О экологического образования

Различные прогнозы дают человечеству на осмысление и преобразование довольно короткий срок. Уже максимум че­рез 50 лет сегодняшние дети столкнутся с энергетическим кризисом, ощутят темпы загрязнения и деградации окружающей среды и т.д.

В России был взят курс на экологизацию образования. Эта миссия возложена на преподавателей географии, би­ологии, учителей начальных классов, воспитателей дошколь­ных учреждений. Выделяются направления, способствующие привитию любви к природе посредством детализации отдельных разделов в учебных дисциплинах:

- валеологии, дающей знания о способах выживания в

условиях ухудшающейся окружающей среды;

- экологии, как предмета, изучаемого с позиций

Природопользования;

- естествознания - предмета, призванного формиро­вать мировоззрение и позволяющем обозначить мес­то человека в этом мире.

Под экологическим образованием понимается непре­рывный процесс обучения, воспитания и развития общей эко­логической культуры и ответственности каждого жителя планеты. Это довольно сложная задача и она должна стать пред­метом исследования педагогики и психологии, так как одни знания и любовь к природе еще не являются решением возник­ших проблем. Без коренной переоценки современных представ­лений о самом себе и кардинального пересмотра нынешних ценностей человечество не сможет выбраться из тупика.

Уже сейчас становится ясно, что необходимо:

- формировать чувство личной ответственности каждого за судьбу своей страны, родного края, близких людей и сопричастности к про­исходящему;

- прививать чувство любви к малой родине, стране в целом и интерес к истории своего народа и собственных корней. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед буду­щими поколениями;

- Формировать активную жизненную позицию: стремление к созиданию, преобразованию ок­ружающей среды, начиная с класса, школы, двора, парка, озера и т.д.;

- воспитывать миротворчество, интернациона­лизм, развивать навыки сотрудничества и бесконфликтного общения;

- умение организовывать интересно досуг; 

   - формировать правовую культуру.                                                                                                                                                                     

Сложнее дело обстоит с переосмыслением ценностей. Человечество сумело подчинить своей власти всю окружающую среду и единственным фактором отбора стало соревнование человека с человеком. Большинство воспринимают как цен­ность лишь то, что позволяет перегнать своих собратьев. Со­ревнование, вызывающее страх отстать в беге наперегонки, принять неверное решение, разориться. Паническая спешка ли­шает способности размышлять о своей роли в этом мире, а деньги, вещи и умственные способности стали основными цен­ностными ориентирами. Общество потребителей, выбрасывающих едва взятые вещи ради покупки новых, к чему призывает рек­лама, не укладываются в рамки надвигающегося экологического кризиса.

Человек XXI должен быть ориентирован на духовные ценности, быть разумным потребителем природных ресурсов, стремиться к использованию экологически чистых источников энергии, к созиданию и миру. Соблюдение моральных требова­ний, связанных с отношением к природе, предполагает разви­тую убежденность, а не страх за возможное наказание или осуждение со стороны окружающих.

Таким образом, решение поставленных задач должно возлагаться на весь коллектив любого образовательного уч­реждения и предполагает повышение уровня экологических знаний у педагогов, а это в свою очередь требует перео­смысления целей всей системы образования. Короткий срок, отведенный нам природой, уже не оставляет времени на размышле­ния.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: