Правовая база реализации концессионной политики на территории РФ и ее регионов

 

Важнейшей компонентой правового регулирования концессионных отношений является совокупность нормативных актов, относящихся к концессионным соглашениям. В странах, где имеется развитое концессионное законодательство, сложившееся за длительную историю его формирования, действует большое количество нормативно-правовых документов, регулирующих концессионную деятельность вообще, а также в отдельных отраслях производства, в частности.

Основным законодательным актом, регулирующим концессионную деятельность в РФ является Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ О концессионных соглашениях, который  призван создать правовую основу для широкого притока иностранного частного капитала в российскую экономику и взаимовыгодного сотрудничества с ним.

В контексте положений Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессия определяется как система отношений между государством (концедентом) и юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление отдельных видов государственной деятельности. Договор концессии как регулятивное средство привлечения иностранных инвестиций регламентирует основные условия, правила, гарантии, права и обязанности сторон в рамках концессии. Концессионный договор заключается между концедентом и концессионером во исполнение принятого концедентом акта (закона или административного акта).

Согласно Закону "Об инвестиционной деятельности" и Закону "Об иностранных инвестициях", инвесторами могут быть любые юридические и физические лица, включая российские и иностранные фирмы, компании, предприятия, организации или ассоциации, международные организации, а также иностранные государства. Последняя категория инвесторов нетипична для концессионных отношений.

Объекты, в отношении которых могут заключаться концессионные договоры, делятся на три большие группы. Первую образуют природные ресурсы, ко второй можно отнести иные объекты государственной собственности. Не всякие, однако, объекты из этих двух групп могут получить статус концессионных. Согласно ст. 3 Закона, таковыми могут быть только те из них, которые не находятся в оперативном управлении или в хозяйственном ведении государственных учреждений, организаций или предприятий. Иными словами, в концессию передаются только такие государственные имущества, которые полностью "очищены" от чужих прав и обременении и входят в категорию так называемых казенных имуществ.

Третья группа объектов – являющиеся монополией государства отдельные виды деятельности, которые могут быть переданы в концессию частным инвесторам. Включение в сферу действия Закона объектов второй и третьей групп свидетельствует о том, что Закон трактует концессионный договор более широко, чем зарубежное законодательство, которое ограничивает концессионные отношения в основном сферой природопользования.

Специфика концессионного договора в большой степени обусловливается особой правовой природой указанных трех групп объектов государственной собственности.

В России, в отличие от ряда других стран, пока не существует закона о суверенных иммунитетах, предусматривающего возможность добровольного отказа государства от своих иммунитетов. И хотя все законодательные акты, начиная с Конституции РФ и Гражданского кодекса, предусматривают равенство прав иностранных субъектов российской экономики с местными предпринимателями, отсутствие общих четких положений об отказе от суверенных иммунитетов способно поставить под угрозу имущественные права иностранных концессионеров.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: