Дилерская деятельность

 

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

«Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли- продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам».

Дилерской деятельностью могут заниматься как и в предыдущем виде деятельности организации, созданные в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, размер собственного капитала которых должен соответствовать – 500 тыс. руб., при наличии двух специалистов, имеющих квалифицированный аттестат.

На осуществление дилерской деятельности выдается лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, срок лицензии – 3 года.

При осуществлении дилерской деятельности на рынке ценных бумаг профессиональному участнику следует добросовестно исполнять обязательства по совершенным им сделкам купли - продажи ценных бумаг.

Аналогично брокерской деятельность правовое регулирование дилерская деятельности претерпело изменения. Постановление ФКЦБ от 19.12.96 г. № 22 «Об утверждении Временного положения о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг и Временного положения о порядке осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг» устанавливало:

На сегодняшний день правовое положение и требования, предъявляемые к дилерам, во многом схожи с требованиями, предъявляемыми к брокерам. Дилеры имеют право заключать договоры займа с клиентами, запрашивать необходимые сведения. Все сделки с ценными бумагами и иные операции, связанные с деятельностью на рынке, должны отражаться во внутренней отчетности, ведение которой является одной из обязанностей дилера. При заключении договора купли-продажи ценных бумаг на публично объявленных условиях дилер обязан раскрывать информацию об эмитенте, которой он располагает, либо уведомлять о ее отсутствии. Дилер может выступать в качестве андеррайдера при первичном размещении эмиссионных ценных бумаг, совершать иные финансовые сделки (операции), не противоречащие нормам Закона «О рынке ценных бумаг», давать консультации и рекомендации по вопросам приобретения ценных бумаг.

 

Рассмотрев брокерскую и дилерскую деятельность, хотелось сделать некоторые выводы, которые будут характерны для указанных видов деятельности.

При осуществлении брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг данные участники обязаны:

- добросовестно исполнять обязательства по договорам купли - продажи ценных бумаг и иным договорам, непосредственно связанным с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- доводить до сведения клиентов и контрагентов всю необходимую информацию, связанную с исполнением обязательств по договору купли - продажи ценных бумаг;

- в случае возникновения конфликта интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, немедленно уведомлять клиентов о возникновении такого конфликта интересов и предпринимать все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента;

- утвердить правила ведения внутреннего учета операций с ценными бумагами, в том числе ведения учетных регистров и составления внутренней отчетности, представлять отчетность в порядке, в объеме и в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Федеральной комиссии, утвердить порядок предоставления информации и документов инвестору в связи с обращением ценных бумаг, в том числе способы и формы предоставления, размеры и порядок оплаты услуг по предоставлению;

- предоставлять по требованию инвестора информацию и документы, перечень которых определен статьей 6 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" 05.03.99 N 46-ФЗ иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в письменной или иной форме, доступной и удобной для инвестора;

При осуществлении брокерам и дилерам запрещается: осуществление сделок с ценными бумагами в случаях, если у депозитария, осуществляющего учет и удостоверение прав на указанные ценные бумаги по названным сделкам, отсутствует лицензия на осуществление депозитарной деятельности, а также если у регистратора, осуществляющего перерегистрацию прав собственности на указанные ценные бумаги по названным сделкам, отсутствует лицензия на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, за исключением случаев ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентом этих ценных; совершение сделок с ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска; осуществление размещения ценных бумаг, если регистрирующий орган приостановил эмиссию указанных ценных бумаг; рекламирование и (или) предложение неограниченному кругу лиц ценных бумаг эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги; совершение сделок с ценными бумагами с использованием услуг организаций, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и не имеющих лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг или лицензии фондовой биржи.

Что касается правового регулирования брокерской и дилерской деятельности то необходимо отметить происходящую унификацию законодательства по организации данных видов профессиональных участников. Об этом позволяет сказать, во-первых, изменение организационного–правовых форм коммерческих организаций, которые вправе заниматься брокерской деятельностью, во-вторых, отсутствует деление брокерской деятельность на подвиды, что расширило круг деятельность брокеров в отношении различных видов ценных бумаг, не ограничивая их какими-либо рамками, в-третьих, размер собственного капитала тоже стал «единым». И последнее, изменилось требование к наличию квалифицированных специалистов, которые должны обладать специальным аттестатом: лицо, являющееся единоличным исполнительным органом профессионального участника, руководителем отдельного подразделения профессионального участника, осуществляющего профессиональную деятельность (при совмещении различных видов профессиональной деятельности), контролером или руководителем службы внутреннего контроля профессионального участника; в штате профессионального участника должно быть не менее одного специалиста по каждому виду осуществляемой профессиональной деятельности.

Заключение

Государство как непосредственный участник указанных правоотношений играет доминирующую роль на рынке ценных бумаг и от него во многом зависит то положение, которое займет рынок ценных бумаг в России и на международной арене.

Основной целью государственного правового регулирования является установление конкретных критериев деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. 

Государство определяет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также формулирует некоторые обязательные требования, предъявляемые к ним. Особое внимание уделено проблеме лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, фондовых бирж, саморегулиремых организаций, а также деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», контроль за использованием лицензий осуществляют органы, выдавшие лицензию (ФКЦБ), причем в случаях нарушения правил действующего законодательства РФ о рынке ценных бумаг к профессиональным участникам рынка ценных бумаг применяются санкции в виде отзыва выданной лицензии. Лицензирование тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов, необходимо для их деятельности. В ходе лицензирования, во-первых, выясняется профессиональная пригодность фирмы и ее сотрудников; во-вторых, ее финансовое положение, достаточность собственных средств, устанавливаются нормативные показатели, ограничивающие рынки по операциям с ценными бумагами.

Устанавливаются также условия ограничения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, во многом базирующиеся на недопущении ее монополизации. С целью воспрепятствования «недобросовестным» операция на рынке ценных бумаг государство выполняет властные функции, предпринимает ряд мер, направленных на то, чтобы в максимальной степени обеспечить защиту интересов частных инвесторов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918.

2. Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1009 «О федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» //СЗ РФ, № 28, 08.07.1996, ст. 3357.

3. Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1008 №Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ, № 28, 08.07.1996, ст. 3356.

4. Постановление ФКЦБ от 04.01.2002 г. № 1/пс «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг» //Российская газета, № 54, 27.03.2002.

5. Постановление ФКЦБ от 14.08.2002 г. № 32/пс «Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации» //Российская газета, № 186, 02.10.2002.

6. Постановление ФКЦБ от 11.10.99 г. № 9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации» //Российская газета, № 24, 03.02.2000.

7. Постановление ФКЦБ от 23.03.2001 г. № 6 «Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг» //Российская газета, № 101, 29.05.2001.

8. Постановление ФКЦБ от 22.09.2000 г. № 18 «Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов» //Российская газета, № 239, 19.12.2000.

9. Постановление ФКЦБ от 15.08.2000 г. № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» //Российская газета, № 205, 24.10.2000

10. Постановление ФКЦБ от 23.11.98 г. № 50 «Об утверждении Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» //Вестник ФКЦБ России, № 11, 25.11.1998.

11. Постановление ФКЦБ от 02.10.97 г. № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» //Экономика и жизнь, № 51, 1997.

12. Постановление ФКЦБ от 17.10.97 г. № 37 «Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги» //Экономика и жизнь, № 48, 1997.

13. Постановление ФКЦБ от 17.10.97 г. № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения»           // Экономика и жизнь, № 50, 1997.

14. Постановление ФКЦБ от 01.07.97 г. № 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании профессиональных участников рынка ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России, № 4, 07.07.1997.

15. Андриянов К.В., Казиахмедов Г.М., Крылов А.А., Лужков М.Ю. Особенности формирования рынка ценных бумаг в России. М., Экономика 2002.

16. Рынок ценных бумаг и биржевое право. Учебник. Под ред. О.И. Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. М., ЮНИТИ 2002.

17. Рынок ценных бумаг: Учебник/ Под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басоваю – М.: Финансы и статистика, 2003. – 143-148 с.

18. Финансово правовая система гарант (www.garant.ru)

 


[1]         Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст. 3



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: