Появление рождественкой елки в России

В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. По возвращении из своей первой поездки по Европе Петр I издает некоторые указы, которые отражают его желание приобщить страну к европейским ценностям и нравам. До этого отмечали начало нового года 1 сентября, что неминуемо вело к некоторой путанице в делах России с европейскими странами, а так же запутывало летоисчесление в Российской Империи. В указе Петра I говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить". Этот праздник с елкой (хотя при Петре Великом елку не украшали, а украшали лапы, веточки), украшениями и карнавалами очень полюбился русскому народу. С 1840-х годов обычай наряжать елку прижился. В рассказе "Елка и свадьба" Ф. М. Достоевского, опубликованном в 1848 г., говорится, что пять лет назад герой был приглашен накануне нового года на детский бал с елкой. У Достоевского речь идет о Петербурге, где проживало много иностранцев, в том числе и немцев, которые, вероятнее всего, сыграли не последнюю роль в популяризации елки как символа рождественского и новогоднего праздников.

К концу XIX века елки стали главным украшением и городских, и деревенских домов, и в XX веке стали неотделимы от зимних праздников. Но в 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. В империалистическую революцию Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что они пришли к нам из немецких традиций.

В 1918 году на елку ополчилась советская власть - но уже как на буржуазный предрассудок. В рождественских сказках не было ни Деда Мороза, ни зимней русалки Снегурочки - девы замерших вод. Одна только религия: вертеп, Вифлеемская звезда, хор ангелов и божественные чудеса, посылаемые только добрым детям. Тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество подпольно. Корме того, оставалась языческая традиция - колядование на Святки.

Елка оставалась официально запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея: праздновать не Рождество, а Новый год. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. Но 1 января стал выходным днем только в 1949 году.

Новогодние елки в мусульманских странах

Елка проникла и в мусульманские страны. Например, в 1960-е годы ее украшали в Тегеране (Иран) и Марокко. Обычай наряжать елку существовал до второй мировой войны и в Турции, но был запрещен Кемалем Ататюрком в 1936 г. с целью сохранения леса. Правда, во многих странах, где нет елей, их заменяют деревьями других видов. Постепенно, со смешанием культур, мусульмане, особенно проживающие на территории христианских государств, начинают отмечать Новый год с новогодней елкой, что особенно неизбежно в такой многокультурной и многонациональной стране, как Россия. Однако, этот обычай по-прежнему является малораспространенным в мусульманских государствах.

Заключение

Обычаи отмечать Новый год и Рождество берут свои корни в далекой истории, однако некоторые особенности с годами развиваются и привносят в нашу жизнь множество ярких моментов. Обычай новогодней елки прошел через года, выдержал многие гонения различных режимов, но все же прижился и дарит радость каждый Новый год и Рождество. За годы меняются обычаи празднования Нового года и Рождества, с постепенной урбанизацией настоящие ели и елки заменяют их искусственные муляжи, для многих эти праздники переходят из семейных в общественные, однако сама новогодняя елка как символ остается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: