Методические рекомендации по интеграции программы «основы здорового образа жизни»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

 В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

САРАТОВ 2003



Введение

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость.

Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья, медицинскую активность.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция (ЗОЖ) определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного(психологического) и социального благополучия, а не только какотсутствие болезней и инвалидности. Таково определение индивидуального здоровья, т.е. здоровья каждого человека.

Общественное здоровье - основной признак, основное свойство человеческой общности (населения определенной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д., т.е. осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения - выполнять свои биологические функции.

Для детей и подростков основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность.

В современных кризисных по отношению к здоровью населения условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска.

Недостаточное внимание к медицинским, гигиеническим и социальным проблемам детского населения в значительной мере снижает общий уровень здоровья населения. Успехи при получении образования и профессии, определяет в конечном итоге, общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества в целом.

Наиболее дорогостоящие и серьезные социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны особенностями поведения и образом жизни

Образ жизни и привычки поведения обычно формируются в подростковом возрасте. Исследования показали, что в подростковом возрасте курят 40% мальчиков и 30% девочек, а среди старшеклассников более 80% периодически употребляют алкоголь. В школьных столовых детям предлагают пищу, перенасыщенную жиром и сахаром. По данным клинико-диагностического обследования среди выпускников 9-х и 11-х классов 31% имеют одно заболевание или нарушение, 28% - два, 33% - три и более. Только 8% подростков признаны здоровыми.

Поведение, связанное с риском для здоровья, затрудняет также получение хорошего образования, приводит к отрицательным социальным последствиям. Молодым людям, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться, независимо от наших усилий улучшить методы преподавания, стандарты или организационную структуру системы образования. В то же время, на современном этапе развития нашего общества, учитывая все большую открытость экономики страны и включения ее в мировую экономику, для развития и процветания страны, а также для собственного благосостояния молодым людям необходимо иметь более высокий уровень образования.

Медицинские работники многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, указывают на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки к формированию навыков здорового образа жизни.

Следует, однако, признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

В этих условиях реализация программы «Основы здорового образа жизни» является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья населения. Гигиеническое обучение и воспитание школьников, привитие им норм и навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер, пробуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на:

· улучшение собственного психического и физического состояния;

· отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

· нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

· сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

· адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление;

· практическое овладение здоровьесберегающими технологиями.

Указанные выше проблемы связаны не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ), в расширительном смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) следует отличать от здоровьесберегающих технологий в школе (ЗСТШ), к которым относятся и ЗОТ. Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе включают и медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. В частности, под здоровьесберегающими медицинскими технологиями в школе (ЗМТШ) мы понимаем совокупность медицинских приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, прописанных в действующих СанПиНах и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов.

Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а системообразующими являются как раз ЗОТ.

Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.

Программа «Основы здорового образа жизни» во всех дошкольных учреждениях области и первых классах общеобразовательных школ введена с 2000-2001 учебного года. Во втором полугодии 2001-2002 учебного года программа была введена в 5-7-е классы всех образовательных учреждений области. С 2002-2003 учебного года – в 8-9-е классы. С 2003-2004 учебного года в 10-11 классы образовательных учреждений области.

Для обеспечения преемственности и реализации целей программы «Основы здорового образа жизни» рекомендуется осуществлять обучение и воспитание по следующим блокам:

· этический;

· психологический;

· правовой;

· семьеведческий;

· медико-гигиенический.

В образовательных учреждениях работающих в режиме шестидневного обучения на реализацию программы выделяется 1 час в неделю (всего-34 часа), при пятидневной рабочей неделе рекомендуется интеграция программы в предметы естественно - научного и гуманитарного профиля, физическую культуру, а также в систему работы классного руководителя.

Учитывая актуальность существующих проблем по охране жизни и здоровья детей, а также потребность в научно-методическом обеспечении образования по учебным программам «Основы здорового образа жизни» подготовлены данные рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» для 5-11 классов в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

 В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

5-7 классы

 

ИСТОРИЯ

Класс

    При изучении темы «Классическая Греция» раздела «Частная и общественная жизнь афинянина. Семья и школа» и темы «Древний мир» в разделе «Римская семья и доблесть. Образ жизни римского гражданина» учитель может использовать рекомендации из программы «Основы здорового образа жизни» из разделов «Жизнь как процесс!», «Семья. Цели и задачи семьи».

Класс

    При изучении темы «Классическое средневековье в Европе» раздела «Европейское общество в классическом средневековье» и «Крестьяне и феодалы» возможно включение материала из программы «Основы здорового образа жизни» о семейных реликвиях.

    При изучении темы «Киевская Русь» и «Христианство на Руси» возможно включение из программы «Основы здорового образа жизни» материала о нравственных критериях, понятиях добра и зла.

    В ходе изучения этих тем учитель знакомит с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков, дает анализ особенностей семейных отношений в различных общественно-экономических формациях, помогает осознать важнейшие функции семьи как важнейшего фактора формирования человека.

Литература

Трухина Н.Н. История Древней Греции. М.: Русское слово, Владос, 1996.

Трухина Н.Н. История Древнего Рима. М.: Русское слово, Владос, 1996.

Гребенщиков И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Педагогика, 1985.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.

Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979.

ЛИТЕРАТУРА

Класс

    При изучении стихов и родной природе (А. Пушкина,                  М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина, С. Есенина, А. Ахматовой и др.) учитель может использовать рекомендации из программы «Основы здорового образа жизни» по темам:

1. Непрерывность и цикличность жизни.

2. Цикличность жизни человека.

При изучении произведений отечественной литературы, воспитывающих нравственные качества личности, помогающие сделать правильный жизненный выбор (произведения Л. Толстого, К. Паустовского, Е. Замятина, А. Куприна и др.) можно использовать рекомендации к темам:

1. Кто я? Какой я? Зачем я?

2. Кто я среди других людей?

Класс

    При изучении стихов о родной природе русских поэтов, произведений А. Пушкина «Станционный смотритель», Н. Лескова «Левша», М. Пришвина «Кладовая солнца», В Распутина «Уроки французского» можно использовать рекомендации к темам I и II разделов программы «Основы здорового образа жизни» (6 кл.).

Класс

    При изучении произведений И. Бунина, Л. Толстого, М. Горького,       А. Платонова, Е. Носова, Ю. Бондарева и др. использовать рекомендации к разделам I, II, III программы «Основы здорового образа жизни».

БИОЛОГИЯ

    При изучении разделов школьного курса биологии в современных условиях одной из задач учителя становится изучение и обсуждение с учащимися факторов, ведущих к нарушению нормального процесса развития детей и подростков, к ухудшению репродуктивного здоровья.

Класс

    При изучении курса «Природоведение» в разделе «Жизнь на Земле» рекомендовано раскрыть тему «Непрерывность и цикличность жизни».

    Тему «Женские и мужские особенности: женственность, мужественность» можно изучить при знакомстве с темой «Клеточное строение организмов». В этой же теме можно использовать материал темы «Вредные привычки – алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье».

    Изучая тему «Питание живых организмов», можно использовать материал темы «Рациональное и сбалансированное питание у человека».

Класс

    В курсе 6 класса при изучении темы «Общее знакомство с растениями», а также «Природные сообщества» рекомендуется использование тем «Я и мир. Все связано со всем», «Экологический подход к миру».

    Изучая тему «Роль растений в природе и жизни человека», можно использовать темы «Благополучие окружающей среды» и «Достижение эмоционального благополучия».

Класс

    При изучении тем «Общая характеристика животных» возможно использовать тему «Воздействие стресса на организм».

    Изучая тему «Класс млекопитающих», рекомендуется использовать тему «Как сохранить здоровье сердечно-сосудистой системы».

Литература

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с англ. (под ред. Г.А. Ягодина). – М.: Изд. группа «Прогресс», Пангея, 1993.

Ирвинг Стоун Происхождение. М.: Издательство политической литературы, 1989.

Моисеев Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

Хайвис Х. Школа содействия здоровью // Школа здоровья. 2000. № 1.

ЭКОЛОГИЯ

    Содержание программы по экологии позволяет интегрировать курс «Основы здорового образа жизни». Так, например, в темы «Непрерывность и цикличность жизни», «Женские и мужские особенности: женственность, мужественность», «Рациональное, сбалансированное питание» - материал пятого класса можно изучать и при знакомстве с курсом «Введение в биологию и экологию» (5 кл.).

    При изучении курса «Экология растений» (6 кл.) возможно знакомство учащихся с темами «Экологический подход к миру», «Я и мир. Все связано со всем».

    В 7 классе при изучении курса «Экология животных» учащиеся знакомятся с темой «Болезни, как безответственность и невежество».

Литература

Моисеев Н. Человек и биосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

Воробьев Р.И. Эволюционное учение вчера, сегодня и …» М.: Просвещение, 1995.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ./Под ред. Г.А. Ягодина. М.: Прогресс, 1993.

Тело человека. Как мы устроены. Пер. с итальянского. Минск, 1995.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    Одной из основных задач современного образования в школе является формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья школьников. Предмет «Физическая культура» является составной частью сложного механизма, призванного научить ребенка ответственно относиться к своему здоровью.

    В программах по физической культуре отводится время для изучения раздела «Основы знаний», составной частью которого является блок знаний «Медико-биологические основы физкультурной деятельности». В рамках данного блока возможно изучение в 5 классе темы «Рациональное сбалансированное питание» с целью научить детей составлять дневной рацион в соответствии с физическими нагрузками. Для реализации цели необходимо раскрыть учащимся следующие понятия:

- оптимальный режим питания;

- биологическая, энергетическая, пищевая ценность продуктов питания;

- нормы потребностей детей в пищевых веществах и энергии.

В процессе формирования у школьников адекватной самооценки на уроках физической культуры (6 класс) возможно изучение темы «Достижение эмоционального благополучия» с целью научить школьников положительной самооценке и уважению к себе. Средством реализации этой цели может служить знакомство учащихся с методикой «Оценки индивидуального уровня физической кондиции» (Программа «Президентские состязания»)

При изучении учебного материала «Основные приемы самоконтроля» в 7 классе возможна интеграция с темой «Как сохранить здоровье сердечно-сосудистой системы». Учащимся необходимо раскрыть следующие понятия:

- положительное влияние занятий физической культуры на сердечно-сосудистую систему;

- объем физической нагрузки в зависимости от возраста, уровня здоровья, двигательной активности, физической подготовленности человека;

- комплекс физических упражнений для сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы.

Эффективное освоение учащимися данного материала требует реализации принципа межпредметных связей.

При разработке такого межпредметного содержания преподаватель физкультуры совместно с преподавателем образовательной области «Естествознание» руководствуется прежде всего тем, чтобы освоение учебного материала помогало учащимся всесторонне познавать себя.

Возможно использование интегрированных уроков, уроков с теоретико-методической направленностью, самостоятельных форм занятий, написание рефератов, выполнение тематических заданий. Данные формы способствуют сохранению объема двигательной активности учащихся на фоне изучения основ знаний о физкультурной деятельности.

Литература

Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. Москва, 1986.

Гарбузов В.И. АТ для старшеклассников // Семья и школа. 1980. № 3.

Бернар А. Стресс излечим. М.: Крок-пресс, 1994.

Воспитание школьников. Журнал, 1995-1997. Раздел «Помоги себе сам».

Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1980.

Программа «Президентские состязания» // Физическая культура в школе. 1997. № 7.

Физическая культура в школе. Журнал, № 2, 6, 2000. Раздел «Наука – практике».

Физическая культура в школе. Журнал, № 4, 2000. Раздел «Вопросы воспитания».

Физическая культура в школе. Журнал, № 3, 1999. Овчинникова И.В. «Физическая культура и биология».

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Класс

    При изучении раздела «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» из курса «Основы здорового образа жизни» можно включать материал следующих тем: «Как сохранить здоровье сердечно-сосудистой системы» и «Благополучие окружающей среды».

Класс

    Тему «Последствия наших поступков для жизни общества» из курса «Основы здорового образа жизни» можно включить в раздел «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

    Тему «Здоровье – нравственная категория» рекомендуется изучить во II разделе «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».

Литература

Байер К., Штейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.

Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998.

Жизнь без лекарств. Под ред. Козлова И.М., С-Пб., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: