Этапы проведения игры

На первом этапе игры взрослый вместе с ребенком опре­деляют пространственные признаки шестиклеточного игрового поля (в случае затруднений рекомендуем перейти к дополнитель­ному упражнению «Молчаливая страница»).

Здесь же взрослый предлагает ребенку познакомиться с набо­ром пуговиц. Для этого он предлагает ему рассмотреть один набор пуговиц: «Скажи, чем все эти пуговицы отличаются друг от дру­га?» Как правило, дети чаще всего в первую очередь отмечают различия в цвете. «Давай разложим эти пуговицы по цветам», — предлагает педагог. Затем все пуговицы перемешиваются. «А чем еще они различаются? — вновь спрашивает психолог. — Да, они разные по размерам. Давай разложим их на большие, средние и маленькие». Далее психолог снова задает вопрос о различии пуго­виц. И так до тех пор, пока ребенок называет разные признаки разделения пуговиц на группы. Если ребенок затрудняется, пси­холог выкладывает перед ним две пуговицы, имеющие явные раз­личия (например, по количеству дырочек для пришивания), и предлагает ребенку найти это различие, а затем разложить пуго­вицы по вновь выделенному признаку.

Собственно игра начинается на втором этапе. На занятии «Где какая пуговица» взрослый выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Ребенок должен запомнить их расположение. Затем взрослый накрывает листом бумаги игро­вое поле, а школьник, выбрав из своего набора такие же, как у него, пуговицы, расставляет их соответствующим образом на сво­ем игровом поле. Далее он сверяет выполненное им задание с образцом.

 

Рис. Вариант схемы-задания (А) и контрольная карточка (Б) к занятию «Потерявшиеся пуговицы. Поможем портнихе»

На этом же этапе игры ведущий обучает ребенка приемам эф­фективного запоминания (занятие «Куда и как пришить пугови­цы»): взять пуговицу в руки, рассмотреть ее, описать вслух ее осо­бенности, место ее расположения на поле (например, «красную большую круглую пуговицу пришиваем в правый верхний квад­рат» и т.п.).

На следующем занятии вводятся временное ограничение и до­полнительное условие: описывать пуговицу, ее местоположение про себя.

В зависимости от успешности освоения ребенком игровых дей­ствий используются девяти-, двенадцатиклеточные поля, увели­чивается количество пуговиц (4 — 5 штук).

На третьем этапе (занятие «Пришиваем пуговицы вмес­те») возможны следующие варианты:

- ребенок выступает в роли ведущего, взрослый — его партне­ра по игре;

- ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с игровым полем, с правилами игры, проводит ее);

- играют два ребенка, одинаково знакомые с правилами игры.
В этом случае задания усложняются: увеличивается игровое поле (двенадцатиклеточное), количество пуговиц (4 —5 и больше).

На четвертом этапе игры (занятие «Потерявшиеся пу­говицы. Поможем портнихе») взрослый дает ребенку игровое поле и схему-задание (рис. 4, А): «Давай поможем рассеянной портни­хе. Она получила заказ и забыла, какие пуговицы куда надо при­шить. Хорошо, что остался рисунок-схема. Посмотри внимательно на него и попробуй найти место для каждой пуговицы».

Ребенок должен выбрать из своего набора пуговицы соответ­ствующего цвета и расставить их на своем игровом поле в поряд­ке, обозначенном на схеме.

Затем взрослый предлагает ребенку самому составить подоб­ную схему. На поле выставляются пуговицы, ребенок запоминает их местоположение. Затем пуговицы убираются, и он заполняет контрольную карточку (рис. 4, Б), закрашивая необходимые квад­раты соответствующим цветом (занятие «Потерявшиеся пугови­цы. Подсказка для памяти»).

На этом этапе возможна игра в паре со сверстником — как знакомым с правилами игры, так и не имеющим игрового опыта.

Шкала роста «Сила памяти» состоит из набора карточек, обо­значающих шести-, девяти-, двенадцатиклеточные поля (в зависимости от возможностей ребенка на каждом занятии выбирается карточка соответствующей сложности), и набора разноцветных фишек-пуговиц, обозначающих соответствующий объем памяти на каждом занятии (рис. 5, 6).

Количество клеток на карточке шкалы роста соотносится с вариантом игрового поля, использовавшего­ся на занятии. В конце каждого занятия ребенок выбирает фишку-пуговицу с соответствующим количеством цветов (в зависимости от того, сколько пуговиц он запомнил безошибочно).

Смысл игры для ребенка проявляется в безошибочной ориен­тации в условном и реальном пространстве, правильном и успеш­ном запоминании цвета и места пуговиц, увеличении объема па­мяти, соревновательном режиме.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: