отзыву депутата, далее — собственно голосование и подведение его итогов. Особенностью регулирования стадии агитации обычно является установление гарантий для отзываемого должностного лица — ему оказывается содействие в проведении собраний, пре­дусматривается его право иметь доверенных лиц. Сама процедура отзыва должна обеспечивать возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве ос­нования для отзыва, а избирателям — проводить агитацию (в неко­торых субъектах Российской Федерации предусматривается даже присутствие соответствующего должностного лица на собрании инициативной группы по инициированию отзыва).

«Практика отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, по сути, является отменой решения предшествующих демократических выборов. Поэтому к такой процедуре следует прибегать только в крайних случаях»[4].

В уставе муниципального образования могут быть закрепле­ны основания и виды ответственности иных органов и должно­стных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту или по решению выборного органа или должностного липа местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением непосредствен­но, а перед органом или должностным лицом, которым населе­ние управомочило представлять и защищать свои интересы.

Устав муниципального образования может также содержать различные формы контроля со стороны населения за деятельно­стью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наи­более распространенной формой такого контроля являются отче­ты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Как правило, отчеты публикуются в местной печати. В небольших муниципальных образованиях целесообразнее за­слушивать отчеты на собраниях (сходах) граждан.

Таким образом, ответственность соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным насе­лением в значительной мере является конституционно-правовой, поскольку речь идет об ответственности органов и должностных лиц, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: