Налоговая проверка-проверка, осуществляется органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан.
Налоговая проверка является основным способом контроля государства за деятельностью налогоплательщика.
Налоговой проверке подлежат все налогоплательщики, без каких либо исключений.
Налоговым кодексом четко установлено, что органы налоговой службы могут начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет в течение пяти лет после окончания налогового периода.
Налоговым кодексом строго определены виды налоговых проверок, к которым относятся:
2- документальные проверки
3- рейдовые проверки
4- хронометражные обследования
Налоговые проверки производятся для установления достоверности отчетных данных, обеспечения правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Тематическая проверка- проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налогов и других обязательных платежей в бюджет, которая осуществляется не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же налога и других обязательных платежей в бюджет.
Пример:
Проверяется декларация по налогу на транспортные средства. В декларации включены транспортные средства, которые облагаются налогом на транспорт. Тематической проверкой установлено, что по 3 транспортным средствам это ГАЗ 53, грузоподъемностью до 5 тонн ставка налога 12 МРП, налоговые ставки применены не верно, в результате чего доначислен налог на транспорт в сумме 27900 т.т.
Налогоплательщику направлено уведомление по исполнению налогового обязательства согласно ст. 31 Налогового Кодекса Республики Казахстан.
В соответствие со ст.219 Налогового Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" за невыполнение законных требований органов налоговой службы налогоплательщику предъявлен административный штраф.
Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения налогоплательщику предписания. Проверка начинается только после предъявления должностными лицами, осуществляющими проверку, своих служебных удостоверений.
В период осуществления налоговых проверок не допускается внесения налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого налогового периода. По завершению налоговой проверки, должностным лицом органа налоговой службы, составляется акт налоговой проверки.
Документальная проверка проводится на основание результатов камерального контроля, данных уполномоченных по учету объектов налогообложения и объектов связанных с налогообложением и данных других форм налогового контроля. Документальная проверка проводится в отношение налогоплательщика по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты и других обязательных платежей в бюджет.
Одной из основных форм контрольной работы налоговых органов является проверка деклараций, бухгалтерских отчетов и балансов предприятий и организаций. Целью проверки является установление достоверности определения дохода и вычетов, выполнение обязательств перед бюджетом, оценка состояния платежной дисциплины, соблюдения законности в исчислении и взимании платежей в бюджет. Следует проверить по всем ли налогам подлежащим уплате произведены начисления в соответствие с инструкциями. При проверке следует иметь в виду наличие хозяйствующих субъектов и иных организаций утвержденной учетной политики, базой для ее формирования являются стандарты бухгалтерского учета, которые допускают альтернативные способы отражения хозяйственных операций, активов, собственного капитала, обязательств, результатов деятельности и пр.
Рассмотрим порядок проверки начисления и уплаты в бюджет основных видов налогов и обязательных платежей.
Проверка проведена на предприятии ТОО " Ольгино".
Основной вид деятельности- производство и реализация продукции сельского хозяйства.
Имеет основные средства и земли сельхозназначения.
Проверка правильности исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц (корпоративный подоходный налог)
Налогоплательщиком не представлена декларация о СГД за 2000 год.
Проверка первичных документов, встречные проверки, данные о движении денежных средств на расчетных счетах показали, что предприятие имело доход от реализации в сумме 513.5т.т. Других доходов подлежащих налогообложению налоговой проверкой не установлено. Затраты на реализованную продукцию определены на основание главной книги и первичных документов, которые составили 172.6т.т. Согласно акта сверки платежи в бюджет не вносились. Таким образом, на основание вышеуказанных фактов, определен налогооблагаемый доход в сумме 340.9т.т. Ставка налога 30%, доначислено подоходного налога с юридических лиц в сумме 102.3т.т. (340.9т.т.*30%). Согласно налогового законодательства к скрытой сумме дохода применены соответствующие штрафные санкции.
Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет подоходного налога у источника выплаты (индивидуальный подоходный налог).
ТОО "Ольгино" за 2000 год представлены расчеты по исчислению и уплате в бюджет подоходного налога у источника выплаты, которые согласно налогового законодательства представляются ежемесячно.
Среднесписочная численность работников в 2000 году составляет 45 человек, которым начисляется заработная плата. Среднемесячная заработная плата составила 2600 тенге.
Правильность исчисления индивидуального подоходного налога проверяется на основание трудовых книжек работников, приказов о принятие на работу, штатных расписаний и расчетно-платежных ведомостей по начислению заработной платы и учредительных документов в части распределения дохода. Проверкой установлено, что удержание налога производилось в соответствие со статьями "Закона о налогах".
Средняя заработная плата 1 работника 2600 тенге. Среднемесячный доход на 1 работника за исключением 1МРП – 775 тенге и льготы на иждивенцев на основание справок, составил 83,5т.т. Среднегодовой ФОП составил 1002,0 т.т. Исчислено подоходного налога у источника выплаты 50,1 т.т. (1002,0*5%). Участников ВОВ и приравненных к ним на предприятие нет.
Проверка полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.
Декларацию по НДС предприятие представляет в налоговый комитет
1 раз в квартал. Декларации по НДС за 2000 год ТОО "Ольгино" не представлялись. На основании уже установленного ранее дохода от реализованной продукции определен в сумме 513.5 т.т, где облагаемый НДС оборот составит 431.5т.т. из них по ставке 10 % - 19,0 т.т. и по ставке 20 % - 412,5%. Освобожденный от НДС – 82,0 т.т.
Ставка НДС на товары определенные приказом председателя НК МФ РК от10.07.98 года №26 10% и на остальные товары 20%. Исходя из выше изложенного, и на основание документов НДС от облагаемого оборота составил 84,4 т.т. (19,0т.т.*10%=1,9т.т) и (412,5т.т.*20%=82,5 т.т.). За приобретенные товары, работы и услуги, на основание имеющихся счет –фактур ТОО "Ольгино" имеет право на зачет по НДС. Так за 2000год ТОО "Ольгино" приобрело товаров на сумму 172,6т.т. где НДС по ставкам, определенным законодательством составил 26,4 т.т.. (155,8т.т*10% =15,6) и (16,8т.т.*20% =3,4). За 1 и 2 квартал 2001 года ТОО "Ольгино" представлены декларации по НДС в установленные сроки. Облагаемый оборот составил 5209,2т.т. из них по ставке 10% -809,7 т.т. и по ставке 20% -4399,6 т.т. Проверкой установлено, что по представленным счет- фактурам, накладным на отгрузку товаров оборот по реализации составил 3766,6 т.т. из них по ставке 10%- 15,2 т.т.. и по ставке20%-3556,5 т.т. и освобожденный оборот от НДС 195,0 т.т. это аренда зданий, который освобожден от НДС на основании статьи 156 Закона «О Налогах и других обязательных платежах в бюджет».
НДС по данным предприятия определен в сумме 960,9т.т из них по ставке 10% - 81,1 т.т. (809,7*10%), по ставке 20% - 879,9 т.т. (4399,6*20%).
По данным проверки НДС, подлежащий уплате в бюджет составил 712,8 т.т. из них по ставке 10% - 1,5т.т (15,2*10%) и по ставке 20% - 711,3 т.т. (3556,5*20%).
По данным предприятия приобретено товаров, оказано работ и услуг на сумму 4349,9 т.т., из них по ставке 10% 732,7 т.т. и по ставке 20% - 3617,2т.т., где НДС, подлежащий зачету определен в сумме 796,7 т.т. из них по ставке 10% - 73,3 т.т. (732,7*10%) и по ставке 20% 723,4 т.т. (3617,2т.т.*20%)
Произведенной проверкой установлено, что приобретено товаров, работ и услуг, по которым положен зачет, на сумму 1384 т.т. из них по ставке 20% 1384,4 т.т.
Искажение отчетности произошло в результате того, что в нарушение ст. 57 п. 1п/п 1, ст.63 п. 3 Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет в оборот относимый в зачет по НДС включены накладные без налоговых счетов - фактур в сумме 2965,5 т.т., по которому зачет по НДС не положен.
НДС относимый в зачет, по приобретенным товарам, произведенный проверкой определен в сумме 321,9 т.т. (1384,4*20%).
В результате вышеизложенного, сумма НДС, относимая в зачет уменьшена на 474,8 т.т. (796,7 т.т. – 321,9 т.т.).
По всем изложенным фактам, за 1 и 2 квартал 2001года доначислено НДС в сумме 297,6 т.т. (расчет прилагается).
Проверка полноты расчетов с бюджетом по акцизам.
Произведена проверка наличия договоров, сертификатов, лицензий, накладных и прочих платежных документов. По данным проверки объектов обложения акцизом не установлено.
Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет земельного налога с юридических лиц.
Произведенной проверкой установлено, что предприятие, что предприятие имеет многосторонний договор на аренду земельных долей. Сумма арендной платы за одну земельную долю составляет 500 тенге, ТОО "Ольгино" имеет 52 земельные доли. Арендная плата в год составляет 26.0т.т.ТОО "Ольгино" так же имеет земли в населенном пункте, занятые строениями и сооружениями в количестве 33278 кв. м, где по ставке,0,386 тенге за 1 кв. м начислено земельного налога в сумме 12845 тенге. Проверкой расхождения не установлено.
Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество с юридических лиц.
Налог на имущество юридических лиц начисляется исходя из среднегодовой остаточной стоимости объектов обложения определяемой по данным бухгалтерского учета, в соответствие со статьей 354 налогового кодекса. ТОО "Ольгино" по имеющимся бухгалтерским документам имело налогооблагаемую базу для исчисления налога на имущество, однако декларация по налогу на имущество в налоговый комитет не представлена.
ТОО "Ольгино" на 01.01.2001 года имело основных и оборотных средств на сумму 4912.4т.т., которые были приобретены в 1999 году. В течение года основных средств не приобреталось и не убывало, амортизация на основные средства не начислялась. Следовательно базой для исчисления являются основные средства и внеоборотные активы в сумме 4912.4 т.т.- в том числе здание коровник контора в сумме 4912.4 т.т. Ставка налога на имущество в соответствие со ст. 355 Налогового Кодекса составляет 1% от остаточной стоимости. Доначислено налога на имущество в сумме 49.1 т.т. (4912.4 * 1%). За сокрытие налогооблагаемого дохода предъявлены штрафные санкции согласно налогового кодекса.
Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на транспортные средства.
Правильность исчисления в декларации по налогу с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов – налога на транспортные средства проверяется на основание главной книги, учетных регистров по аналитическому чету основных средств и технических паспортов автотранспортных средств на балансе ТОО "Ольгино" числится две автомашины КАМАЗ, грузоподъемностью больше 5 тонн. Декларации по налогу на транспортные средства не представлена. В соответствие со ст. "Закона о налогах" ставка налога на грузовой транспорт грузоподъемностью свыше 5 тонн – 15МРП, где месячный расчетных показатель составляет 775 тенге. Доначислено налога на транспортные средства в сумме 23.3 т т (775*15*2).
Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет социального налога.
Объектом обложения социального налога является фонд оплаты труда, в бухгалтерском учете размер фонда оплаты труда отражается по кредиту счета 681 "расчеты с персоналом по оплате труда." Проверяется социальный налог по основным первичны документа: табель учета рабочего времени, наряд на сдельную работу, договора, контракты, трудовые соглашения с визой руководителя о выплате, приказы и пр. В ТОО "Ольгино " численность работников составляет 45 человек. Среднемесячный фонд оплаты труда составляет 118.3 т.т. Социальный налог исчисляется до удержания соответствующих налогов, независимо от источника финансирования. За 2000 год начислено фонда заработной платы в сумме 1421.2 т.т., начислено социального налога в размере 21% согласно статье 317 налогового кодекса в сумме 298.4 т.т. Накопительный фонд в размере 10% от ФОТ исчислен на основание ст. 144 налогового кодекса.
Проверкой заниженного ФОТ для исчисления социального налога не установлено. Сумма уплаченного налога относится на вычеты.
Исходя из вышеизложенного по результатам проверки доначислено налогов и предъявлено штрафных санкций в сумме 851.4 т.т. в том числе
доначислено | штраф | пеня | |
Подоходный налог с юридических лиц | 102.3 | 61.4 | 8.4 |
НДС | 355.6 | 183.6 | 18.3 |
Налог на имущество | 49.1 | 29.5 | 4.0 |
Налог на транспорт | 23.3 | 24,0 | 1.9 |
Итого | 530.3 | 288.5 | 32.6 |
В соответствие с правами и полномочиями налоговой службы, предъявленными Законом РК " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24.05.1995 года налогоплательщику вручено уведомление о требованиях налоговой службы по уплате налоговых санкций согласно акта документальной проверки.
Заключение
Экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Особенность реформирования экономики в Казахстане такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.
Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. - второй, создание новой налоговой системы, 2002 г. –вступает в силу новый налоговый кодекс.
На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс закладывающий базовую основу новой системы.
Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:
4) Упрощение, устранение противоречий;
5) Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан;
Предполагалось сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д.. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданию Правительства республики, Минфина и других государственных структур было разработано несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.
Налоговые отношения укрепились практикой. В Казахстане действует новый Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24.04.1995 года 2235 (с и изменениями и дополнениями).
2. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "О налогах и др. обязательных платежах в бюджет"/ Казахстанская правда - 1997 г. - 10 января.
3. Закон РК от 18 июля 1996 г. "Об обязательном страховании".
4. Абдулкадыров Шамиль. От налога, как от судьбы // Ковчег - 28 ноября - 1996 г.
5. Амрекулов Н. "Концепция единого обложения" Транзитная экономика Алматы: 2000
6. Бюллетень бухгалтера, 20, май 2005г.
7. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 1995-6
8. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета - 1996 г. - 17 июля.
9. Байдусенов А.Д. "Налоговая система Казахстана", Финансы Казахстана Каржы-каражат Алматы: 2001
10. Вестник налоговой службы Республики Казахстан 5, май 2007год
11. Вестник Налоговой службы Республики Казахстан, 4, апрель 2005год
12. Вестник Налоговой службы Республики Казахстан, 13, декабрь 2002 год
13. Вестник Налоговой службы Республики Казахстан, 5, май 2005
14. Газета "Деловая неделя", от 13.10.2000г. Жибек Кашкеева
15. Дуканич Л. В. "Налоги и налогообложение". Ростов-на-Дону. Феникс. 2000 г.
16. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана - 1996 - 4.
17. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда - 1996 - 9 июля.
18. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь - 1995 - 3-4.
19. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь - 1995 -3-4.
20. Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995.
21. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г.
22. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: "Каржы Каражат", 1996 г.
23. Мельников В.Д.,Ильясов К.К. "Финансы",Алматы: 1997
24. Материалы семинаров: Актуальные вопросы коммерческого законодательства в РК и практика его применения.
25. "Налоги" по редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г.
26. Нурсеитов Э.Комментарии к изменениям в закон Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 3 мая 2001 года, 183-11, Алматы: 2001
27. Налоговый консультант, 1, январь 1999г.
28. Налоговый консультант, 1,март 1999г.
29. Налоговая отчетность часть 2 www.takz.kz
30. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко - 1995 1.
31. Прохоров Е. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 1997 г.
32. Сабиров И. Уты. Налоговый кодекс: не лучше ли его доработать? [Проект] // Экспресс - 1995 - 28 марта.
33. Худяков А. И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г.
34. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г.
35. Худяков А.И.,Бродский Г.М. Теория налогообложения, Алматы, 2002
36. Федосеев В.М. Налоги в экономике современного капитализма. Киев. Высшая школа.
37. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 1999 г.
38. Вестник МГД Республики Казахстан 5 2000 г.
39. Основы государства и права Республики Казахстан. 1997 год.
40. Журнал " Финансы и кредит" 11 1999 год.