Концессионное направление как источник привлечения иностранного капитала

Тема 16 «Концессионное направление привлечения иностранного капитала»

 

План работы

 

Введение............................................................................................................... 2

1. Понятие концессии........................................................................................... 4

2. Концессионное направление как источник привлечения иностранного

капитала................................................................................................................ 8

3. Правовая база реализации концессионной политики на территории РФ и ее регионов............................................................................................................................ 10

4. Преимущества и недостатки привлечения иностранных инвестиций в форме концессий............................................................................................................................ 12

Заключение......................................................................................................... 15

Практическое задание......................................................................................... 16

Список использованных источников................................................................... 21

 

 



Введение

 

В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в российскую экономику.

Первое, самое главное направление привлечения иностранного капитала – освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности. Второе направление – расширение и диверсификация экспортного потенциала России. Третье направление – создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов. Четвертое направление – сфера транспорта и связи, отрасли инфраструктуры. Пятое направление – содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-Западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщение потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управленческой культуры.

Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.

Россия, обладающая огромным экономическим потенциалом и богтейшими природными ресурсами, сегодня использует этот ресурс не достаточно рационально. Такое положение вызвано комплексом причин. Рост промывшленности и производства сдерживаются, в частности, недостатком, а также низким уровнем развития производственных мощностей и транспортной инфраструктуры в богатых природными ресурсами регионах. Для изменения ситуации необходимы крупные инвестиции, одним из источников которых может быть партнерство государства и частного сектора в форме концессионных отношений. Использование концессионных соглашений в промышленности должно способствовать мобилизации финансовых ресурсов для успешного решения ряда важных государственных задач. Например, лес, наряду с нефтью и газом, может служить источником крупных бюджетных поступлений; промышленность имеет существенное значение для эффективного решения первостепенной социальной проблемы – обеспечения населения доступным жильем.

Россия уже имела богатый исторический опыт привлечения концессионного капитала в промышленность. С принятием в 2005 г. Федерального закона «О концессионных соглашениях» исследование результатов этого опыта приобретает особую актуальность, поскольку данный закон, впервые после 1920-х гг., создает институциональные условия развития концессионных отношений в промышленности страны.

Целью работы является выявление условий привлечения и результатов использования иностранного концессионного капитала промышленности РФ.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- проанализировать основные условия концессионных договоров;

- установить и обобщить производственные и финансовые итоги работы концессионных обществ;

- определить социально-экономический эффект, полученный от деятельности концессионных обществ.

Предмет исследования – социально-экономические отношения, складывавшиеся в процессе привлечения иностранного концессионного капитала в российскую промышленность.

Теоретической и методологической основами исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные проблемам сотрудничества государства и частного капитала на концессионной основе.



Понятие концессии

«Концессия» в переводе с латинского – разрешение или уступка, договор, заключаемый государством с частным предпринимателем. Концессия представляет собой акт передачи общественной властью находящихся в ее собственности объектов инфраструктуры или других общественных служб третьей стороне для управления ими при условии принятия последней на себя предпринимательского риска и обязанностей по эксплуатации оборудования (директива ЕС 93/37/ЕЕС).

Под концессией понимается система отношений между публично-правовым образованием (государством либо муниципальным образованием) – концедентом, с одной стороны, и юридическим или физическим лицом – концессионером, с другой стороны. Данные отношения возникают в связи с предоставлением последнему прав по владению, пользованию и ограниченному распоряжению публичной собственностью и/или прав на осуществление видов публичной деятельности на основании возмездного и возвратного договора.[1]

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.[2]

 Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

В системе договоров концессия занимает промежуточное положение между приватизацией и функционированием государственных предприятий. В случае приватизации во главу угла ставится поиск эффективного собственника, которому собственность будет передаваться навсегда. При концессионных соглашениях задача заключается в том, чтобы привлечь эффективного управляющего, а также определить порядок действий концессионера, размер платежей и их структуру, при этом собственность на объекты инфраструктуры сохраняется у государства (муниципального образования). Если же управляющий оказывается неэффективным, то у государства (муниципалитета) есть право на расторжение договора, при этом все вложенные концессионером на данный момент инвестиции сохраняются. При концессионных соглашениях именно концессионер и рискует, и, как правило, авансирует концедента.

Главная особенность концессионного соглашения состоит в том, что объекты договорных отношений (имущество, отдельные виды деятельности) находятся в безраздельном, монопольном обладании только одной из сторон соглашения, а именно государства или иного публично – правового образования. Другая сторона соглашения – это всегда частное лицо, принимающее на себя определенные обязательства в обмен на предоставляемые ему права. Вот почему в отличие, например, от обычного гражданско-правового договора, по которому стороны просто обмениваются правами и обязанностями, концессионное соглашение, по представлениям правовой теории, изначально выступает, скорее, как акт наделения (дарения, пожалования, уступки) со стороны государства правами, которые недоступны или ограниченно доступны в гражданском обороте[3]

Российское природопользовательское законодательство, как и аналогичное зарубежное, а также концессионное законодательство, предоставляют концессионеру не имущество как таковое, а право пользования или исключительное право пользования имуществом. В данном случае право пользования, тем более исключительное право пользования – это вовсе не аналог одноименного арендного права. Оно сопоставимо лишь с титульным арендным владением и пользованием, но в действительности полнее, весомее, "качественнее" арендных прав.

Резко контрастирует с арендой и общепринятое в концессионном договоре положение, согласно которому право собственности на имущество концессионера, приобретенное или созданное им для концессионных целей, подлежит безвозмездной передаче концеденту (государству или иному публично – правовому образованию) по истечении срока действия договора. Арендным отношениям такое правило неизвестно.

Еще одно отличие аренды от концессии становится очевидным из ст. 613 ГК РФ, согласно которой передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. Концессионная практика исходит из иной посылки: имущество, право пользования которым предоставляется концессионеру, должно быть предварительно очищено от любых чужих прав на него. Это означает, что в концессию передается, как правило, казенное имущество государства или муниципальных образований.

Предметом концессионного соглашения могут являться объекты государственной (муниципальной) собственности, природные ресурсы, виды деятельности, отнесенные к государственной монополии. Типичные сферы концессии: недропользование, транспорт, коммунальная сфера[4].

Одна из наиболее распространенных разновидностей концессий – так называемая концессия публичной службы (concession de service public) – представляет собой соглашение государственного или муниципального органа, выступающего от имени концедента, с частным лицом (концессионером) на оказание последним какого-либо вида общественных (прежде всего коммунальных) услуг населению.[5]

Отличительные черты концессионного контракта[6]:

– полное или частичное обеспечение инвестиций концессионером;

– единый, глобальный и комплексный характер контракта;

– направленность на эксплуатацию концессионером;

– свобода концепции обслуживания или эксплуатации инфраструктур;

–концессионер является распорядителем сооружения;

– свобода управления концессионером по контракту;

– задействование государственной (муниципальной) собственности преимущественно на долгий период времени;

– наличие смешанной ответственности концессионера и концедента на длительный срок.

Концессионный договор в качестве обязательных условий должен содержать следующую информацию:[7]

· срок действия концессионного договора;

· виды деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, или описание имущества, являющегося объектом концессии;

· права сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора;

· обязательства концессионного органа перед концессионером по выдаче ему разрешительных документов, необходимых для осуществления предусмотренной договором деятельности;

· право собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль (доходы);

· территорию РФ или ее часть, на которой концессионер имеет право, в том числе и исключительное, осуществлять отдельные виды деятельности (если объектом концессии является право на осуществление отдельных видов деятельности), а также программу и график работ, выполняемых в соответствии с договором;

· обязанность концессионера соблюдать трудовое законодательство РФ и правила техники безопасности;

· обязанность концессионера соблюдать законодательство РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

· порядок проверки деятельности концессионера;

· ответственность сторон договора;

· порядок и орган разрешения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из концессионного договора.

В инвестиционном договоре с иностранными инвесторами может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

Условия концессионных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров. Изменение условий допускается только с взаимного согласия сторон.

Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет.



Концессионное направление как источник привлечения иностранного капитала

Концессионный договор (концессия) – наиболее традиционная и широко известная форма привлечения иностранных частных инвестиций в целях освоения и хозяйственной эксплуатации природных ресурсов принимающей страны. Известно, например, что концессионной формой и близкими ей договорными формами пользуются более 120 государств мира.

Российская экономика сегодня нуждается в концессиях, потому что действующий в стране уже десять лет административно – разрешительный, лицензионный порядок природопользования оказался неэффективным, не сумел создать организационно – правовых предпосылок для массового притока частных инвестиций в ключевые сырьевые отрасли экономики.

По данным Госкомстата РФ и оценкам РАН, ресурсный потенциал России составляет 340 - 380 трлн.долл., т. е. 80 - 85% национального богатства РФ (в национальном богатстве России 10 - 12% составляет производственный капитал).[8]

Концессионная, договорная система, уравнивающая в правах частного инвестора и государство и гарантирующая стабильность договорных условий концессии, должна привлечь в природопользовательские отрасли российской экономики столь необходимые для них частные инвестиции. Но это только часть задачи. Другая ее часть заключается в том, чтобы создать правовую основу для договорного использования государственной и муниципальной собственности за пределами природопользовательских отраслей.

Специфика современных условий концессии как специфической формы привлечения иностранного капитала проявляется в том, что она не является формой прямых иностранных инвестиций, так как не предполагает безвозвратного перехода прав собственности на имущество.[9] Вследствие этого реализация инвестиционных программ фактически является доходом бюджета и в статистике, как считают экономисты, может быть отнесена к категории бюджетных инвестиций. Вместе с тем, если в концессии не используются широко прямые иностранные инвестиции, то портфельные инвестиции, напротив, в этой области довольно распространены.

Хотя концессия во многом схожа с арендой, но в экономическом плане аренда не отвечает требованиям инвестиционного проекта (тем более – условиям проектного финансирования), которым как раз полностью соответствует современная концессия. Традиционно аренда – это найм имущества, должное состояние которого обязан поддерживать арендодатель. Это не выход для российской экономики, отчаянно нуждающейся в немедленном притоке капитальных вложений. И хотя арендным договором тоже можно предусмотреть обязанности арендатора по приумножению и обновлению арендованного имущества, подлинный инвестиционный проект может быть реализован только в концессионной форме с предоставлением концессионеру индивидуальных рентных, налоговых, валютных режимов.

Зарубежная концессионная практика свидетельствует о том, что при благоприятных объективных условиях (богатые и доступные природные ресурсы, благоприятная конъюнктура и т. п.) общие, суммарные поступления в пользу государства от нормально функционирующей и достаточно "зрелой" недропользовательской (например, нефтяной) концессии могут достигать 80 и более процентов совокупных доходов инвестора.

Таким образом, концессионное соглашение призвано закрыть огромную нишу договорно-предпринимательских отношений, регулирование которых не обеспечивается гражданско-договорным законодательством РФ. Чтобы убедиться в этом, достаточно показать специфические отличия концессионного договора, позволяющие ему опосредовать отношения, недоступные гражданским договорам, прежде всего арендному и подрядному. Между тем в зарубежной литературе (иногда и в законодательстве) концессия и аренда, концессия и подряд нередко отождествляются.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: