План:
1. Роль католической церкви в культуре Западной Европы.
2. Образование в ранее средневековье. Школы и университеты. Схоластика.
3. Развитие искусства в период средневековья. Рыцарская поэзия.
Литература:
Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. - М.2001.
Гуревич А.Я. Средневековый мир. - М. 1990.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М. 1987.
Тяжелов В.Н., Сопоцинский О. Искусство средних веков. - М. 1975.
Хейзинга Й. Осень средневековья. - М. 1982.
Художественный язык средневековья. - М. 1982.
Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М. 1976.
Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. - М. 1976.
Юхвидин П.А. Мировая художественная культура от истоков до XVII в. - М. 1996.
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. - М. 1997.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М. 1999.
История средних веков. Учебник. Любое изд.
Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. /Сост. С.А. Асиновская. – М., 1986.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. /Сокр. пер. с итал. В.П. Гаудука. – М., 1987.
Методические рекомендации к изучению темы семинара
Обозначить роль католической церкви в культуре Западной Европы. Проанализировать взаимосвязь религии и образования в западноевропейской культуре. Определить особенности средневекового искусства в Западной Европе.
Тема 5. Крестовые походы и их культурно-историческое значение.
План:
1. Предпосылки крестовых походов.
2. Цели и участники крестовых походов.
3. I–IV крестовые походы.
4. Последние крестовые походы.
5. Культурно-историческое значение крестовых походов.
Литература:
История средних веков. Учебник. Любое изд.
История стран зарубежного Востока в средние века: Учеб. для гос. ун-тов. – М., 1957.
Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. – Киев, 1996.
Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. /Сост. С.А. Асиновская. – М., 1986.
Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах: Учеб. пос. – М., 1977.
Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.
Методические рекомендации к изучению темы семинара
Обозначить предпосылки и выявить цели участников крестовых походов. Проанализировать роль католической церкви в организации крестовых походов. Показать значение крестовых походов для судеб западноевропейских государств.
Тема 6. Великие географические открытия и их культурно-историческое значение. Начало колониальных захватов.
План:
1. Предпосылки Великих географических открытий.
2. Открытие морского пути в Индию.
3. Открытие Америки. Колониальные захваты португальцев и испанцев.
4. Кругосветные путешествия.
5. Последствия географических открытий для Европы.
6. Географические открытия второй половины XVI–XVII вв. Русские землепроходцы.
Литература:
История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И.Павленко. – М., 2003.
Очерки русской культуры XVII века.- И., 1985-90.- ч. 1-4.
Очерки русской культуры XVIII века.- И., 1985-90.- ч. 1-4.
История средних веков. Учебник. Любое издание.
Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. – Киев, 1996.
Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. /Сост. С.А. Асиновская. – М., 1986.
Магидович И.П. Очерки истории географических открытий. – М., 1967.
Методические рекомендации к изучению темы семинара
Обозначить предпосылки и выявить последствия географических открытий для западноевропейской цивилизации. Охарактеризовать колонизационную политику западноевропейских государств.
Тема 7. Борьба Древней Руси против немецко-шведских и монголо-татарских завоевателей.
План:
1. Захват немецко-шведскими завоевателями Прибалтики.
2. Борьба Новгорода и Пскова против крестоносцев.
3. Нападение татаро-монгол на Русь.
4. Политика древнерусских князей в отношении Золотой Орды.
Литература:
История России. Учебник. Любое изд.
Карамзин Н.М. Предания веков.- М., 1987.
Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси.- М., 1984.
Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры.- М., 2001.
История России. Социально-экономический и внутриполитический аспекты. –Екатеринбург, 1992.
Татаро-монголы в Азии и Европе: [Сб. ст.]. – М., 1977.
Ахиезер А. С. Социокультурная динамика России. //Полис. -1991. - №5.
Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России.- М., 1992.
Методические рекомендации к изучению темы семинара
Обозначить причины вторжения захватчиков на Древнюю Русь. Выявить последствия вторжений. Охарактеризовать политику древнерусских князей в отношении немецко-шведских и татаро-монгольских завоевателей.
Тема 8. Исламский тип культуры.
План:
1. Картина мира. Идея последовательного монотеизма.
2. Система мусульманских ценностей. Идея абсолютного предопределения человеческих поступков.
3. Теократическая идея социального мира. Ислам на современном этапе.
4. Художественные традиции исламского мира.
Литература:
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.
Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988.
Ислам: традиции и новации. - М., 1991.
Введение в культурологию. Учеб. пос. /Под ред. Е.В. Попова. - М., 1996.
Гуревич П.С. Культурология. Учеб.пос. - М., 1998.
Малашенко А. Ислам в России. Заметки политолога. /Свободная мысль – XXI. - 1999.- №10.
Родник жемчужин. - М., 1982.
Омар Хайям. – Душанбе, 1970.
Любовная лирика Востока. - М., 1988.
Арабская поэзия средних веков. /Серия БВЛ. - М., 1975.
Методические рекомендации к изучению темы семинара
Раскрыть общие мировоззренческие основы исламской культуры, её систему ценностей. Проанализировать взаимосвязь искусства и религии в культуре исламского мира. Определить особенности эстетики и религиозного мировоззрения мусульман. Показать место исламской культуры в современном обществе.
Раздел «История культур и цивилизаций Нового времени»






