На первом этапе игры взрослый вместе с ребенком определяют пространственные признаки шестиклеточного игрового поля (в случае затруднений рекомендуем перейти к дополнительному упражнению «Молчаливая страница»).
Здесь же взрослый предлагает ребенку познакомиться с набором пуговиц. Для этого он предлагает ему рассмотреть один набор пуговиц: «Скажи, чем все эти пуговицы отличаются друг от друга?» Как правило, дети чаще всего в первую очередь отмечают различия в цвете. «Давай разложим эти пуговицы по цветам», — предлагает педагог. Затем все пуговицы перемешиваются. «А чем еще они различаются? — вновь спрашивает психолог. — Да, они разные по размерам. Давай разложим их на большие, средние и маленькие». Далее психолог снова задает вопрос о различии пуговиц. И так до тех пор, пока ребенок называет разные признаки разделения пуговиц на группы. Если ребенок затрудняется, психолог выкладывает перед ним две пуговицы, имеющие явные различия (например, по количеству дырочек для пришивания), и предлагает ребенку найти это различие, а затем разложить пуговицы по вновь выделенному признаку.
Собственно игра начинается на втором этапе. На занятии «Где какая пуговица» взрослый выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Ребенок должен запомнить их расположение. Затем взрослый накрывает листом бумаги игровое поле, а школьник, выбрав из своего набора такие же, как у него, пуговицы, расставляет их соответствующим образом на своем игровом поле. Далее он сверяет выполненное им задание с образцом.
Рис. Вариант схемы-задания (А) и контрольная карточка (Б) к занятию «Потерявшиеся пуговицы. Поможем портнихе»
На этом же этапе игры ведущий обучает ребенка приемам эффективного запоминания (занятие «Куда и как пришить пуговицы»): взять пуговицу в руки, рассмотреть ее, описать вслух ее особенности, место ее расположения на поле (например, «красную большую круглую пуговицу пришиваем в правый верхний квадрат» и т.п.).
На следующем занятии вводятся временное ограничение и дополнительное условие: описывать пуговицу, ее местоположение про себя.
В зависимости от успешности освоения ребенком игровых действий используются девяти-, двенадцатиклеточные поля, увеличивается количество пуговиц (4 — 5 штук).
На третьем этапе (занятие «Пришиваем пуговицы вместе») возможны следующие варианты:
- ребенок выступает в роли ведущего, взрослый — его партнера по игре;
- ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с игровым полем, с правилами игры, проводит ее);
- играют два ребенка, одинаково знакомые с правилами игры.
В этом случае задания усложняются: увеличивается игровое поле (двенадцатиклеточное), количество пуговиц (4 —5 и больше).
На четвертом этапе игры (занятие «Потерявшиеся пуговицы. Поможем портнихе») взрослый дает ребенку игровое поле и схему-задание (рис. 4, А): «Давай поможем рассеянной портнихе. Она получила заказ и забыла, какие пуговицы куда надо пришить. Хорошо, что остался рисунок-схема. Посмотри внимательно на него и попробуй найти место для каждой пуговицы».
Ребенок должен выбрать из своего набора пуговицы соответствующего цвета и расставить их на своем игровом поле в порядке, обозначенном на схеме.
Затем взрослый предлагает ребенку самому составить подобную схему. На поле выставляются пуговицы, ребенок запоминает их местоположение. Затем пуговицы убираются, и он заполняет контрольную карточку (рис. 4, Б), закрашивая необходимые квадраты соответствующим цветом (занятие «Потерявшиеся пуговицы. Подсказка для памяти»).
На этом этапе возможна игра в паре со сверстником — как знакомым с правилами игры, так и не имеющим игрового опыта.
Шкала роста «Сила памяти» состоит из набора карточек, обозначающих шести-, девяти-, двенадцатиклеточные поля (в зависимости от возможностей ребенка на каждом занятии выбирается карточка соответствующей сложности), и набора разноцветных фишек-пуговиц, обозначающих соответствующий объем памяти на каждом занятии (рис. 5, 6).
Количество клеток на карточке шкалы роста соотносится с вариантом игрового поля, использовавшегося на занятии. В конце каждого занятия ребенок выбирает фишку-пуговицу с соответствующим количеством цветов (в зависимости от того, сколько пуговиц он запомнил безошибочно).
Смысл игры для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном и реальном пространстве, правильном и успешном запоминании цвета и места пуговиц, увеличении объема памяти, соревновательном режиме.