Различные прогнозы дают человечеству на осмысление и преобразование довольно короткий срок. Уже максимум через 50 лет сегодняшние дети столкнутся с энергетическим кризисом, ощутят темпы загрязнения и деградации окружающей среды и т.д.
В России был взят курс на экологизацию образования. Эта миссия возложена на преподавателей географии, биологии, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений. Выделяются направления, способствующие привитию любви к природе посредством детализации отдельных разделов в учебных дисциплинах:
- валеологии, дающей знания о способах выживания в
условиях ухудшающейся окружающей среды;
- экологии, как предмета, изучаемого с позиций
Природопользования;
- естествознания - предмета, призванного формировать мировоззрение и позволяющем обозначить место человека в этом мире.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития общей экологической культуры и ответственности каждого жителя планеты. Это довольно сложная задача и она должна стать предметом исследования педагогики и психологии, так как одни знания и любовь к природе еще не являются решением возникших проблем. Без коренной переоценки современных представлений о самом себе и кардинального пересмотра нынешних ценностей человечество не сможет выбраться из тупика.
Уже сейчас становится ясно, что необходимо:
- формировать чувство личной ответственности каждого за судьбу своей страны, родного края, близких людей и сопричастности к происходящему;
- прививать чувство любви к малой родине, стране в целом и интерес к истории своего народа и собственных корней. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед будущими поколениями;
- Формировать активную жизненную позицию: стремление к созиданию, преобразованию окружающей среды, начиная с класса, школы, двора, парка, озера и т.д.;
- воспитывать миротворчество, интернационализм, развивать навыки сотрудничества и бесконфликтного общения;
- умение организовывать интересно досуг;
- формировать правовую культуру.
Сложнее дело обстоит с переосмыслением ценностей. Человечество сумело подчинить своей власти всю окружающую среду и единственным фактором отбора стало соревнование человека с человеком. Большинство воспринимают как ценность лишь то, что позволяет перегнать своих собратьев. Соревнование, вызывающее страх отстать в беге наперегонки, принять неверное решение, разориться. Паническая спешка лишает способности размышлять о своей роли в этом мире, а деньги, вещи и умственные способности стали основными ценностными ориентирами. Общество потребителей, выбрасывающих едва взятые вещи ради покупки новых, к чему призывает реклама, не укладываются в рамки надвигающегося экологического кризиса.
Человек XXI должен быть ориентирован на духовные ценности, быть разумным потребителем природных ресурсов, стремиться к использованию экологически чистых источников энергии, к созиданию и миру. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание или осуждение со стороны окружающих.
Таким образом, решение поставленных задач должно возлагаться на весь коллектив любого образовательного учреждения и предполагает повышение уровня экологических знаний у педагогов, а это в свою очередь требует переосмысления целей всей системы образования. Короткий срок, отведенный нам природой, уже не оставляет времени на размышления.