Полосы периодических изданий по вертикали делятся обычно на то или иное число колонок, столбцов. Исключение составляют некоторые виды журналов (например, литературно-художественные), в которых практикуется книжная верстка на широкий одноколонный формат.
Формат колонки (ширина колонки, длина строки) — одно из звеньев в ряду размерных характеристик. При их выборе стремятся с технической и экономической точек зрения наиболее выгодно осуществить выпуск издания, обеспечивая при этом его внешнюю привлекательность, удобство чтения и оптимальную передачу информации.
Разделение на колонки отвечает прежде всего утилитарным потребностям: читателю обеспечивается благоприятная обстановка для чтения, а тем, кто работает над номером, позволяет легко объединить в одно целое — в макет — разнородные элементы — графические изображения и текстовые материалы, свободно меняя их размеры и конфигурацию, без затруднений переставлять публикации, не ломая при этом структуру полос. Вместе с другими наборными, графическими, пробельными и цветовыми элементами колонки являются материалом для всех комбинационных построений на полосах, обеспечивающих их единство и гармонию.
|
|
Для изданий разного формата существует предельное минимальное и максимальное число и размер колонок, зависящие от многих факторов. Так, в слишком короткой строке при выключке ее на формат могут возникать неравномерные пробелы и множество идущих подряд переносов, нарушающих геометрию формы и затрудняющих чтение. Широкие форматы более экономичны, позволяют поместить больше текста, но они уменьшают возможности композиционных построений. Установлено, что при очень длинных (более 7 квадратов, или 126 мм) или очень коротких (до 2 квадратов, или 36 мм) строках снижается скорость чтения. Наиболее удобной для восприятия считается длина строки в 2,5 — 4 квадрата (соответственно 45 и 72 мм).
Ширина колонки может зависеть и от того, каким шрифтом набирается текст. Для крупного шрифта нужна более длинная строка, а для мелкого - наоборот. При наборе текста шрифтом 10 кегля наиболее удобочитаемая строка - 4 — 6,5 квадратов; при восьмипунктовом наборе — 3 — 4 квадрата.
Помимо основного формата колонки, называемого стандартным, в газетах и журналах используются дополнительные, обычно кратные основному, и нестандартные форматы. На стандартный формат набираются основные массивы текстов, и появление на их фоне строк другого размера сразу обращает на себя внимание. Поэтому нестандартные и дополнительные форматы могут использоваться для выделения каких-то материалов или их частей, закрепляться за отдельными группами и тематическими полосами, разделами и т.д. Так, хроникальные материалы можно оформить узкой колонкой, а широкий формат использовать для публикаций большого объема, чтобы множество узких длинных колонок не выглядело удручающе уныло.
|
|
В последнее время стала встречаться верстка текста переменным форматом, когда в материале одна из колонок оказывается уже остальных. Чаще всего это происходит при использовании в материале иллюстраций, не вписывающихся в стандартный формат, не кратных ему. Возродился прием оформления набора в оборку, сегодня он называется обтеканием текста, позволяющим получать не только прямоугольные, но и весьма сложно конфигурированные тексты, окружающие иллюстрации не менее сложной формы (рис. 2 на цветной вклейке).
Рассмотрим для примера число форматов и колонок в еженедельнике «Московские новости» (до последних перемен в верстке издания). За каждым разделом еженедельника закреплены «свои» форматы колонок. Материалы общественно-политической тематики верстаются на пять колонок шириной 50 мм. Новостные материалы на второй полосе оформляются на шесть более узких колонок (рис.4), но самая важная информация может в полтора раза превышать установленный для этих полос формат. Так же на шесть колонок верстаются разделы экономики и бизнеса, на четыре — культуры и всегда натри — страница трех авторов. В сочетании с другими средствами этот прием делает разделы издания быстро узнаваемыми, читателю легко ориентироваться в рубриках номера, а перемена ритма построения полос делает живым лицо издания.
Естественно, что не может быть одинаковой форматная палитра развлекательного издания и солидной газеты. И нигде не записано раз и навсегда, как, сколько и каких колонок использовать. Но сколь бы ни были сложны форматные построения, в них должна быть известная логика и ясность, избавляющие читателя от необходимости преодолевать препятствия на пути к материалу: он может до него и не дойти. Самоцельная игра форматами — ради «приятности» композиции — интересна только узким специалистам. Обычный читатель присутствие формы чаще обнаруживает, только когда она ему мешает.
Представление о содержании издания мы получаем из таких структурных элементов формы как анонсы, указатели содержания и непосредственно из названий материалов — заголовков, по которым можно оценить важность публикации и быстро выбрать необходимую. Отсюда и основное требование к оформлению заголовков - они должны легко «читаться».
Некоторые сведения о материале могут дать и внешние особенности заголовков: их форма, композиция, шрифтография, стилистика оформления в целом. Например, однотипное исполнение заголовков нескольких материалов может указывать на то, что они объединены по каким-то признакам. Часто за определенными тематическими блоками закрепляются «свои» шрифты. Если тот или иной способ оформления применяется постоянно, он становится для читателя дополнительным опознавательным знаком, ориентиром, облегчающим знакомство с номером. Композиционно заголовки являются опорными центрами страниц, усиление и ослабление интенсивности которых означает оформительски противоположные действия по руководству вниманием читателя.
В газете, живущей недолго, оформление основной массы заголовков не требует сложных решений. Каждый из них должен быть красив настолько, насколько красивы и гармоничны его шрифт или сочетание шрифтов, компоновка строк заголовка и насколько точно выбран и сбалансирован с другими его размер. Напротив, некоторые журналы, предназначенные для более длительного, чем ежедневная газета, пользования, могут, в подобающих случаях, использовать сложные художественные приемы разработки заголовка, стремясь передать не только смысл, содержание текста, но и его дух, настроение. В этих случаях реализуется не только функциональная, но и эстетическая функция заголовка.
|
|
Стиль, методы, способы оформления заголовков тесно связаны с такими факторами, как формат и объем издания, количество материалов на полосе, содержание и объем публикации. Так, в газете большого формата на одной полосе размещается в среднем в два раза больше материалов, чем в малоформатной газете; в еженедельниках и журналах один материал может занимать всю или несколько полос; информационные полосы составляются из множества небольших по объему материалов. Эти обстоятельства непосредственно влияют на выбор размеров, композицию, шрифтовое оформление заголовков.
Современные представления о культуре ведения изданий, технико-технологические и экономические особенности их производства в условиях острой конкуренции требуют стандартизации приемов и средств оформления заголовков. Реализуемые и сохраняемые в так называемых стилях, они позволяют эффективнее использовать возможности компьютерных технологий, основной смысл которых в автоматизации, облегчении трудоемких процессов, где оформление заголовков занимает далеко не последнее место.
Еще одной важной составляющей газетной и журнальной графики являются иллюстрации, играющие в номере большую информационную и изобразительную роль.
В зависимости от характера, направления, полиграфического исполнения издания и назначения иллюстрации, она может быть вспомогательным (например, пиктограмма в колонтитуле или небольшая фотография автора статьи в заголовочном комплексе), равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самоценным произведением фотографического или изобразительного искусства. Точно так же и уровень иллюстрированности издания зависит от его специфических характеристик, поэтому журнал мод в этом смысле всегда будет оформлен богаче, чем, к примеру, литературно-художественный журнал и даже иное издание, заявляющее о себе как иллюстрированное. Подавляющую часть иллюстративного ряда в периодике занимают фотографии, достаточно широко представлены рисунки и коллажи. Некоторые, особенно специализированные, издания широко используют схемы, диаграммы и другие виды инфографики, получившие большое распространение в связи с появлением графических программ, упростивших их изготовление.
|
|
С оформительской точки зрения иллюстрация — это самый яркий, в первую очередь привлекающий внимание компонент полосы, ее зрительный, а следовательно, и композиционный центр. Поэтому чаще всего верстка, компоновка полосы начинается с поиска наиболее подходящего для постановки иллюстраций места, вокруг которого в дальнейшем встанут тексты.
Строгий, по преимуществу черно-белый образ газет и журналов обогатился в последние годы новыми красками. Все более свободное интегрирование текста и графики, возможность моментально менять параметры элементов оформления, гибкие инструменты обработки иллюстраций, создания и группировки объектов, поворота их на любой угол, получения горизонтальных и вертикальных отражений, многообразная работа с цветом и многое другое, пришедшее с компьютерными технологиями, решительно меняют облик периодических изданий. И все же следует иметь в виду, что сами эти новшества в инструментарии и технологии базируются на фундаментальных представлениях о закономерностях построения формы, выработанных всем предшествующим опытом оформления печатных изданий.