Возможности альтернативной электроэнергетики в России

 

На стадии всеобщей электрификации естественный монополизм электроэнергетики определяет все стороны образа жизни.

Развитие атомной энергетики должно осуществляться на апробированных технологиях, без внедрения современных технологий с естественной безопасностью. Развитие гидроэнергетики консервируется.
В условиях устранения государства от регулирования «свободного» рынка электроэнергии подобный исход неизбежен. В России энергетическая стратегия должна строиться на основе государственного менеджмента ее реализации в интересах энергетической безопасности.

В России имеются все необходимые условия для качественной оптимизации структуры электроэнергетики за время энергетической паузы (см. таблицу 1). В таблице приведена минимизированная структура энергетической стратегии [6]

Таблица 1

№№ Наименование 2010 г. 2015 г. 2020 г.
1. Установленная мощность, млн. кВт в том числе: - ГЭС - АЭС - РАЭ - КЭС -ТЭЦ - ГТК 240 50 27 - 40 84 31 259 55 36.5 0.5 20 88 50.5 283 67 41 1 - 94 69
2. Производство электроэнергии, млрд. кВтoч в том числе: - ГЭС - АЭС - РАЭ - КЭС -ТЭЦ - ГТК 1070 180 200 - 186 354 143 1205 195 266 3 104 382 250 1365 225 300 7 0 419 404
3. Удельный расход топлива ТЭС, г у.т./кВтoч 290 255 230
4. Экономия топлива, млн. т у.т. 31 41 58
5. Капиталовложения в реструктуризацию электроэнергетики, млрд. долл. -ГЭС -АЭС -РАЭ -ТЭС -ГТК сети итого 19.5 15 - 9 5.6 8 57.1 33.5 26 0.5 25.5 16 18 119.5 46 36 1 41 25.5 27 176.5
5. Целевые комплексные программы в том числе, млрд долл: - рассредоточенная атомная энергетика - аккумулирование электроэнергии - перспективное оборудование дальних электропередач - водородная энергетика 1 0.4 0.6 2 0.6 0.9 3 1 1.0 1.2 4
6. Топливосбережение, млн. т у.т. 100.5 280.5 528

Кардинальное повышение эффективности производства электроэнергии на основе огневых технологий. Основой реструктуризации огневой электроэнергетики должна стать попутная выработка электроэнергии на основе вынужденного потребления тепла, свойственного образу жизни в России.

При этом, возможно не только остановить, но и снизить потребление газа на энергетические нужды. Электрификация котельных имеет капиталоемкость ниже 400 долл. кВт, что даст экономию в инвестициях не менее 15.5 млрд. долл. Эти средства могут быть использованы для развития гидро и атомной энергетики. Высвобождение 58 млн. т у.т. для экспорта создаст дополнительные налоговые поступления, которые позволят развить технологии газификации угля. В результате будут созданы технологические основы коммерческой рассредоточенной энергетики. Системные проблемы развития попутной энергетики не могут быть решены только на основе строительства гидроаккумулирующих станций. Следует уделить особое внимание развивающемуся в мире перспективных технологий направлению создания аккумуляторов с циркулирующим электролитом.

Создание рассредоточенной атомной энергетики. ЭС-2020 строится на основе утвержденной Правительством атомной стратегии России. Сама по себе атомная стратегия оптимизирована как по видам технологий, так и по объемам производства. При всем том она имеет уязвимые места. Почти трехкратное развитие АЭС основывается на отработанных технологиях обеспечения безопасности без гарантии естественной безопасности. Во многих странах мира ведутся исследования по созданию модульных АЭС естественной безопасности. В России имеется существенный задел в этой области знаний. Низкие темпы внедрения технологий естественной безопасности обусловлены недостатком средств на основе самофинансирования атомной энергетики. [7]

Необходимо создание национальной программы создания рассредоточенной атомной энергетики (РАЭ) естественной безопасности. РАЭ, как единственный внебиосферный источник энергии, позволит перевести огневую технологию электроэнергетики на спадающую ветвь ее существования. Под РАЭ подразумевается создание модульных АЭС естественной безопасности с электрической мощностью до 100 МВт. При этом организуется централизованная эксплуатация на основе высоких технологий. Совмещение электро и тепло производства позволяет принципиально изменить эффективность атомной энергетики и соответственно в 2-3 раза снизить количество ядерных отходов. Поэтому необходимо включение в ЭС-2020 национальной программы по развитию РАЭ с объемом не менее 1 ГВт к 2020 г. Финансирование национальной программы должно быть осуществлено не только за счет экономии первичных энергоресурсов, но и за счет акцизов на всю выработку энергии.

Альтернативная электроэнергетика в России за 2010 год продвинулась вперёд не сильно. Несмотря на то, что начали появляться локальные проекты по использованию местных ВИЭ в регионах страны, общая доля альтернативной энергетики в энергетическом балансе России так и осталась на уровне около 1%. Напомним, что в энергетической стратегии России запланировано повысить этот показатель до 4,5% к 2020 году. Таким образом, задача развития альтернативной энергетики в России на высшем уровне поставлена, но обеспечены ли механизмы для её реализации?

В течение года, выступая на различных мероприятиях, в том числе и международных, посвящённых энергетике и энергоэффективности, Президент Дмитрий Медведев не раз подчёркивал важность развития альтернативных источников энергии. Слова премьер-министра Владимира Путина оказывались более противоречивыми. Например, в сентябре на заседании международного дискуссионного клуба "Валдай" в Сочи он заявил, что единственная альтернатива углеводородному топливу на сегодня – это атомная энергия, другие же альтернативы – "пока баловство". Но уже в декабре на межрегиональной конференции "Единой России" в Хабаровске Путин отметил важность развития альтернативной энергетики, в частности использование энергии геотермальных источников на Камчатке. Такая непоследовательная политика Правительства России ставит под сомнение достижение целевых показателей энергетической стратегии.

В то же время, уже не первый год эксперты говорят о том, что для полноценного развития альтернативной энергетики в России не хватает нормативно-правовой базы. Вопрос её модернизации решается, к сожалению, очень медленно и сложно. Тем не менее, определённые успехи в этом направлении в 2010 году были достигнуты. В октябре вышло постановление Правительства РФ об утверждении критериев для предоставления из федерального бюджета компенсации стоимости объектов, генерирующих энергию с помощью ВИЭ с мощностью не более 25 МВт.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: