Текстовые колонки, заголовки и иллюстрации

 

Полосы периодических изданий по вертикали делятся обычно на то или иное число колонок, столбцов. Исключение составляют некоторые виды журналов (например, ли­тературно-художественные), в которых практикуется книжная верстка на широкий од­ноколонный формат.

Формат колонки (ширина колонки, длина строки) — одно из звеньев в ряду размер­ных характеристик. При их выборе стремятся с технической и экономической точек зре­ния наиболее выгодно осуществить выпуск издания, обеспечивая при этом его внешнюю привлекательность, удобство чтения и оптимальную передачу информации.

Разделение на колонки отвечает прежде всего утилитарным потребностям: читателю обеспечивается благоприятная обстановка для чтения, а тем, кто работает над номером, позволяет легко объединить в одно целое — в макет — разнородные элементы — графи­ческие изображения и текстовые материалы, свободно меняя их размеры и конфигура­цию, без затруднений переставлять публикации, не ломая при этом структуру полос. Вместе с другими наборными, графическими, пробельными и цветовыми элементами колонки являются материалом для всех комбинационных построений на полосах, обеспечивающих их единство и гармонию.

Для изданий разного формата существует предельное минимальное и максимальное число и размер колонок, зависящие от многих факторов. Так, в слишком короткой стро­ке при выключке ее на формат могут возникать неравномерные пробелы и множество идущих подряд переносов, нарушающих геометрию формы и затрудняющих чтение. Широкие форматы более экономичны, позволяют поместить больше текста, но они уменьшают возможности композиционных построений. Установлено, что при очень длинных (более 7 квадратов, или 126 мм) или очень коротких (до 2 квадратов, или 36 мм) строках снижается скорость чтения. Наиболее удобной для восприятия считается длина строки в 2,5 — 4 квадрата (соответственно 45 и 72 мм).

Ширина колонки может зависеть и от того, каким шрифтом набирается текст. Для крупного шрифта нужна более длинная строка, а для мелкого - наоборот. При наборе текста шрифтом 10 кегля наиболее удобочитаемая строка - 4 — 6,5 квадратов; при восьмипунктовом наборе — 3 — 4 квадрата.

Помимо основного формата колонки, называемого стандартным, в газетах и журна­лах используются дополнительные, обычно кратные основному, и нестандартные фор­маты. На стандартный формат набираются основные массивы текстов, и появление на их фоне строк другого размера сразу обращает на себя внимание. Поэтому нестандарт­ные и дополнительные форматы могут использоваться для выделения каких-то материа­лов или их частей, закрепляться за отдельными группами и тематическими полосами, разделами и т.д. Так, хроникальные материалы можно оформить узкой колонкой, а ши­рокий формат использовать для публикаций большого объема, чтобы множество узких длинных колонок не выглядело удручающе уныло.

В последнее время стала встречаться верстка текста переменным форматом, когда в материале одна из колонок оказывается уже остальных. Чаще всего это происходит при использовании в материале иллюстраций, не вписывающихся в стандартный формат, не кратных ему. Возродился прием оформления набора в оборку, сегодня он называется обтеканием текста, позволяющим получать не только прямоугольные, но и весьма сложно конфигурированные тексты, окружающие иллюстрации не менее сложной формы (рис. 2 на цветной вклейке).

Рассмотрим для примера число форматов и колонок в еженедельнике «Московские новости» (до последних перемен в верстке издания). За каждым разделом еженедельника закреплены «свои» форматы колонок. Материалы общественно-политической тематики верстаются на пять колонок шириной 50 мм. Новостные материалы на второй полосе оформляются на шесть более узких колонок (рис.4), но самая важная информация мо­жет в полтора раза превышать установленный для этих полос формат. Так же на шесть колонок верстаются разделы экономики и бизнеса, на четыре — культуры и всегда натри — страница трех авторов. В сочетании с другими средствами этот прием делает разделы издания быстро узнаваемыми, читателю легко ориентироваться в рубриках номера, а перемена ритма построения полос делает живым лицо издания.

Естественно, что не может быть одинаковой форматная палитра развлекательного из­дания и солидной газеты. И нигде не записано раз и навсегда, как, сколько и каких коло­нок использовать. Но сколь бы ни были сложны форматные построения, в них должна быть известная логика и ясность, избавляющие читателя от необходимости преодолевать препятствия на пути к материалу: он может до него и не дойти. Самоцельная игра формата­ми — ради «приятности» композиции — интересна только узким специалистам. Обычный читатель присутствие формы чаще обнаруживает, только когда она ему мешает.

Представление о содержании издания мы получаем из таких структурных элементов формы как анонсы, указатели содержания и непосредственно из названий материалов — заголовков, по которым можно оценить важность публикации и быстро выбрать необхо­димую. Отсюда и основное требование к оформлению заголовков - они должны легко «читаться».

Некоторые сведения о материале могут дать и внешние особенности заголовков: их форма, композиция, шрифтография, стилистика оформления в целом. Например, одно­типное исполнение заголовков нескольких материалов может указывать на то, что они объединены по каким-то признакам. Часто за определенными тематическими блоками закрепляются «свои» шрифты. Если тот или иной способ оформления применяется по­стоянно, он становится для читателя дополнительным опознавательным знаком, ориен­тиром, облегчающим знакомство с номером. Композиционно заголовки являются опор­ными центрами страниц, усиление и ослабление интенсивности которых означает офор­мительски противоположные действия по руководству вниманием читателя.

В газете, живущей недолго, оформление основной массы заголовков не требует слож­ных решений. Каждый из них должен быть красив настолько, насколько красивы и гармо­ничны его шрифт или сочетание шрифтов, компоновка строк заголовка и насколько точно выбран и сбалансирован с другими его размер. Напротив, некоторые журналы, предназ­наченные для более длительного, чем ежедневная газета, пользования, могут, в подобаю­щих случаях, использовать сложные художественные приемы разработки заголовка, стре­мясь передать не только смысл, содержание текста, но и его дух, настроение. В этих случаях реализуется не только функциональная, но и эстетическая функция заголовка.

Стиль, методы, способы оформления заголовков тесно связаны с такими факторами, как формат и объем издания, количество материалов на полосе, содержание и объем пуб­ликации. Так, в газете большого формата на одной полосе размещается в среднем в два раза больше материалов, чем в малоформатной газете; в еженедельниках и журналах один материал может занимать всю или несколько полос; информационные полосы составля­ются из множества небольших по объему материалов. Эти обстоятельства непосредствен­но влияют на выбор размеров, композицию, шрифтовое оформление заголовков.

Современные представления о культуре ведения изданий, технико-технологи­ческие и экономические особенности их производства в условиях острой конку­ренции требуют стандартизации приемов и средств оформления заголовков. Реа­лизуемые и сохраняемые в так называемых стилях, они позволяют эффективнее использовать возможности компьютерных технологий, основной смысл которых в автоматизации, облегчении трудоемких процессов, где оформление заголовков занимает далеко не последнее место.

Еще одной важной составляющей газетной и журнальной графики являются иллюс­трации, играющие в номере большую информационную и изобразительную роль.

В зависимости от характера, направления, полиграфического исполнения издания и назначения иллюстрации, она может быть вспомогательным (например, пиктограмма в колонтитуле или небольшая фотография автора статьи в заголовочном комплексе), рав­ным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самоценным произведением фотографического или изобразительного искусства. Точно так же и уровень иллюстрированности издания зависит от его специ­фических характеристик, поэтому журнал мод в этом смысле всегда будет оформлен бо­гаче, чем, к примеру, литературно-художественный журнал и даже иное издание, заявля­ющее о себе как иллюстрированное. Подавляющую часть иллюстративного ряда в пери­одике занимают фотографии, достаточно широко представлены рисунки и коллажи. Не­которые, особенно специализированные, издания широко используют схемы, диаграм­мы и другие виды инфографики, получившие большое распространение в связи с появ­лением графических программ, упростивших их изготовление.

С оформительской точки зрения иллюстрация — это самый яркий, в первую очередь привлекающий внимание компонент полосы, ее зрительный, а следовательно, и компо­зиционный центр. Поэтому чаще всего верстка, компоновка полосы начинается с поис­ка наиболее подходящего для постановки иллюстраций места, вокруг которого в даль­нейшем встанут тексты.

Строгий, по преимуществу черно-белый образ газет и журналов обогатился в последние годы новыми красками. Все более свободное интегрирование текста и графики, возмож­ность моментально менять параметры элементов оформления, гибкие инструменты обра­ботки иллюстраций, создания и группировки объектов, поворота их на любой угол, получе­ния горизонтальных и вертикальных отражений, многообразная работа с цветом и многое другое, пришедшее с компьютерными технологиями, решительно меняют облик периоди­ческих изданий. И все же следует иметь в виду, что сами эти новшества в инструментарии и технологии базируются на фундаментальных представлениях о закономерностях построе­ния формы, выработанных всем предшествующим опытом оформления печатных изданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: