Глава 3 построение корпоративной системы социальной защиты

 

Корпоративная автоматизированная информационная система Фонда социальной защиты населения – иерархическая организационно-техническая система, включающая:

· людские ресурсы (персонал, организационное управление, службу сопровождения);

· информационные ресурсы;

· коммуникационную инфраструктуру;

· информационно-технологические ресурсы, а именно, обеспечение следующих основных видов:

· организационный;

· научно-методический;

· интеллектуальный;

· документационный;

· лингвистический;

· программный;

· аппаратный.

Иерархическая организационно-техническая система предназначена для:

· решения основных задач Фонда;

· управления Фондом с широким применением современных информационных технологий и средств автоматизации.

Поскольку большая часть работы Фонда, его структурных подразделений и сотрудников связана с обработкой информации, будем считать, что цели, задачи и функционирование КАИС Фонда совпадают с целями, задачами и функционированием Фонда с точностью до некоторых социальных, финансовых, административно-хозяйственных аспектов, не связанных с информационными технологиями, равно как и с основной деятельностью Фонда.

К основным задачам Фонда относятся:

· сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

· капитализация временно свободных средств Фонда, а также привлечение добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;

· финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;

· организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

· осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;

· проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда;

· сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимися в компетенции Фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования, заключение межведомственных соглашений с аналогичными фондами (службами) других государств в целях сотрудничества;

· подготовка предложений о размерах обязательных страховых взносов в Фонд для внесения их в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь;

· контроль за своевременным и полным поступлением обязательных страховых взносов и иных платежей и принятие соответствующих мер к плательщикам, нарушающим порядок их уплаты;

· контроль за правильностью использования средств, направляемых на финансирование пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;

· выплата в установленном законодательством и международными договорами Республики Беларусь порядке пенсий и пособий гражданам, выехавшими на постоянное жительство за границу;

· руководство работой местных органов Фонда и оказание им необходимой методической помощи;

· внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства о государственном социальном страховании;

· создание базы данных по всем категориям плательщиков обязательных страховых взносов, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

· ведение в установленном порядке бухгалтерской и статистической отчетности;

· разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, информирование общественности республики о деятельности Фонда;

· формирование предложений по тарифам на доставку пенсий и пособий;

· рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к деятельности Фонда.

В число основных задач управления Фондом входят:

· сбор, обработка и предоставление оперативной и достоверной информации руководству Фонда и его структурных подразделений;

· мониторинг и системный анализ;

· планирование;

· управление персоналом;

· контроль исполнения;

· документооборот;

· взаимодействие с вышестоящими органами управления;

· оперативное управление и контроль деятельности областных управлений с уровня центрального аппарата, районных и городских отделов с уровня областных управлений.

Главная цель создания и внедрения КАИС Фонда состоит в том, чтобы повысить эффективность деятельности Фонда и снизить трудовые, временные и материальные затраты на ее осуществление за счет (главным образом):

· совершенствования технологических процессов обработки информации;

· оптимизации информационных ресурсов и организации эффективного оперативного доступа к ним сотрудникам Фонда;

· автоматизации рутинных операций обработки информации и перемещения (электронных) документов.

Одна из главных исходных посылок в формулировании основных путей достижения поставленной цели состоит в том, что большая часть деятельности Фонда может быть представлена как совокупность технологических процессов обработки информации. Информация является как основным «сырьем», так и основным продуктом деятельности Фонда. Следовательно, с точки зрения создания КАИС, наиболее существенной ролью в достижении поставленных целей является оптимизация технологических процессов обработки информации, а также самой информации в форме информационных ресурсов.

Совершенствование информационно-технологической составляющей деятельности Фонда должно рассматриваться в различных аспектах. Исходя из этого, более детальное содержание целей создания КАИС можно сформулировать следующим образом.

В организационно-методическом плане:

· улучшить управляемость за счет упорядочивания управляющих воздействий, контроля исполнения заданий, информационных потоков в Фонде;

· обеспечить прозрачность и контролируемость технологических процессов обработки информации;

· повысить эффективность и качество управления путем информационной поддержки принятия решений должностными лицами;

· снизить ущерб от ошибочных действий руководителей и сотрудников;

· повысить производительность труда и качество работы сотрудников за счет предоставления им эффективно организованного информационного обслуживания, оптимизации должностных позиций и применения более эффективных технологических схем и методик.

В техническом плане:

· автоматизация рутинных операций обработки информации по всем направлениям деятельности Фонда;

· минимизировать затраты трудовых, временных и финансовых ресурсов на выполнение технологических операций;

· в максимально возможной степени реализовать электронные формы документооборота;

· интегрировать компоненты информационных систем, уже эксплуатирующихся в Фонде, в единую информационную среду, ориентированную на потребности должностных лиц всех уровней управления, структурных и функциональных подразделений и сотрудников;

· использовать типовые технические и программные решения, их тиражируемость в отделениях и подразделениях Фонда, обеспечить высокую степень их системной интеграции и межсистемного взаимодействия.

В плане коммуникаций:

· обеспечить высокоскоростной обмен информацией между подразделениями Фонда на основе использования вычислительных сетей, а также обмен информацией с внешними поставщиками и потребителями информации;

· ускорить выполнение технологических операций за счет ускорения обмена данными между подразделениями, а также компонентами информационных ресурсов;

· обеспечить высокую степень безопасности информации;

· вывести на качественно новый уровень информационное обеспечение внешних потребителей – работодателей, нанимателей, граждан.

В целом, внедрение корпоративной автоматизированной информационной системы будет способствовать и создаст необходимые организационно-технические условия для:

· повышения поступлений страховых взносов за счет внедрения эффективной системы их персонифицированного учета;

· снижения трудовых, временных и материальных затрат на осуществление деятельности Фонда;

· повышения доходной части бюджета Фонда (в частности, путем более точно определяемых объектов проверок);

· осуществления на качественно новом уровне взаимодействия как подразделений и отделений Фонда, так и Фонда с государственными органами управления, партнерами, клиентами, гражданами.

Система должна обладать следующими характеристиками:

· масштабируемость – возможность модульного наращивания системы в рамках унифицированной архитектуры, в том числе на различных аппаратных платформах;

· открытость – возможность расширения системы и ее интеграции с другими информационными системами;

· производительность – возможность максимальной обработки информации в единицу времени;

· оперативность – возможность работы в режиме «on-line» для осуществления мобильного доступа к информационным ресурсам и достоверного отражения текущего финансового состояния Фонда;

· поддержка механизма транзакций – способность системы поддерживать логическую целостность базы данных при одновременной работе многих пользователей, а также в случае сбоев и аварий;

· защита данных – способность восстановления данных при физическом разрушении аппаратуры баз данных;

· надежность – способность нормального функционирования в условиях сбоев и отказов компонентов аппаратного обеспечения системы;

· безопасность – многоуровневый контроль доступа к функциям и объектам (ресурсам) системы и устранение несанкционированного доступа к данным;

· эффективность – улучшение экономических и других целевых показателей автоматизируемого объекта.

Со стороны КАИС к персоналу предъявляются следующие требования:

· высокий уровень профессиональной подготовки и достаточный уровень квалификации в области информационных технологий;

· стремление и готовность к повышению квалификации;

· соблюдение трудовой и технологической дисциплины.

С содержательной точки зрения, данные должны быть:

· достоверны и актуальны. Актуальность означает в данном случае, что содержание данных адекватно времени запроса; следовательно, данные в информационном ресурсе Фонда должны обновляться как можно скорее после их обновления в источнике информации либо непосредственно в момент этого обновления.

· реализовать с максимально возможной степенью автоматизации эффективную информационную и технологическую поддержку основных технологических операций обработки информации в решении задач Фонда и задач управления Фондом;

· обеспечить эффективное взаимодействие функционирующих в Фонде информационных систем;

· обеспечить оптимальный баланс унификации и специализации форм информации и операций по ее обработке, разработать комплекс типовых решений, допускающих тиражирование, масштабирование и адаптацию в процессе эксплуатации системы;

· разработать и реализовать систему организационно-методических и организационно-технических мер поэтапного внедрения КАИС Фонда;

· разработать систему организационно-методических мер, направленных на обеспечение высокой эффективности функционирования КАИС;

· разработать систему методической, технологической, справочной и другой документации по организации и функционированию КАИС Фонда во всех ее аспектах;

· обеспечить возможность развития и модернизации системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: