Здорового и безопасного образа жизни

 

 

 

Разработка программы формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

 

Задачи программы в целом:

 

1) сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье:

 

·  о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

 

·  правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

 

·  влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

 

·  основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

 

2) научить обучающихся:

 

·  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

 

·   выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

 

·  составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

 

·  элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

 

3) с учетом принципа информационной безопасности дать представление о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании причин возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

 

4) сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

 

При организации работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни необходимо соблюдать определенную этапность.

 

Первый этап – анализ состояния образовательного учреждения, в том числе по вопросам организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; состояния просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями).

 

На основе проведенного анализа можно будет выделить приоритеты в работе образовательного учреждения с учетом конкретных условий и возможностей школы.

 

Эту часть работы целесообразно поручить группе, в состав которой могут входить заместители директоров по УВР и АХЧ, преподаватели физической культуры, ответственный за питание школьников, медицинский работник.

 

Второй этап – планирование деятельности образовательного учреждения по данному направлению. В план нужно включить не только традиционную циклограмму праздников и событий, но и необходимые для реализации программы ресурсы (материальное оснащение, повышение квалификации педагогов по данной проблеме, обеспечение необходимой научно-методической литературой педагогов, специалистов, родителей). Целесообразно продумать и отразить в плане способы мотивации родителей (законных представителей) для привлечения к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований (семейные газеты, конкурсы, игровые проекты «Игры наших родителей» и т. п.)

 

Инвариантная часть БУП способствует реализации программы по здоровьесбережению, так как на формирование здорового образа жизни учащихся нацелены предметные области «Окружающий мир», «Физическая культура». Требования к предметным результатам предполагают возможность научиться понимать необходимость ЗОЖ, соблюдать правила безопасного и здорового поведения, использовать знания о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться простым навыкам самоконтроля и саморегуляции своего состояния, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

 

Вариативная часть БУП определяет внеурочную проектную деятельность учащихся в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология»; спортивно-оздоровительной модуль программы социализации и воспитания учащихся; программы дополнительного образования.

 

В программе образовательного учреждения должна быть прописана система работы по следующей структуре:

 

1)           описание здоровьесберегающей инфраструктуры данного образовательного учреждения (соответствие лицензионным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям здания и помещения, оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, организация качественного горячего питания учащихся, оснащенность кабинетов, физкультурных залов, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем, наличие помещений для медицинского персонала);

 

2)           способы рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся:

 

·   соблюдение гигиенических норм и требований к составлению расписания учебной и внеучебной нагрузки;

 

·   контроль за соблюдением СанПиН по организации самостоятельной домашней работы;

 

·   соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

 

·   составление индивидуального маршрута для часто болеющих детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

 

·   рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

 

3)           план физкультурно-оздоровительной работы с учащимися, семьями обучающихся (согласуется с представителями муниципального округа, преподавателями физического воспитания, заместителем директора по воспитательной работе):

 

·   организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

 

·   физкультурные соревнования в начальной школе по различным видам спорта (по параллелям), спортивные праздники в школе, «игры по станциям», Дни здоровья, туристические оздоровительные выезды, участие в районных физкультурно-массовых мероприятиях, оздоровление учащихся начальных классов в санаториях;

 

4)           реализация дополнительных образовательный программ в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс:

 

 

·   программы ЛФК и ОФП для обучающихся;

 

·   секции по интересам обучающихся;

 

5) просветительская работа с родителями (законными представителями):

 

·   тематика родительского лектория, круглых столов, родительских собраний по проблемам сохранения здоровья детей с участием работников школы с приглашением специалистов по здоровьесохранению; разработка анкет (сбор информации о формах организации здоровьесберегающего семейного досуга);

 

·   выпуски информационных бюллетеней, стенгазет, организации выставок методической литературы для родителей по вопросам здоровьесбережения;

 

·   создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье»;

 

6) создание информационной среды о здоровьесбережении для начальной школы:

 

·   организация выставок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, радиопередач, разработка соответствующей страницы школьного сайта, организация обсуждения на форуме школьног сайта и т. п.

 

В качестве основы для формирования системной работы с учащимися, их родителями, осуществления преемственности в здоровьесберегающей деятельности школы может быть использован Учебно-методический комплект, разработанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАО «Все цвета, кроме черного» под ред. М.М.Безруких. В него входят рабочие тетради для учащихся 2-х классов («Учусь понимать себя»), 3-х классов («Учусь понимать других»), 4-х классов («Учусь общаться»), 5–6-х классов («Понимаю свои способности», «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми»), а также пособие для педагогов и родителей «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников». Данный комплект может быть использован и в условиях общеобразовательной школы, и в семейном воспитании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: