Разделительные элементы

 

В дизайне периодического издания всегда решается двуединая задача — разделение и объединение частей формы. Реализуется она, в частности, с помощью вертикальных и горизонтальных линий и образуемых из них рамок, которые применяют в оформлении отдельных материалов и подборок, заголовков, колонтитулов, подписей. Рамками часто обводят края иллюстрации для получения более чистой геометрии форм. В одних изданиях линии выполняют вспомогательные функции, а в других могут быть ведущим оформительским приемом, средством индивидуализации внешнего облика.

Длительное время широко использовались линейки, разделявшие колонки внутри публикаций. Стремясь поместить как можно больше материала на странице, колонки располагали на небольшом расстоянии друг от друга и, чтобы помочь читателям ориен­тироваться, устанавливали между ними тонкие разделительные линейки. С увеличением межколонных пробелов необходимость в этом отпала, и сегодня если межколонная ли­нейка и появляется, то уже как декоративно-стилистический элемент. Чаще всего меж­колонные линейки применяют еженедельники для оживления больших полос набора.

Различаются линии по рисунку, толщине (кеглю) и цветовой насыщенности. Самые тонкие, называемые волосными, имеют толщину, равную 1/, пункта. Компьютерные про­граммы предоставляют возможность не только использовать несколько типов готовых линеек, но и создавать собственные образцы различного стиля и кегля — штриховые, точечные, двойные, прямого и инверсного изображения, — от 0,1 до 800 пунктов (шаг изменений — 0,1 пункта). Цветовую насыщенность линий (в том числе на протяжении одной) можно менять в пределах от 0 до 100%. Линии небольшой толщины применяют, как правило, для разделения материалов, рисования рамок, подчеркивания. Большой кегль используется при оформлении титулов, полосных рубрик, колонтитулов, анонсов.

Как и другие графические элементы формы, линии и рамки используются в соот­ветствии с заранее выработанными принципами, зафиксированными в модели оформ­ления издания.

Необходимое условие аккуратности, привлекательности издания — продуманное рас­пределение горизонтального и вертикального пространства между элементами формы -свободных от печати участков полос, обычно называемых пробелами.

Как и линейки, пробелы служат средством и разделения и объединения. Они могут играть и выделительную роль. К таким относятся набор фрагментов текста вразрядку, набор на уменьшенный формат (втяжкой или отступами), ступенчатый набор, разделе­ние пробелами частей текста.

Все виды пробелов должны быть специфицированы и использоваться так же после­довательно, как и любые другие приемы организации содержания. Разнобой в их приме­нении делает полосу неряшливой, плохо читаемой.

Колонки текста по вертикали отделяются друг от друга пробелами определенной величины. Стандартный размер пробела, устанавливаемого по умолчанию в настольных издательских системах, равен цицеро. Минимальный, применяемый в газетах, — шесть пунктов. Но, как и любые другие элементы формы, межколонные пробелы должны находиться в соответствии со всеми размерными характеристиками каждого конкретного издания и быть в определенных масштабных соотношениях с колонками, которые они разделяют. Так, стандартный пробел может оказаться непропорционально широким при узкой колонке и, наоборот, недостаточным для набора на широкий формат. Если для раз­деления каких-то материалов вместо линейки используется пробел, он должен быть боль­ше пробела, делящего колонки внутри материала.

Во многих изданиях сегодня стало популярным применение вместо пробелов деко­ративного фона различной насыщенности. Здесь проявились возможности издательс­ких систем, значительно расширяющие инструментарий оформления и позволяющие легко создавать фон, рамки вокруг любого объекта с произвольным определением параметров контура и заливки.

Расстоянием между строками абзаца управляют опции интерлиньяжа. В компьютер­ных технологиях, сохранивших типографское название операции leading (от lead — свинец), интерлиньяж устанавливается по умолчанию в 120% (для шрифта 8 кегля интерлиньяж будет равен 9,6 пункта. Поскольку выбор интерлиньяжа зависит от тре­бований конкретной публикации и от шрифта, программы допускают его пошаговую на­стройку с интервалом 0,1 пункта).

Такой интервал считается достаточным для большинства текстов. Но надо иметь в виду, что с увеличением длины строки должен увеличиваться и межстрочный интервал, иначе затрудняется чтение текста, так как больше времени тратится на поиск начала сле­дующей строки.

В наборе на малые форматы, обычные для газетных текстов, межстрочные расстоя­ния можно уменьшать, но тогда поле набора будет выглядеть темнее, особенно если применен шрифт насыщенного начертания. Увеличение интерлиньяжа делает текст более удобным для чтения, но уменьшает емкость полосы набора.

Такой интервал считается достаточным для большинства текстов. Но надо иметь в виду, что с увеличением длины строки должен увеличиваться и межстрочный интервал, иначе затрудняется чтение текста, так как больше времени тратится на поиск начала следующей строки.

В наборе на малые форматы, обычные для газетных текстов, межстрочные расстояния можно уменьшать, но тогда поле набора будет выглядеть темнее, особенно если применен шрифт насыщенного начертания. Увеличение интерлиньяжа делает текст более удобным для чтения, но уменьшает емкость полосы набора.

Такой интервал считается достаточным для большинства текстов. Но надо иметь в виду, что с увеличением длины строки должен увеличиваться и межстрочный интервал, иначе затрудняется чтение текста, так как больше времени тратится на поиск начала следующей строки.

В наборе на малые форматы, обычные для газетных текстов, межстрочные расстояния можно уменьшать, но тогда поле набора будет выглядеть темнее, особенно если применен шрифт насыщенного начертания. Увеличение интерлиньяжа делает текст более удобным для чтения, но уменьшает емкость полосы набора.

 

В наборе на малые форматы, обычные для газетных текстов, межстрочные расстояния можно уменьшать, но тогда поле набора будет выглядеть темнее, особенно если применен шрифт насыщенного начертания. Увеличение интерлиньяжа делает текст более удобным для чтения, но уменьшает емкость полосы набора. В наборе на малые форматы, обычные для га­зетных текстов, межстрочные расстояния можно уменьшать, но тогда поле набора будет выглядеть темнее, особенно если применен шрифт насыщен­ного начертания. Увеличение интерлиньяжа дела­ет текст более удобным для чтения, но уменьшает емкость полосы набора.

 

Таким образом, расстояние между строками набора оказывается важным фактором создания удобной для восприятия графики издания. Выбирая шрифт, определяя длину строки набора (формата колонки), надо экспериментальным путем подобрать наиболее приемлемое расстояние между строками.

Распределение пространства для межсловных промежутков определяет величину ин­тервала между соседними словами, распределение пространства между символами — значение промежутков между соседними знаками. Стандартное значение для первых уста­навливается в 100% (обычно половина кегля шрифта), для вторых — 0%, поскольку зна­ки в слове идут без зазора между собой (на самом деле за ноль принимаются расстояния между знаками, заложенные еще на стадии проектирования шрифта).

В связи с тем, что в газетно-журнальной верстке используется узкая колонка и подав­ляющее большинство текстов выключается по формату, то есть точно выравнивается по левому и правому краям, добиться строгой равномерности интервалов трудно. Поэтому правилами набора допускается их уменьшение или увеличение до некоторых пределов. Основное требование здесь в том, чтобы плотность текста была достаточно равномерной. Это значит, в частности, что пробелы внутри одной строки и в смежных строках не должны заметно различаться между собой, совпадать в смежных строках, образуя разрывы в тексте, а межлитерные и межсловные интервалы должны достаточно отличаться друг от друга.

Легкость управления интервалами иногда используют, чтобы втиснуть побольше зна­ков в маленькое пространство или, наоборот, заполнить пустоты, «разогнав» текст. Бы­вает, что в этих же целях сужают или расширяют знаки, так называемый scale, не меняя их высоту. Но ширина и высота шрифта, толщина основных и соединительных штрихов, межбуквенные и внутрибуквенные просветы тесно связаны между собой. Ими опреде­ляются функциональные и художественные качества шрифтов, и разработчики учиты­вают эти взаимозависимости не только для отдельных шрифтов и их начертаний, но и для каждого кегля. Изменение одного из параметров шрифта без учета других искажает его облик, ухудшает качество набора и восприятие текста. Более приемлемым решением будет регулировка кегля шрифта и интерлиньяжа.

Некоторые буквы, разделенные стандартными промежутками, кажутся расставлен­ными слишком широко («Г» и «о», «Т» и «о»). Такие пары символов называются кернин-говыми по названию операции, позволяющей автоматически или вручную регулировать расстояния между ними, чтобы они располагались теснее. Другой способ регулировки плотности текста, применяемый ко многим символам одновременно, трекинг, меняет расстояния между символами во всем материале на одинаковую величину, при этом сте­пень увеличения или уменьшения интервалов зависит от кегля шрифта.

Одним из видов пробелов являются интервалы между компонентами формы, назы­ваемые отбивками. Это интервалы между титулом и остальной частью полосы, колонти­тулом и заголовком, между материалом и авторской подписью и т.д. Технологические инструкции по типографской верстке газет устанавливали определенные нормы отби­вок для разных элементов полосы. Например, шапки и заголовки следовало отбивать от колонтитула на 10-12 пунктов, заголовки от последующего текста — на 4-6, а от предшествующего — на 8-12, текст статей, заключенных в рамки, от самих рамок на 2-4, а рамку от смежного текста — на 4-8 пунктов.

Некоторые из этих норм вошли сегодня в противоречие с современными тен­денциями оформления, поэтому многие редакции устанавливают индивидуаль­ные нормы отбивок, приводя их в соответствие со своими представлениями о пропорциональности, масштабных соотношениях печатных и непечатных эле­ментов формы. К сожалению, часто забывается при этом одно из основных пра­вил, выработанное практикой полиграфии, на котором базировались старые нор­мы: все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковыми про­белами, и при этом они всегда делаются меньше, чем пробелы в несвязанных элементах (пробел между рамкой и текстом, который она обрамляет, меньше, чем между рамкой и соседним текстом, пробел между заголовком и его текстом всегда меньше расстояния между ним и предшествующим текстом и т.д.). Поэто­му даже в изданиях с хорошей оформительской репутацией можно встретить за­головки, болтающиеся между своими и чужими текстами или налезающие на ко­лонтитулы, рамку, прижатую к соседнему материалу и неравномерно отбитую с разных сторон от своего и т.д.

Таким образом, промежутки между элементами нельзя рассматривать просто как оставшиеся свободными участки полосы. На самом деле это очень важный инструмент создания привлекательной верстки. Поэтому сегодня в редакциях, пекущихся о полиграфически грамотном, профессиональном исполнении своих изданий, разрабатываются и применяются правила, регламентирующие их исполь­зование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: